ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4242/2021 от 07.04.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ П16-778/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 7 апреля 2022 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Недорезова А.К. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора города Свободного и Свободненского района по пожарному надзору от 18 февраля 2021 года № 148, решение судьи Свободненского городского суда Амурской области от 29 марта 2021 года и решение судьи Амурского областного суда от 6 мая 2021 года в отношении Недорезова Андрея Константиновича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением государственного инспектора города Свободного и Свободненского района по пожарному надзору от 18 февраля 2021 года № 148, оставленным без изменения решением судьи Свободненского городского суда Амурской области от 29 марта 2021 года и решением судьи Амурского областного суда от 6 мая 2021 года, должностное лицо – генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новый город» (далее - ООО «УК «Новый город») Недорезов А.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Недорезов А.К. просит указанные акты отменить.

Изучив доводы жалобы, представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности).

В соответствии со статьей 37 Закона о пожарной безопасности предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности регламентированы Правилами противопожарного режима.

На момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела, действовали Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390.

В силу требований пункта 75 указанного нормативно-правового акта руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.

В актуальной редакции Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 147, не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности (пункт 71).

Как установлено по делу, отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городу Свободному и Свободненскому району главного управления МЧС России по Амурской области в период с 5 по 24 ноября 2020 года на основании распоряжения органа государственного надзора № 63 от 2 ноября 2020 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Управляющая компания «Новый город» в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора, в ходе которой установлено, что обществом не обеспечен исправный проезд (подъезд) к многоквартирным <адрес>, а именно не предпринято мер к уборке железобетонной балки, препятствующей проезду пожарной техники.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения генерального директора ООО «УК «Новый город» Недорезова А.К. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, которые оценены на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Вывод должностного лица административного органа и судебных инстанций о наличии в бездействии должностного лица общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам и в настоящей жалобе не оспаривается.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Субъект административной установлен верно.

Последовательно высказываемые в защиту доводы генерального директора ООО «УК «Новый город» о том, что возглавляемое им предприятие не относится к лицам, ответственным за противопожарное состояние многоквартирных жилых домов № 52 и № 56 по улице Ленина в городе Свободном Амурской области, которые управляются непосредственно собственниками помещений, а ООО «УК «Новый город» - это подрядчик, принявший на себя обязательство по уборке придомовой территории и подъездов, по содержанию и ремонту внутридомовых инженерных сетей, а также аварийно-диспетчерское обслуживание, были предметом оценки нижестоящих судов и обоснованно отклонены по приведенным в судебных актах мотивам.

Правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда - исходя из конституционных целей социальной политики Российской Федерации, обусловленных признанием высшей ценностью человека, его прав и свобод, которыми определяются смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), - должно осуществляться таким образом, чтобы гарантировать гражданам соблюдение конституционного права граждан на жилище (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9июня 2015 года 1228-О).

Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, а именно: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

В соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 161 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации, при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливающие, в частности, порядок определения состава общего имущества в многоквартирном доме и исчисления размера расходов на его содержание (далее - Правила № 491).

Подпунктами «а» и «б» пункта 10 Правил № 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, наряду с другими требованиями, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Согласно пункту 11 Правил № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе и меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Пунктом 42 Правил № 491 определено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Заключив с собственниками помещений многоквартирных домов № 52 и № 56 по улице Ленина в городе Свободном Амурской области 1 марта 2020 года и 1 декабря 2019 года, соответственно, договоры на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, ООО «УК «Новый Город» приняло на себя обязанность оказывать услуги и работы по обслуживанию общего имущества и мест общего пользования в указанных многоквартирных домах, а следовательно, исполнять предусмотренные Правилами № 491 требования к содержанию общего имущества собственников помещений многоквартирных домов.

Невыполнение указанных обязанностей в части обеспечения пожарной безопасности при содержании общего имущества многоквартирных домов повлекло обоснованно привлечение ответственного лица к установленной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ административной ответственности.

Довод должностного лица о том, что железобетонная балка, расположенная в районе многоквартирного дома № 56 по улице Ленина, не находится на придомовой территории указанного дома, лежит на обочине дороги, ее местоположение не входит в границы земельного участка жилого дома правильности состоявшихся по делу выводов не опровергает и об отсутствии со стороны генерального директора ООО «УК «Новый город» бездействия в принятии противопожарных мер не свидетельствует.

Как установлено по делу и не оспаривается, находящаяся железобетонная балка препятствует проезду пожарной техники, что создает опасность для жителей двух многоквартирных домов, безопасные условия проживания которых входят в обязательства ООО «УК «Новый город» в соответствии с заключенными договорами и Правилами № 491. Следовательно, для настоящего дела не имеет правового значения, расположена железобетонная балка на придомовой территории многоквартирного дома № 56 по улице Ленина в городе Свободном либо в непосредственной близости с указанной территорией. Обязанность обеспечить беспрепятственный проезд пожарной техники к обслуживаемым жилым домам лежит на ООО «УК «Новый город».

Порядок и срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Недорезову А.К. с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции части 2 статьи 20.4 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

постановление государственного инспектора города Свободного и Свободненского района по пожарному надзору от 18 февраля 2021 года № 148, решение судьи Свободненского городского суда Амурской области от 29 марта 2021 года и решение судьи Амурского областного суда от 6 мая 2021 года в отношении Недорезова Андрея Константиновича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Недорезова А.К. – без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Е.В. Королева