ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-3610/2021 от 15.07.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-3610/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 15 июля 2021 г.

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу Гумерова Флюра Абдулбаровича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 4 Тюменского судебного района Тюменской области от 07 декабря 2020 гола, решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 26 февраля 2021 года, вынесенные в отношении Гумерова Флюра Абдулбаровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Тюменского судебного района Тюменской области от 07 декабря 2020 гола, оставленным без изменения решением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 26 февраля 2021 года, Гумеров Ф.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Гумеров Ф.А. ставит вопрос об отмене постановлений, вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.

В соответствии с частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, Гумеров Ф.А. повторно в течение года не выполнил в установленный срок предписание органа, осуществляющего государственный земельный надзор, об устранении нарушений земельного законодательства.

В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Гумерову Ф.А. на праве собственности принадлежат:

земельный участок по адресу <данные изъяты> площадью 51739 +/- 1990 кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства, вид угодий - пашня (далее - земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>);

земельный участок по адресу <данные изъяты> площадью 172426 +/- 3633 кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства, вид угодий - пашня (далее - земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>).

При проверке соблюдения требований земельного законодательства установлено, что ранее выданное Гумерову Ф.А. предписание от 17 мая 2019 года № 000350 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, которым предписано в срок до 17 ноября 2019 года устранить допущенные нарушения исполнено не было:

на указанных выше земельных участках Гумеровым Ф.А. не проведены агротехнические мероприятия по борьбе с сорной растительностью на площади 172426 кв.м. и древесно-кустарниковой растительностью на площади 71891 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, а также не проведены агротехнические мероприятия по борьбе с сорной растительностью на площади 39129 кв.м. и древесно-кустарниковой растительностью на площади 24568 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>.

В связи с указанными обстоятельствами Гумерову Ф.А. было выдано новое предписание от 11 декабря 2019 года № 179-ОЗН об устранении выявленных нарушении земельного законодательства; срок исполнения требований, изложенных в новом предписании был установлен до 11 сентября 2020 года.

В соответствии с распоряжением от 14.09.2020 года № 129-ОЗН в рамках государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения в отношении Гумерова Ф.А. с целью проверки исполнения предписания от 11 декабря 2019 года № 179-ОЗН проведена проверка.

По результатам проверки соблюдения требований земельного законодательства и проверки ранее выданного предписания, проведенной с 02 октября 2020 года по 29 октября 2020 года установлено ненадлежащее использование земельных участков и невыполнение требований ранее выданного предписания, а именно:

Собственником земельных участков Гумеровым Ф.А. не проведены истребительные (агротехнические, химические) мероприятия по уничтожению сорной растительности на площади 172426 кв.м. и культуртехническую мелиорацию (вырубка, корчевание) на площади 71891 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, а также не проведены истребительные (агротехнические, химические) мероприятия по уничтожению сорной растительности на площади 39129 кв.м. и культуртехническую мелиорацию (вырубка, корчевание) на площади 24568 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>.

Ранее постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Тюменского судебного района Тюменской области от 21 января 2020 гола, Гумеров Ф.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении Гумерова Ф.А. протокола от 13 декабря 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершенного Гумеровым Ф.А. административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 13 декабря 2020 года (л.д. 23-24), распоряжением о проведении проверки ранее выданного предписания от 14 сентября 2020 года (л.д. 5), копией постановления мирового судьи от 21 января 2020 года (л.д. 15-16), предписанием №179-ОЗН от 11 декабря 2020 года (л.д. 18), актом проверки от 13 октября 2020 года №129-ОЗН (л.д. 21-22), фототаблицей (л.д. 25-27), и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Гумерова Ф.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Утверждение заявителя о том, что спорные земли не относятся к пашне, опровергается перечисленными выше доказательствами.

При отсутствии обстоятельств, указывающих на незаконность и неисполнимость предписания, факт неисполнения предписания органа, осуществляющего государственный земельный надзор, к установленному в нем сроку, свидетельствует о наличии в действиях Гумерова Ф.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалы дела не подтверждают того, что Гумеровым Ф.А. были приняты все исчерпывающие и своевременные меры для устранения выявленных нарушений. Сведений о том, что в период до истечения срока, установленного для устранения выявленных нарушений, исполнить предписание по объективным причинам было невозможно, Гумеровым Ф.А. также не представлено и в материалах дела не имеется.

Вопреки доводам жалобы вопрос установления факта отнесения земель к определенным видам угодий не подлежит разрешению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не относится к кругу обстоятельств, подлежащих выяснению по смыслу статьи 26.1 КоАП РФ. В рассматриваемом деле законность требований к собственнику о проведении агротехнических мероприятий по борьбе с сорной растительностью и древесно-кустарниковой растительностью на земельных участках сельскохозяйственного назначения при самом наличии на земельных участках сельскохозяйственного назначения сорной растительности и древесно-кустарниковой растительности, сомнений не вызывает.

Приведенные в жалобе доводы о разрушении дамбы через речку в 1,5 км от земельных участков, о сложности проезда к ним, по существу, правового значения в рамках настоящего дела не имеют, на неисполнимость предписания к установленном у нем сроку не указывают. Сведений об оспаривании предписания, признании его незаконным, о его отмене, а также об обращении Гумерова Ф.А. за продлением срока исполнения предписания, как и о попытках частичного исполнения предписания, не имеется.

Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в деянии Гумерова Ф.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление о привлечении Гумерова Ф.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена нижестоящим судом в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья кассационного суда общей юрисдикции,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 4 Тюменского судебного района Тюменской области от 07 декабря 2020 гола и решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 26 февраля 2021 года, вынесенные в отношении Гумерова Флюра Абдулбаровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Гумерова Ф.А. – без удовлетворения.

Судья

Седьмого кассационного суда

общей юрисдикции П.В.Степанов