ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4972/20 от 11.09.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 16-4972/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 11 сентября 2020 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Выткалова В.К. (далее Выткалов В.К.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Усманского судебного участка № 3 Усманского судебного района Липецкой области от 15 мая 2020 года, решение судьи Усманского районного суда Липецкой области от 26 июня 2020 года, вынесенные в отношении Выткалова В.К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи Усманского судебного участка № 3 Усманского судебного района Липецкой области от 15 мая 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Усманского районного суда Липецкой области от 26 июня 2020 года, Выткалов В.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с конфискацией лома черного металла в количестве 4 350 кг, явившегося предметом административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Выткалов В.К., не оспаривая наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ставит вопрос об изменении судебных актов, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, исключении из назначенного наказания конфискации лома черного металла в количестве 4 350 кг и возвращении его Г.А.Н. В доводах жалобы ссылается на положения части 4 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принадлежность указанного имущества Г.А.Н.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Выткалова В.К. к административной ответственности) нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 10 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.31 настоящего Кодекса, а также их отчуждения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Статьей 13.1 данного Федерального закона предусмотрено, что Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года № 369 утверждены Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения (далее Правила), которые определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных металлов на территории Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов черных металлов с указанием основания возникновения права собственности на такие лом и отходы.

Согласно пункту 20 Правил при транспортировке лома и отходов черных металлов организация - перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами (при перевозке лома и отходов черных металлов транспортной организацией): путевой лист; транспортная накладная; удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме согласно приложению № 3.

Как усматривается из материалов дела, в нарушение вышеприведенных положений нормативных актов водитель Выткалов В.К. осуществлял перевозку лома черного металла без соответствующих документов, что явилось основанием для привлечения его постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данные обстоятельства не оспаривались им в ходе производства по делу, а также в доводах настоящей жалобы.

Проверяя довод жалобы о назначении Выткалову В.К. административного наказания в виде конфискации, прихожу к следующему.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей (часть 1 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При этом частью 4 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.

Таким образом, невозможность применения конфискации определяется исходя из доказательств принадлежности иному лицу на праве собственности орудия совершения или предмета административного правонарушения, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.

Вопреки доводам жалобы о незаконности конфискации лома черного металла в количестве 4 350 кг, доказательств принадлежности этого имущества иному лицу в материалах дела не представлено, отсутствие сопроводительных документов в отношении перевозимого Выткаловым В.К. лома черного металла не свидетельствует о возможности исключения в отношении предмета административного правонарушения назначенного административного наказания в виде конфискации.

Данный довод Выткалова В.К. получил надлежащую оценку судебных инстанций, а его несогласие с ней не является основанием для изменения состоявшихся в отношении него судебных актов.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено Выткалову В.К. в пределах санкции статьи 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление мирового судьи Усманского судебного участка № 3 Усманского судебного района Липецкой области от 15 мая 2020 года, решение судьи Усманского районного суда Липецкой области от 26 июня 2020 года, вынесенные в отношении Выткалова В.К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Выткалова В.К. – без удовлетворения.

Судья О.А. Полянина