№ 16-515/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 18 февраля 2020 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Светлова С.Е., изучив жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью строительно-монтажная компания «ЭнергоСила» (ООО СМК «ЭнергоСила») ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 25 города Южно-Сахалинска Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО СМК «ЭнергоСила» Сурдина <данные изъяты>,
у с т а н о в и л а:
постановлением мирового судьи судебного участка № 25 города Южно-Сахалинска Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ, генеральный директор ООО СМК «ЭнергоСила» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 799 957 рублей 37 копейки.
Не согласившись с названными решениями, генеральный директор ООО СМК «ЭнергоСила» ФИО1 обратился в Девятый кассационный суд с жалобой, в которой просит отменить судебные акты и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
Согласно части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 названного Федерального закона.
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 107 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).
Из материалов дела следует, что ООО СМК «ЭнергоСила», где генеральным директором является ФИО1, не исполнило обязательства, предусмотренные государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ№ на строительство спортивного комплекса СТК «Горный воздух» на сумму контракта по итогам электронного аукциона 31 998 294 рубля 84 копейки в срок до ДД.ММ.ГГГГ, выполнив работы ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства выявлены в ходе проверки соблюдения законодательства при строительстве инфраструктуры ТОСЭР, проведенной прокуратурой города Южно-Сахалинска Сахалинской области.
Постановлением прокурора города Южно-Сахалинска Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ООО СМК «ЭнергоСила» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно: актом приема-передачи строительной площади от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.23), акты передачи документации ООО СМК «ЭнергоСила» СТК «Горный воздух» от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.37,38), актом комплексного опробования оборудования от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.39), государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ с календарным графиком выполнения работ (т.1 л.д.56-80), претензией заказчика от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении сроков исполнения контракта (т.1 л.д.83), получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения директора ООО СМК «ЭнергоСила» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 7.32 названного Кодекса.
Ссылки в жалобе на отсутствие в действиях директора ООО СМК «ЭнергоСила» ФИО1 состава административного правонарушения, поскольку обязательства, предусмотренные государственным контрактом, не были выполнены в установленный срок по вине заказчика, которым строительная площадка не была освобождена от строительных материалов на ДД.ММ.ГГГГ; инженерные изыскания, разработка проектно-сметной документации с получением положительного заключения государственной экспертизы получены ДД.ММ.ГГГГ, которые заказчиком должны быть приняты до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем просрочка составила лишь 74 дня; препятствий к принятию заказчиком пуско-наладочных работ после ДД.ММ.ГГГГ не имелось; на момент возбуждения дела об административном правонарушении все недостатки были устранены и обязательства ООО СМК «ЭнергоСила» исполнены, являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 1.1 государственного контракта застройщик взял на себя обязательство выполнить работы по строительству «под ключ» объекта: «Развитие спортивного комплекса СТК «Горный воздух» в установленный пунктом 4.1 контракта до ДД.ММ.ГГГГ. Сроки установленные рабочим графиком производства работ являются основополагающими (пункт 6.2.8.11 контракта).
В соответствии с календарным графиком установлены следующие сроки: до ДД.ММ.ГГГГ выполнение инженерных изысканий, до ДД.ММ.ГГГГ - разработка проектной документации, до ДД.ММ.ГГГГ - прохождение экспертизы проектной документации, до ДД.ММ.ГГГГ-разработка проектной документации, до ДД.ММ.ГГГГ-выполнение подготовительных работ, до ДД.ММ.ГГГГ-выполнение строительно-монтажных работ, до ДД.ММ.ГГГГ выполнение пуско-наладочных работ, до ДД.ММ.ГГГГ - сдача объекта заказчику.
Акт приема - передач строительной площадки, на который ссылается ФИО1, датирован ДД.ММ.ГГГГ до заключения государственного контракта. Доказательств, подтверждающих передачу строительной площадки ДД.ММ.ГГГГ, материалы дела не содержат. Его обращение к заказчику ДД.ММ.ГГГГ по вопросу наличия неубранного строительного мусора на строительной площадке, не является основанием для вывода о том, что указанным должностным лицом застройщика приняты все возможные и необходимые меры для надлежащего исполнения обязательств по государственному контракту тех работ, которые не связаны со строительством.
Решением арбитражного суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что первоначально исходные данные переданы подрядчику ДД.ММ.ГГГГ не в полном объеме, на основании запроса подрядчика от ДД.ММ.ГГГГ фактическая передача исходных данных подрядчику передана в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд посчитал наличие просрочки на 23 дня срок окончания работ по контракту установлен ДД.ММ.ГГГГ. Просрочка исполнения обязательств по контракту на сумму 31 944 777 рублей 90 копеек составила с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за указанный период взыскана неустойка. Начислена неустойка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за нарушение сроков проведения пуско-наладочных работ, а также выполнение полного комплекса испытаний в объеме и качестве, достаточном для ввода объекта в эксплуатацию. Неустойка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислена за несвоевременные пуско-наладочные работы. Судом также установлено, что несвоевременная передача строительной площадки заказчиком не повлияла на сроки выполнения работ, которые возможно было осуществить только после передачи строительной площадки.
Заключению государственного контракта предшествует подготовительная (предварительная) стадия, на которой государственный заказчик осуществляет квалифицированный отбор хозяйствующих субъектов - потенциальных поставщиков для участия в торгах (конкурсе), а затем организует и проводит конкурсные процедуры по выявлению победителей, чья продукция в большей степени соответствует общественным потребностям, с кем и заключаются государственные контракты. Поставщик вправе принять (акцептовать) такое предложение. И только в этом случае, повторим, заключение контракта является обязательным для государственного заказчика.
При таких обстоятельствах, судья городского суда верно указал, что соглашаясь при заключении контракта с установленными в нем условиями, директор общества ФИО1 обязан был проанализировать характер предполагаемых работ, возможные риски, влекущие правовые последствия для застройщика, а также соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач и выполнение функций, возложенных на застройщика и совершать другие действия, направленные на соблюдение установленного срока выполнения контракта.
Существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага, нарушении нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, под угрозу поставлено выполнение государственных программ.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее - Закон № 473-ФЗ) территория опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) - это часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
ТОСЭР создается по решению Правительства Российской Федерации, на основании предложения уполномоченного федерального органа. Указанное решение принимается в виде постановления и в том числе устанавливает описание местоположения границ ТОСЭР (часть 1, пункт 4 части 2 статьи 3 Закона № 473-ФЗ).
Территория опережающего социально-экономического развития «Горный воздух» на территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области создана постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Горный воздух», на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. Финансовое обеспечение мероприятий по строительству инженерной и транспортной инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития «Горный воздух» осуществляется за счет средств бюджета Сахалинской области и внебюджетных источников осуществляется в 2016 - 2021 годах.
Правительством Сахалинской области постановлением от 26 декабря 2016 года № 665 утверждена адресная инвестиционная программа Сахалинской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, включающая строительство горнолыжных трасс.
Таким образом, нарушение сроков исполнения государственного контракта, заключенного в рамках исполнения государственных программ влечет причинение существенного вреда государственным интересам независимо от сроков просрочки исполнения контракта. В связи с чем подрядчик должен не только оценить риски исполнения государственного контракта, гарантированного оплатой государственным заказчиком, но и оценить все возможности, связанные с исполнением государственных программ.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ФИО1 по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3, частями 2.2 и 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 50% от 5% стоимости неисполненных обязательств.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л а:
постановление мирового судьи судебного участка № 25 города Южно-Сахалинска Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО СМК «ЭнергоСила» ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции С.Е. Светлова