ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-369/20 от 06.04.2020 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 16-369/2020

г. Пятигорск

Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Комбинат Благоустройства» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 21 июня 2019 года, решение судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 21 августа 2019 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 16 октября 2019 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Комбинат Благоустройства» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 21 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 21 августа 2019 года, решением судьи Ставропольского краевого суда от 16 октября 2019 года, директор общества с ограниченной ответственностью «Комбинат Благоустройства» (далее - ООО «Комбинат Благоустройства», общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3500 рублей.

В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО «Комбинат Благоустройства» ФИО1 выражает несогласие с указанными актами, принятыми в отношении него по данному делу об административном правонарушении, и ставит вопрос об их отмене.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В силу положений части 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно части 7 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 04 марта 2016 года № 66 утвержден «Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» (далее – Порядок).

По смыслу пункта 22 Порядка отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утвержденной программе мониторинга.

Состав и содержание отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения и в пределах их воздействия на окружающую среду содержатся в пунктах 22, 26, 27, 29 указанного Порядка.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу проведена плановая выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства в отношении ООО «Комбинат Благоустройства», в ходе которой выявлены нарушения требований части 2 статьи 11, части 3 статьи 12, части 7 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ, пунктов 22, 26, 27, 29 Приказа Минприроды Российской Федерации от 4 марта 2016 года № 66, пункта 5 Приказа Минприроды Российской Федерации от 16 февраля 2010 года № 30, выразившиеся в сокрытии полной и достоверной информации в Отчете о результатах мониторинга за 2018 год о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, или иного вредного воздействия на окружающую среду и природных ресурсов, а также несвоевременном сообщении о состоянии окружающей среды и природных ресурсов в отчете об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2018 год.

19 июня 2019 года должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении руководителя общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением должностного лица указанного органа от 21 июня 2019 года № 19-319/п/1-174/3 директор ООО «Комбинат Благоустройства» ФИО1 привлечен к административной ответственности, установленной данной нормой.

Судебные инстанции с выводами должностного лица и принятым им решением согласились.

Фактические обстоятельства совершения ФИО1 вмененного административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 19 июня 2019 года (т. 3, л.д. 17-21), актом проверки органа государственного контроля юридического лица от 7 июня 2019 года (т. 3, л.д.27-43); копией отчета о результатах мониторинга состоянии и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (т. 3, л.д. 55-128); копией отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2018 год (т. 3, л.д. 108-128) и другими доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы об отсутствии в деянии должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нашел своего подтверждения.

Объективную сторону состава данного административного правонарушения образуют, в том числе деяния, выразившиеся в сокрытии, несообщении (несвоевременном, неполном сообщении) информации о состоянии и загрязнении окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.

В ходе производства по делу установлено, что руководителем общества не представлена полная и достоверная информация о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Отсутствие данных документов и непроведение соответствующих мероприятий не позволяет получить полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов вокруг источников загрязнения, а равно последствиях вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.

В связи с этим приведенное в жалобе утверждение о том, что указанные вмененные директору общества нарушения не образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отвергнуты как необоснованные.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых актов не является.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено обществу с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 8.5 названного Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 21 июня 2019 года, решение судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 21 августа 2019 года, решение судьи Ставропольского краевого суда от 16 октября 2019 года, вынесенные в отношении директора ООО «Комбинат Благоустройства» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Комбинат Благоустройства» ФИО1 - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пятого кассационного суда

общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев

Справка:

судья городского суда Каблахов Р.Д.

судья краевого суда Корнушенко О.Р.