ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3140/2021 от 13.07.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-3140/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Саратов 13 июля 2021 года

Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Переверзева И.Н., рассмотрев жалобу защитника Логиновой Галины Николаевны, действующей в интересах открытого акционерного общества «Российские железные дороги», на вступившие в законную силу решение судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 27 октября 2020 года, решение судьи Саратовского областного суда от 22 декабря 2020 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 7 августа 2020 года № 1-153/2020 (с учетом определения государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 19 октября 2020 года об исправлении описки), открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

Решением судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 27 октября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Саратовского областного суда от 22 декабря 2020 года, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 7 августа 2020 года № 1-153/2020 изменено в части назначенного административного наказания, размер административного штрафа снижен до 200000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Логинова Г.Н., действующая в интересах ОАО «РЖД», ставит вопрос об отмене вынесенных по делу актов, ссылаясь на их незаконность, и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя в соответствии с положениями части 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации к административной ответственности).

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В силу пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения (подпункт 1); защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подпункт 2).

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается, в частности, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области № 174р от 26 августа 2019 года о проведении плановой выездной проверки ОАО «РЖД», распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области № 190р от 18 сентября 2019 года о внесении в распоряжение изменений в период с 30 августа 2019 года по 01 октября 2019 года проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО «РЖД» при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в отношении ПУ-1 Ершовской дистанции пути (регистрационный номер в федеральном реестре ), проведено обследование территории с составлением акта от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицы, по результатам составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно названному акту в ходе проверки Ершовской дистанции пути (ПУ-1) – объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, являющегося структурным подразделением Приволжской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», установлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, атмосферного воздуха, обращении с отходами производства и потребления.

При визуальном осмотре установлено, что земельный участок в полосе отвода железной дороги (в пределах земельного участка с кадастровым номером ) загрязнен нефтепродуктами. Данный земельный участок используется ОАО «РЖД» на основании договора аренды от 15 декабря 2004 года № 340 и распоряжения территориального Управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Саратовской области от 15 декабря 2004 года № 1327-р.

С территории указанного земельного участка были отобраны пробы почвы (почвогрунта), составлены протоколы испытаний почвы (грунта) № 133/1, № 133/2. Отбор почв был осуществлен в соответствии с установленными требованиями, аккредитованной организацией в присутствии представителей ПУ-1 Ершовская дистанция пути, представителя юридического лица, представителя Филиала «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», каких-либо возражений при отборе почв не поступило.

По результатам почво-химического анализа проб почвы (заключение № 23-п от 24 сентября 2019 года), выполненного филиалом «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», установлено превышение нормативов (ПДК, ОДК, фон) по следующим показателям: в почвах земельного участка с кадастровым номером установлено содержание нефтепродуктов (5 уровень загрязнения): превышение серы в почве в 20 раз.

Согласно экспертному заключению по лабораторным исследованиям проб почв (грунтов), проведенным на объекте «Территория ПТОЛ ст. Ершов», недопустимый уровень нефтезагрязнения земельного участка в полосе отвода железной дороги, в пределах земельного участка с кадастровым номером 64:13:005502:3, занятого производственной площадкой Ершовской дистанции пути (ПУ-1), многократно превышает не только фоновый показатель, но и ПДК нефтепродуктов в почве (9020 мг/кг), что свидетельствует об ухудшении качественного состояния земель.

Установленные в ходе осмотра нарушения земельного законодательства зафиксированы в акте проверки от 11 сентября 2019 года и послужили основанием для составления должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения ОАО «РЖД» постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области, с выводами которого согласились судьи районного и областного судов, к административной ответственности, установленной данной нормой.

Фактические обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Материалы дела позволили должностному лицу и судебным инстанциям сделать вывод о том, что ОАО «РЖД» не приняты все зависящие меры по выполнению требований и обязательных мероприятий по защите земель и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, Общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из доводов поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобы не следует, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом административного органа и нижестоящими судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы жалобы о том, что в соответствии с договором № 2954553 от 8 июня 2018 года, заключенным ОАО «РЖД» с ООО «Промэнерготех» о выполнении работ по ликвидации загрязнений прошлых лет на территории ПТОЛ ст. Ершов в пределах земельного участка с кадастровым номером 64:13:005502:3 и актом выполненных работ № 1 от 30 октября 2018 года были произведены работы по очистке территории, загрязненной нефтепродуктами, по результатам их выполнения установлено содержание нефтепродуктов на допустимом уровне, не могут повлечь отмену состоявшихся по делу актов, поскольку перечисленными выше доказательствами в их совокупности подтвержден факт невыполнения Обществом мероприятий по защите земель и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность оспариваемых актов.

Постановление о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции

постановила:

решение судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 27 октября 2020 года, решение судьи Саратовского областного суда от 22 декабря 2020 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Логиновой Галины Николаевны, действующей в интересах открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - без удовлетворения.

Заместитель председателя суда И.Н. Переверзева