№ 16-3591/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Челябинск 20 июля 2021 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., изучив жалобу защитника общества с ограниченной ответственность «РН-Уватнефтегаз» (далее – ООО «РН-Уватнефтегаз», Общество) Григорьевой М.В. на постановление начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области №627 от 02 декабря 2020 года, решение судьи Уватского районного суда Тюменской области от 09 февраля 2021 года, решение судьи Тюменского областного суда от 31 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «РН-Уватнефтегаз»,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области №627 от 02 декабря 2020 года, оставленным без изменения решениями судей Уватского районного суда Тюменской области от 09 февраля 2021 года, Тюменского областного суда от 31 марта 2021 года, ООО «РН-Уватнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе на указанные акты защитник юридического лица Григорьева М.В. просит их отменить, считая необоснованными и незаконными, и прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава правонарушения.
В установленный срок в суд поступили возражения Департамента лесного хозяйства Тюменской области на жалобу.
Изучив материалы дела, прихожу к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно части 1 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
Частью 1 статьи 63.1 ЛК РФ установлено, что за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
При рассмотрении дела установлено, что ООО «РН-Уватнефтегаз» в период с 12 августа 2019 года по 12 августа 2020 года на лесном участке, расположенном в Верхне-Демьянском участковом лесничестве Уватского лесничества Тюменской области, переданном по договору аренды №63-45-18 от 12 сентября 2018 года, не выполнило обязательные работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории Тюменской области на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений (118,0653 га), чем нарушило положения части 1 статьи 63.1 ЛК РФ, пунктов 1-5 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2019 года № 566.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностным лицом Общества к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 КоАП РФ.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым при рассмотрении дела должностным лицом и судьями нижестоящих судебных инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судьи нижестоящих судебных инстанций обоснованно сочли, что в спорный период на юридическое лицо была возложена обязанность, установленная частью 1 статьи 63.1 ЛК РФ, поскольку ООО «РН-Уватнефтегаз» осуществляло рубку лесных насаждений в 2019 году.
Статья 63.1 ЛК РФ введена в действие с 01 января 2019 года, она возлагает обязанность по сохранению лесов (в части лесовосстановления) на лиц, осуществляющих рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьей 43 ЛК РФ, за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 63.1 ЛК РФ.
Данная обязанность установлена для Общества также подпунктом 3 пункта 3.4 договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов от 12 сентября 2018 года (т. 1 л.д. 22-29).
При таких данных суды нижестоящих инстанций правомерно исходили из того, что возложение на Общество обязанностей по лесовоссатовлению обоснованно, соответствует императивным нормам законодательства и не может расцениваться как одностороннее изменение условий договора лесопользования.
Частью 7 статьи 73.1 ЛК РФ установлено, что типовые договоры аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 ЛК РФ.
Приказом Минприроды России от 20.12.2017 №693 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков» (зарегистрирован в Минюсте России 26.03.2018 №0525, действовал в момент возникновения спорных правоотношений) такие типовые формы утверждены. В приложении 14 к названному Приказу приведен типовой договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, которым такая обязанность на арендатора также возложена.
То есть уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и до 01 января 2019 года закрепил обязанность по лесовосстановлению именно за арендатором, что не противоречит требованиям статьи 19 ЛК РФ, в том числе в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 19.07.2018 №212-ФЗ, а также положениям об аренде, предусмотренным гражданским законодательном.
Действия ООО «РН-Уватнефтегаз» правильно квалифицированы по статье 8.27 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судьи нижестоящих судебных инстанций сочли, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения правил и норм лесного законодательства, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.
Ссылка заявителя на судебные акты по другим делам не ставит под сомнение правильность квалификации деяния юридического лица, поскольку содержащиеся в них выводы сделаны исходя из конкретных обстоятельств и представленных доказательств, не тождественных обстоятельствам данного дела.
Жалоба не содержит доводов, непроверенных при рассмотрении дела и ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся судебных актов. Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
Наказание юридическому лицу назначено справедливое, в минимальном размере, установленном санкцией статьи.
При рассмотрении жалобы на постановление судьями нижестоящих судебных инстанций дело проверено в полном объеме, доводам жалобы дана надлежащая правовая оценка.
Право юридического лица на судебную защиту не нарушено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области №627 от 02 декабря 2020 года, решение судьи Уватского районного суда Тюменской области от 09 февраля 2021 года, решение судьи Тюменского областного суда от 31 марта 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «РН-Уватнефтегаз» оставить без изменения, жалобу защитника Григорьевой М.В. - без удовлетворения.
Судья Т.Н. Чиркова