ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-2877/2022 от 27.06.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-2877/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 27 июня 2022 г.

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу защитника Алфимовой М.А. (далее – Алфимова М.А.), действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью «КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР», на вступившие в законную силу постановление начальника территориального отдела № 20 территориального управления государственного административно-технического надзора Московской области – старшего государственного административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 2 июля 2021 г., решение судьи Луховицкого районного суда Московской области от 22 сентября 2021 г. и решение судьи Московского областного суда от 18 ноября 2021 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР» (далее – ООО «КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановление начальника территориального отдела № 20 территориального управления государственного административно-технического надзора Московской области – старшего государственного административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 2 июля 2021 г., ООО «КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением судьи Луховицкого районного суда Московской области от 22 сентября 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 18 ноября 2021 г., указанное постановление должностного лица от 2 июля 2021 г. изменено в части административного наказания, а именно: размер назначенного административного штрафа снижен до 150 000 рублей. В остальной части это постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Алфимова М.А., действуя в интересах ООО «КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР», просит отменить названные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.

ООО «КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР», уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на неё не представило.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР» к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса.

Статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ) отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее также – ТКО).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно пунктам 9-12 которых потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26 июня 2019 г. № 350-РВ утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области, согласно пунктам 2, 3, 4, 5, 6 которого накопление твердых коммунальных отходов (далее также – ТКО) на придомовой территории многоквартирного дома осуществляется с использованием контейнеров, предназначенных для накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления. Раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО по видам однородных отходов, складирование разделенных видов ТКО на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО. Раздельное накопление ТКО организуется региональными операторами, на территории которых осуществляется раздельное накопление ТКО. При раздельном накоплении ТКО из ТКО выделяются сухие отходы, подлежащие утилизации, а именно: бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло, - годные к вторичной переработке, не загрязненные пищевыми отходами. Организация раздельного накопления ТКО на территории Московской области осуществляется с помощью двухконтейнерной системы раздельного накопления ТКО, при которой сухие отходы размещаются в одном контейнере с синей цветовой индикацией. Смешанные отходы размещаются в контейнере с серой цветовой индикацией. Каждая контейнерная площадка на территории многоквартирного дома Московской области оборудуется отдельным контейнером (контейнерами) для сухих отходов, годных к переработке, и контейнерами для смешанных отходов. Необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определяются исходя из нормативов накопления отходов. Количество контейнеров, необходимых для накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, образуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется исходя из установленных нормативов накопления ТКО и в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО. Переполнение контейнеров и бункеров не допускается. Накопление ТКО допускается исключительно в контейнеры. Не допускается накопление ТКО на покрытии контейнерной площадки, а также на прилегающей к ней территории.

Согласно Реестру существующих и планируемых к созданию контейнерных площадок для сбора ТКО на территории городского округа Луховицы Московской области, утвержденного постановлением администрации городского округа Луховицы Московской области от 28 марта 2019 г. № 729 (в редакции постановления от 19 мая 2021 г. № 906), между земельными участками № 17 и № 82 в селе Горетово городского округа Луховицы Московской области существует контейнерная площадка, на которой подлежат размещению 3 контейнера, объемом по 1,1 куб.м. каждый.

Как усматривается из материалов дела, в рамках осуществления контрольных (надзорных) мероприятий 31 мая 2021 г. г. в 15 часов 23 минуты уполномоченным должностным лицом территориального отдела № 20 территориального управления государственного административно-технического надзора Московской области выявлено, что ООО «КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР» допустило повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в том, что названное юридическое лицо в нарушение статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, пунктов 9-12 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, пунктов 2, 3, 4, 5, 6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области, на контейнерной площадке между земельными участками № 17 и № 82 в селе Горетово городского округа Луховицы Московской области допустило отсутствие двух контейнеров для сбора отходов, на контейнерной площадке установлен один контейнер черного цвета для сбора смешанных отходов, который переполнен отходами, рядом с ним скопление отходов (полиэтиленовые пакеты с отходами).

Ранее, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ООО «КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР» привлекалось к административной ответственности постановлениями должностных лиц территориального отдела № 20 территориального управления государственного административно-технического надзора Московской области, а именно: от 1 августа 2019 г. , вступившим в законную силу 28 марта 2020 г.; от 6 августа 2019 г. , вступившим в законную силу 21 мая 2020 г.; от 30 июня 2020 г. , вступившим в законную силу 4 февраля 2021 г.; от 23 сентября 2020 г. , вступившим в законную силу 21 мая 2021 г.

Приведенные обстоятельства вмененного ООО «КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР» административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае ООО «КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Деяние названного юридического лица квалифицировано по части 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Доказательства, на основании которых установлена виновность ООО «КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР» получены уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо и судебные инстанции не допустили нарушения норм процессуального права, правильно организовали и провели разбирательство по делу, разрешили все заявленные ходатайства, создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в своих актах дали полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности ООО «КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР» в совершении административного правонарушения. При этом имеющаяся по делу совокупность доказательств, являлась достаточной для рассмотрения и разрешения дела.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков в процессуальных документах, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушены.

Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу не подлежат удовлетворению. Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судами, таким доказательствам в совокупности дана надлежащая правовая оценка, оспаривать которую оснований не имеется.

Доводы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, в том числе о превышении расходов на приобретение контейнеров, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств, не содержат каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемых актов, не опровергают наличие в действиях ООО «КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что ими допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении ООО «КАШИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в размере менее минимального административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление начальника территориального отдела № 20 территориального управления государственного административно-технического надзора Московской области – старшего государственного административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 2 июля 2021 г., решение судьи Луховицкого районного суда Московской области от 22 сентября 2021 г. и решение судьи Московского областного суда от 18 ноября 2021 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «ФИО1» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Алфимовой М.А., действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью «ФИО1», – без удовлетворения.

Судья А.А. Кишаев