ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5003/2022 от 15.09.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-5003/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Челябинск 15 сентября 2022 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора по Северному и горнозаводскому управленческим округам Свердловской области № 12-13-08/200 от 02 марта 2021 года, решение судьи Верхотурского районного суда Свердловской области от 04 марта 2022 года, решение судьи Свердловского областного суда от 26 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Агарта» ФИО1,

установил:

постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора по Северному и горнозаводскому управленческим округам Свердловской области № 12-13-08/200 от 02 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Верхотурского районного суда Свердловской области от 04 марта 2022 года и решением судьи Свердловского областного суда от 26 мая 2022 года, директор ООО «Агарта» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит постановление должностного лица и решения судей отменить.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 19 июля 2018 года № 212-ФЗ) мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

В соответствии со статьей 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами; воспроизводство лесов включает в себя: 1) лесное семеноводство; 2) лесовосстановление; 3) уход за лесами; 4) осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса.

В силу статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Действовавшими до 1 января 2021 года Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 ноября 2017 года № 626 (далее - Правила ухода за лесами), предусмотрено, что уход за лесами осуществляется в соответствии с настоящими Правилами в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств (лесопарков), в проектах освоения лесов.

Уход за лесами должен осуществляться лицами, использующими леса на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, или органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации (пункты 3, 4 названных Правил).

Согласно пункту 10 Правилами ухода за лесами в зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода за лесами осуществляются различные виды рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями, в том числе рубки прореживания, направленные на создание в лесных насаждениях благоприятных условий для формирования стволов и крон лучших деревьев.

Аналогичные положения предусмотрены Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 года № 534, вступившими в силу с 1 января 2021 года.

Как следует из материалов дела, ООО «Агарта» на основании договора аренды лесного участка от года № , договора о передаче прав и обязанностей от года № , дополнительного соглашения от 19 июля 2019 года предоставлены участки лесного фонда в целях заготовки древесины на территории ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» в границах Петрокаменского участкового лесничества, урочище ГУП совхоз «Петрокаменский», в <...>, площадью 4075 га.

В силу подпункта «ж» пункта 12, пункта 29 заключенного договора аренды арендатор обязан осуществлять за счет своих средств санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, указанных в проекте освоения лесов и приложении № 6 к настоящему договору.

Согласно приложению № 6/2 к договору аренды лесного участка, а также проекту освоения лесов годовой объем мероприятий по уходу за лесами в виде осуществления рубок прореживания составляет 16 га, который должен выполняться ежегодно, то есть не позднее 31 декабря каждого года.

Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, оцененными на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.

Доводы жалобы, сведенные к отсутствию в действиях (бездействии) ФИО1 состава вменяемого ей правонарушения были предметом рассмотрения судей нижестоящих судов, обоснованно отклонены по изложенным в решениях мотивам, оснований не согласиться с которыми не имеется.

Как верно указано судьями, ФИО1, вопреки мнению заявителя, вменяется нарушение правил по уходу за лесом, а не правил заготовки. Утвержденная Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области таксация, проект освоения лесов, проектная декларация и лесные декларации являются обязательными для выполнения ООО «Агарт», директором которой является ФИО1, в силу положений статей 19, 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации. Вопреки мнению заявителя, установленный договором аренды объем рубок ухода за лесом является ежегодным, его изменение не предусмотрено положениями договора.

Таким образом, ФИО1 правомерно привлечена к административной ответственности по указанной выше норме.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судьями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства.

Вопреки доводам жалобы, постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 названного Кодекса, составляет 1 год.

Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО1 настоящего дела об административном правонарушении, имели место 1 января 2021 года, таким образом, на момент вынесения постановления должностным лицом, срок давности привлечения ФИО1 не истек.

Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.

При пересмотре постановления, рассмотрев жалобы, судьи предыдущих судебных инстанций проверили дело в соответствии с требованиями статьей 30.6 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесли законные и обоснованные решения. Всем доводам жалоб была дана надлежащая правовая оценка, выводы достаточным образом мотивированны.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора по Северному и горнозаводскому управленческим округам Свердловской области № 12-13-08/200 от 02 марта 2021 года, решение судьи Верхотурского районного суда Свердловской области от 04 марта 2022 года, решение судьи Свердловского областного суда от 26 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Агарта» ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Седьмого кассационного

суда общей юрисдикции Э.Г. Абдрахманова