№ 16-2717/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 4 августа 2020 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу защитника Министерства социальной защиты Республики Карелия Егорова С.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 25 декабря 2019 г., решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 февраля 2020 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 19 марта 2020 г., вынесенные в отношении Министерства социальной защиты Республики Карелия по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 25 декабря 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 февраля 2020 г. и решением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 19 марта 2020 г., Министерство социальной защиты Республики Карелия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5% суммы средств, полученных из федерального бюджета, использованных не по целевому назначению – 72 261 руб.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник Министерства социальной защиты Республики Карелия Егоров С.В. просит отменить указанные акты как вынесенные с неправильным применением норм материального права и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Должностным лицом Управления Федерального казначейства по Республике Карелия и судебными инстанциями установлено следующее.
Пунктом 1 Положения о Министерстве социальной защиты Республики Карелия, утвержденного постановлением правительства Республики Карелия от 25.10.2017 № 374-П, на Минсоцзащиты Республики Карелия, являющееся органом исполнительной власти Республики Карелия и проводящее государственную политику, возложены функции в сферах социальной защиты и социального обслуживания населения, деятельности органов опеки и попечительства, профилактики безнадзорности несовершеннолетних на территории Республики Карелия. В рамках исполнения полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам власти субъектов Российской Федерации, Минсоцзащиты Республики Карелия обеспечивает предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (пункт 9 приведенного Положения).
В соответствии с приложением 33 (таблица 28) к Федеральному закону от 05.12.2017 № 362-Ф3 «О федеральном бюджете на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.» распределение субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.» бюджетам субъектов Российской Федерации на 2018 г., Республике Карелия была предусмотрена субвенция в размере 7 540 400 рублей.
В период с 29 августа по 18 сентября 2019 г. на основании приказа руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 23 августа 2019 г. № 255 в отношении Минсоцзащиты Республики Карелия проведена внеплановая выездная проверка использования субвенций, предоставленных из федерального бюджета на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.», в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
При изучении отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом (форма по ОКУД 0503324) должностным лицом установлено, что на 1 января 2019 г. в бюджет Республики Карелия поступило субвенций из федерального бюджета в сумме 7 226 100 рублей, кассовый расход средств субвенций составил 7 226 100 рублей.
На основании приказа исполняющего обязанности Министра социальной защиты Республики Карелия от 17 мая 2018 г. № 296-П «О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» было принято решение о предоставлении социальной поддержки по обеспечению жильем ФИО4, имеющей право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в размере 1 445 220 рублей, которые были перечислены 25 мая 2018 г. ФИО5 по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ на основании соответствующего платежного поручения.
При таких обстоятельствах, в ходе проведения проверки выявлены нарушения требований пункта 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», а именно: Минсоцзащиты Республики Карелия были направлены средства в размере 1 445 220 рублей, источником финансового обеспечения которых является субвенция, предоставленная из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на осуществление переданных полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», и оплачены денежные обязательства в целях, не соответствующих целям их предоставления, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения Министерства социальной защиты Республики Карелия к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614 (далее - Правила), определен порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
При этом в силу части 3 статьи 1 Закона Республики Карелия от 28.07.2010 № 1414-ЗРК «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов, проживающих на территории Республики Карелия» расходные обязательства Республики Карелия, возникающие при осуществлении органами государственной власти Республики Карелия полномочий, указанных в чч.1 и 2 настоящей статьи, исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Республики Карелия.
Нецелевое использование бюджетных средств образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, деяние Министерства социальной защиты Республики Карелия образует состав вменяемого административного правонарушения.
Установленные должностным лицом административного органа и судебными инстанциями обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах. Аналогичные по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к отмене судебных актов.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 15.14 названного Кодекса.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 25 декабря 2019 г., решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 февраля 2020 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 19 марта 2020 г., вынесенные в отношении Министерства социальной защиты Республики Карелия по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Министерства социальной защиты Республики Карелия Егорова С.В. – без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции