ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3410/2021 от 29.09.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-3410/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 29 сентября 2021 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19 ноября 2020 года № 8-04/81, решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 7 июня 2021 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 10 августа 2021 года в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19 ноября 2020 года № 8-04/81, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 7 июня 2021 года (с учетом исправлений, внесенных определением от 1 июля 20201 года) и решением судьи Хабаровского краевого суда от 10 августа 2021 года, должностное лицо – начальник краевого государственного специализированного автономного учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» (далее – КГСАУ «ДВ-авиабаза») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, ФИО1 просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучение представленных материалов дела, доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статьей 8 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) закреплен принцип обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

По общему правилу государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, перечисленных в части 2.1 статьи 15 указанного закона.

К таким случаям часть 2.1 статьи 15 Федерального закона № 44-ФЗ относит закупки, осуществляемые в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон № 223-ФЗ), принятым бюджетным учреждением и размещенным до начала года в единой информационной системе (Положением о закупке).

Между тем Федеральный закон № 223-ФЗ определяет порядок закупок для нужд самих автономных учреждений. В тех же случаях, когда проводятся закупки для удовлетворения государственных нужд, Федеральный закон № 223-ФЗ применению не подлежит. В этих случаях поставщики (подрядчики, исполнители) должны определяться конкурентными способами, указанными в части 2 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ, то есть на открытых, закрытых конкурсах, аукционах, путем запроса котировок, запроса предложений и только в определенных случаях, установленных статьей 93 названного закона, - у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Как установлено по делу, Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения КГСАУ «ДВ-авиабаза» требований Федерального закона № 44-ФЗ, в ходе которой установлено, что на основании государственного задания на 2020 год, плановые 2021 – 2022 годы, утвержденного 12 февраля 2020 года заместителем начальника Управления лесами Правительства Хабаровского края, КГСАУ «ДВ-авиабаза» определены объемы выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов на 2020 год. 6 марта 2020 года между КГСАУ «ДВ-авиабаза» и ООО «Авиапатруль-ДВ» заключен договор № 20 на оказание авиационных услуг для мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также тушения лесных пожаров на территории Хабаровского края в 2020 году в соответствии с положениями Федерального закона № 223-ФЗ.

Установив, что указанная закупка осуществлена КГСАУ «ДВ-авиабаза» для выполнения государственного задания, следовательно, для государственных нужд, врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю пришел к выводу, что она могла быть проведена только по правилам положений Федерального закона № 44-ФЗ.

Осуществление закупки на основании положений Федерального закона № 223-ФЗ, без соблюдения конкурсных процедур, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ, что свидетельствует о предоставлении ООО «Авиапатруль-ДВ» преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг) повлекло привлечение начальника КГСАУ «ДВ-авиабаза» ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ, с чем согласились нижестоящие суды.

Имеющиеся в материалах дела доказательства, подробный перечень и анализ которых приведен в постановлении административного органа и оспариваемых судебных актах, обоснованно признаны допустимыми, полученными в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также достаточными для рассмотрения дела по существу, и достоверными относительно обстоятельств правонарушения.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Выводы судей о наличии в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ, мотивированы со ссылкой на исследованные доказательства и соответствуют правильно установленным фактическим обстоятельствам дела.

Доводы жалобы о неправильном применении по делу норм законодательства, регулирующего сложившиеся правоотношения, а именно ошибочном неприменении положений Федерального закона № 223-ФЗ, были предметом подробной оценки нижестоящих судей и обоснованно отклонены по приведенным в судебных актах мотивам.

Так, по делу сделан обоснованный вывод о том, что, производя закупку авиационных транспортных услуг для мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также тушения лесных пожаров (авиапатрулирование, тренировка, тушение лесных пожаров и прочие производственные полеты) на территории Хабаровского края в 2020 году за счет бюджетных денежных средств во исполнение государственного задания, КГСАУ «ДВ-авиабаза» выступило в роли государственного заказчика в силу наделения его соответствующими полномочиями государственного органа. Осуществленная по договору № 20 от 6 марта 2020 года закупка была направлена на удовлетворение государственных нужд, что обязывало заказчика следовать требованиям Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ) для автономного учреждения в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности, формируется и утверждается учредителем государственное (муниципальное) задание.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

На основании статьи 4 Федерального закона № 174-ФЗ основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (часть 1). Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания (часть 2.1).

Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов (пункт 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Выполнение мероприятий по сохранению лесов, в том числе работ по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению частью 1 статьи 19 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) отнесено к полномочиям органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лиц, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

В силу части 2 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по охране лесов могут осуществляться государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных указанным Кодексом.

В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом (часть 4 статьи 19 ЛК РФ).

Как установлено по делу, в соответствии с уставом КГСАУ «ДВ-авиабаза» является некоммерческой организацией и создано постановлением Правительства Хабаровского края для осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, иного негативного воздействия, а также по защите и воспроизводству лесов.

Созданное для указанных целей автономное учреждение обязано действовать строго в полномочиях органа, его создавшего, то есть органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

К полномочиям органа государственной власти в силу положений статьи 51 ЛК РФ отнесена охрана лесов от пожаров, которая включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Охрана лесов от пожаров может осуществляться, в том числе посредством осуществления авиационных работ по охране лесов от пожаров в соответствии с положениями статьи 57 ЛК РФ.

Таким образом, по смыслу взаимосвязанных положений, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, к каковым относится, в том числе выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров, выполняются для государственных нужд за счет бюджетных средств и непосредственно автономным учреждением на основании государственного задания, от выполнения которого последнее не вправе отказаться.

В случае если осуществление указанных мероприятий не возложено на автономные учреждения, то исполнитель определяется уполномоченными органами государственной власти, в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ с использованием конкурентных способов заключения сделки.

Следовательно, приняв решение выполнить государственное задание силами привлеченного третьего лица, действуя строго в пределах полномочий органа государственной власти субъекта, его создавшего, КГСАУ «ДВ-авиабаза» было обязано при закупке услуг следовать установленным для публичного органа власти правилам, которые в силу части 4 статьи 19 ЛК РФ определяются исключительно Федеральным законом № 44-ФЗ.

Выполнение государственного задания не может быть расценено как имеющее цель удовлетворение собственных нужд автономного учреждение, поскольку обеспечивает публичные потребности (а не нужды самого автономного учреждения) и финансируется за счет бюджетных средств, выделенных на эти цели.

При указанных обстоятельствах применение положений Федерального закона № 223-ФЗ при заключении договора № 20 от 6 марта 2020 года на оказание авиационных услуг для мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, как составляющей государственного задания, неправомерно.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ФИО1 согласно санкции части 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах вынесенные по делу судебные акты сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными, оснований для их отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19 ноября 2020 года № 8-04/81, решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 7 июня 2021 года (с учетом исправлений, внесенных определением от 1 июля 2021 года) и решение судьи Хабаровского краевого суда от 10 августа 2021 года в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Е.В. Королева