ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2176/20 от 07.05.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-2176/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 7 мая 2020 года 06 ноября 2019 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденова О.Н., рассмотрев протест заместителя прокурора <адрес>ФИО4 на вступившее в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка <адрес> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя совета <данные изъяты>») ФИО1,

установил:

постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка <адрес> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ председатель совета <данные изъяты>ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

В протесте, поданном в Первый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора <адрес>ФИО4 ставит вопрос об отмене постановления мирового судьи как незаконного, указывая на отсутствие у ФИО1 обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального учета, поскольку штатное расписание <данные изъяты> не утверждалось, работники не принимались, договоры с третьими лицами не заключались, оплаты не производились, отсутствуют выплаты для начисления и уплаты страховых взносов, ФИО1 в штате отделения не состоит, является не работающим.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, доводов протеста прокурора позволяет прийти к следующим выводам.

Статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Порядок организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлен Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон об индивидуальном (персонифицированном) учете).

Согласно статьей 1 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) индивидуальный (персонифицированный) учет представляет собой организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из положений статьи 3 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

При реализации указанной выше нормы федерального закона под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), то есть лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, в частности, граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, на выплаты по которым начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Пунктом 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 года № 766н, определено, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ. Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Обязанность по представлению сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, возникает у юридических лиц в отношении граждан, работающих по трудовому договору либо гражданско-правовому договору и получающих выплаты, на которые согласно ст. 420 НК РФ начисляются страховые взносы.

В статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» определено, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» на работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании.

Признаки трудовых отношений закреплены в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), согласно которой трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем, в частности, о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен; в результате назначения на должность или утверждения в должности.

При указанных обстоятельствах если физические лица (в том числе руководитель организации в случае, когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, то такие лица относятся к работающим лицам.

Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому или гражданско-правовому договору.

Соответственно, вопрос о необходимости предоставления общественными объединениями как страхователями по обязательному пенсионному страхованию отчетности по форме СЗВ-М зависит от того, оформлены ли трудовые отношения (заключены ли трудовые договоры) или гражданско-правовые отношения (заключены ли соответствующие договоры, в соответствии с которыми выплачиваются вознаграждения) с работниками указанных общественных объединений. В случае отсутствия такого оформления отношений предоставление отчетности по форме СЗВ-М за таких лиц общественными объединениями не осуществляется.

Как усматривается из материалов дела, основанием составления в отношении ФИО1 как председателя <данные изъяты> протокола об административном правонарушении и в дальнейшем привлечения его мировым судьей к административной ответственности по статье 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось непредставление им в УПФР в <адрес> сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за отчетный период – ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ включительно, такой отчет был представлен ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, состоявшийся по делу судебный акт законным признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно частям 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Мировым судьей при рассмотрении и разрешении настоящего дела требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела не выполнены.

Как следует из состоявшегося по делу судебного акта и материалов дела, при рассмотрении дела мировым судьей сделан вывод о наличии в деянии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лишь на основании имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельствующей о том, что ФИО1 является одним из учредителей <данные изъяты> а также председателем совета данной организации.

Вместе с тем, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировым судьей при рассмотрении дела не были выяснены фактические обстоятельства дела, а именно, состоит ли ФИО1 в трудовых, гражданско-правовых отношениях с <данные изъяты> то есть является ли ее работником, имеются ли иные работники в данной организации, занимает ли ФИО1 должность председателя совета <данные изъяты> на выборных началах или был назначен на данную должность, выплачивается ли ФИО1 и иным работникам заработная плата (иное вознаграждение), производятся ли отчисления на работающих лиц.

В материалах дела отсутствуют сведения, на основании которых возможно установить такие обстоятельства.

Согласно имеющейся в материалах дела расписке (л.д. 39), а также состоявшемуся по делу судебному акту, ФИО1 не признавал свою вину в совершении инкриминированного ему административного правонарушения, между тем, доводы, по которым он отрицал свою вину, мировой судья не выяснял и не проверял, такие доводы не отражены в материалах дела и судебном акте.

Таким образом, дело об административном правонарушении в отношении названного лица рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 указанного Кодекса о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи подлежит отмене.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которого было вынесено постановление мирового судьи.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка <адрес> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя совета <данные изъяты>ФИО1, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья О.Н. Найденова

Копия верна:

судья