№ 16-2449/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 21 августа 2020 г.
Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу защитника Кутового Максима Сергеевича, действующего на основании доверенности ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю № 059/04/7.32.5-501/2019 от 06 июня 2019 года, решение судьи Кировского районного суда города Перми от 13 декабря 2019 года и решение судьи Пермского краевого суда от 18 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела закупок вспомогательных материалов и оборудования федерального казенного предприятия «Пермский пороховой завод» ФИО1,
установила:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю № 059/04/7.32.5-501/2019 от 06 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда города Перми от 13 декабря 2019 года и решением судьи Пермского краевого суда от 18 февраля 2020 года, начальник отдела закупок вспомогательных материалов и оборудования федерального казенного предприятия «Пермский пороховой завод» (далее начальник отдела закупок вспомогательных материалов и оборудования ФКП «Пермский пороховой завод») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник выражает несогласие с указанными выше актами, просит их отменить.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП Российской Федерации) нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, а также отдельных этапов поставки товара, (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения с 22 апреля 2019 года по 06 мая 2019 года надзорных мероприятий прокуратурой Кировского района г. Перми установлено, что ФКП «Пермский пороховой завод» и <данные изъяты> 31 мая 2018 года по результатам электронного аукциона заключен контракт № 67-53 на поставку пиломатериала из хвойных пород на сумму 4 869 971,60 рублей. ФКП «Пермский пороховой завод» обязательств по оплате поставленного товара в течение 30 дней с момента подписания документа о приемке товара, как предусмотрено пунктом 2.8 контракта, не исполнило, чем нарушило часть 13.1 статьи 34, часть 1 статьи 94 Закона о контрактной системе. Аналогичные нарушения относительно срока оплаты товара, услуг были допущены ФКП «Пермский пороховой завод» по контракту № 67-84 от 16 июля 2019 года, заключенному с <данные изъяты> на поставку станций гидравлических, шкафов управления станциями на сумму 2 186 025, 56 рублей, контракту № 67-68 от 25 июня 2018 года, заключенному с <данные изъяты> на поставку картриджей на сумму 790 000 рублей, контракту № 67-89, заключенному с <данные изъяты> на поставку оборудования для защитных сооружений на сумму 15 463 832,90 рублей, контракту № 67-33 от 20 апреля 2018 года, заключенному с <данные изъяты> на поставку питьевой воды в бутылях на сумму 1 388 319,93 рублей, контракту № 67-17 от 26 марта 2018 года, заключенному с <данные изъяты> на поставку печатной продукции на сумму 1 096 561,28 рублей, контракту № 67-91 от 24 июля 2018 года, заключенному с <данные изъяты> на разработку проектной документации на реконструкцию главного паропровода, 1 этап (проектирование) на сумму 428 675,80 рублей, контракту № 67-100 от 07 августа 2018 года, заключенному с <данные изъяты> на выполнение работ по капитальному ремонту кабинетов в здании заводоуправления ФКП «Пермский пороховой завод» на сумму 3 461 605,18 рублей, контракту № 67-20 от 27 марта 2018 года, заключенному с <данные изъяты> на выполнение работ по текущему ремонту тепловозов ТЭМ-2 № 5834 инв. №2 0016099, ТЭМ-2 № 7616 инв. № 0026472 на сумму 5 019 300 рублей.
Должностным лицом заказчика - ФКП «Пермский пороховой завод», нарушившим требования Закона о контрактной системе, является начальник отдела закупок вспомогательных материалов и оборудования ФКП «Пермский пороховой завод» ФИО1
Таким образом, ФИО1, являясь должностным лицом - начальником отдела закупок вспомогательных материалов и оборудования ФКП «Пермский пороховой завод» обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку нарушил установленный срок оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок по заключенным и исполненным контрактам.
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности ФИО1 как должностного лица, в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Доводы приведенным в настоящей жалобе, о том, что контракты были заключены за счет собственных средств и для обеспечения собственных нужд, а не для обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет средств соответствующих бюджетов, были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в деянии ФИО1 состава вмененного административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Статьей 15 Закона о контрактной системе определены особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами.
Таким образом, Закон о контрактной системе регулирует отношения, связанные с расходованием денежных средств, в том числе бюджетными учреждениями.
Бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарное предприятие является субъектом контроля в соответствии с Законом о контрактной системе в тех случаях, когда осуществляет закупку в соответствии с Законом о контрактной системе.
ФКП «Пермский пороховой завод» по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным предприятием, что является разновидностью унитарных предприятий (абзац 2 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", абзац 3 пункта 1 статьи 113 ГК РФ).
Следовательно, в случае нарушения срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок за счет собственных средств бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием в соответствии с Законом о контрактной системе должностные лица заказчика подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), Закон о закупках распространяется на закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о закупках и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Аналогичное положение установлено подпунктом "в" пункта 2 части 2.1 статьи 15 Закон о контрактной системе.
Данные положения о проведении закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации введены Федеральным законом от 07.06.2017 N 108-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2018 N 174-ФЗ.
Федеральный закон от 29 июня 2018 года № 174-ФЗ вступил в силу 29 июня 2018 года.
Федеральным законом от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" часть 42 статьи 112 Закона о контрактной системе изложена в новой редакции, согласно которой до 1 октября 2018 г. государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе изменить или утвердить правовой акт, регламентирующий в соответствии с Законом N 223-ФЗ правила закупки, для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе, в 2018 г.
Таким образом, частью 42 статьи 112 Закона о контрактной системе предусмотрен переходный период для осуществления государственными, муниципальными унитарными предприятиями закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ в 2018 г.
По рассматриваемым эпизодам, вменяемых ФИО1 нарушений закупки проведены в соответствии с Законом о контрактной системе.
Таким образом, в случае нарушения срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок за счет собственных средств бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием в соответствии с Законом о контрактной системе, в том числе неисполнения обязанности по обеспечению авансирования, предусмотрена государственным или муниципальным контрактом, должностные лица заказчика подлежат привлечению к административной ответственности по ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Согласно размещенным ФКП «Пермский пороховой завод» в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru редакциям положений о закупках соответствующее Положение о закупках, регламентирующее в соответствии с Законом о закупках правила закупки, для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом «в» пункта 2 части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе, было размещено ФКП «Пермский пороховой завод» только 19 апреля 2019 года.
Таким образом, контракты, нарушение сроков оплаты по которым вменяется ФИО1, заключены в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, что также подтверждается непосредственно самим содержанием контрактов, посредством проведения электронного аукциона в рамках Закона о контрактной системе и Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФКП «Пермский пороховой завод».
Вопреки доводам жалобы при производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом административного органа и судебными инстанциями определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Каких-либо неустранимых сомнений о виновности начальника отдела закупок вспомогательных материалов и оборудования ФКП «Пермский пороховой завод» ФИО1 как должностного лица, не имеется.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии указанного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А.,
п о с т а н о в и ла:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю № 059/04/7.32.5-501/2019 от 06 июня 2019 года, решение судьи Кировского районного суда города Перми от 13 декабря 2019 года и решение судьи Пермского краевого суда от 18 февраля 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела закупок вспомогательных материалов и оборудования Федерального казенного предприятия «Пермский пороховой завод» ФИО1, оставить без изменения, жалобу защитника Кутового Максима Сергеевича, действующего на основании доверенности ФИО1 – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева