ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-540/19 от 21.01.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-94/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 21 января 2020 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу защитника Айкашевой Г.В. в интересах ПАО «Камчатскэнерго» на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 5 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 16 сентября 2019 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 октября 2019 года в отношении ПАО «Камчатскэнерго» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 16 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 октября 2019 года, юридическое лицо - ПАО «Камчатскэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, защитник Айкашева Г.В. в интересах ПАО «Камчатскэнерго» просит состоявшиеся по делу судебные решения отменить, производство по делу прекратить.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в рамзмере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 226-ФЗ) войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организаци­ей, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона № 226-ФЗ на войска национальной гвардии воз­ложено осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением за­конодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического ком­плекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными зада­чами и подразделений ведомственной охраны

Частью 3 статьи 9 Федерального закона № 226-ФЗ должностным лицам подразделе­ний войск национальной гвардии предоставлено право выдавать в ходе осуществления контроля за за обеспечением безопасности объек­тов топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено федеральным законом, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в обеспечении сохранности государственной и му­ниципальной собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 458 в соот­ветствии с Федеральным законом от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее – Федеральный закон № 256) утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, которые устанавливают требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенно­сти объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в зависимости от установленной категории опасности объектов (далее-Правила № 458).

В силу пункта 54 Правил № 458 инженерно-технические средства защиты объекта должны обеспечивать круглогодичную защищенность объекта от актов незаконного вмешательства пу­тем разрушения, взлома строительных защитных конструкций, преодоления ограждений, вскрытия запирающих устройств.

Согласно подпункту «а» пункта 103 Правил № 458 к защитным конструкциям относятся средства защиты оконных проемов: бронестекло (для оконных проемов критических элементов объекта); защитное остекление (композиция стекла и полимерных пленок); защитные металлические оконные конструкции для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетки и другое).

Как следует из материалов дела, 25 июня 2018 года инспектором по ОП ГГК отдела Росгвардии по Камчатскому краю по результатам проведенной внеплановой вы­ездной проверки обеспечения безопасности внеплощадочного склада мазута Камчатской ТЭЦ-2 филиала ПАО «Камчатскэнерго» Камчатские ТЭЦ выдано предписание № 870/9-1194, которым в срок до 21 июня 2019 года ПАО «Камчатскэнерго» необходимо устранить выявленные нарушения. Актом проверки № 870/9-1582 от 18 июля 2019 года зафиксировано неисполнение предписания в части требования об оборудовании объекта защитными металлическими конструкциями для уязвимых мест (жалюзи, ставни, решетки, сетки и др.) (л.д. 11-14).

Неисполнение части предписания в срок до 21 июня 2019 года повлекло за собой привлечение юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ на основании постановления мирового судьи от 16 сентября 2019 года, с законностью которого согласился судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края.

Сомнений в правильности состоявшихся выводов не имеется.

Положениями части 2 статьи 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлена обязательность исполнения законных предписаний юридическими лицами, их руководителями, иными должностными лицами или уполномоченными представителями юридических лиц, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и возможность наступления ответственности за их неисполнение.

Установленные обстоятельства, свидетельствующие о виновном неисполнении ПАО «Камчатскэнерго» законно выданного органом государственного надзора предписания, подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании совокупности исследованных доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Доводы жалобы состоявшихся по делу выводов не опровергают.

Как установлено материалами дела и не оспаривается ПАО «Камчатскэнерго», во исполнение выданного должностным лицом Росгвардии 25 июня 2018 года предписания № 870/9-1194, юридическим лицом металлическими решетками были оборудованы лишь нижние окна здания мазутонасосной станции.

Согласно положениям статьи 2 Правил № 458 под уязвимым местом для целей указанных правил понимается участок территории или периметр объекта, потенциально (с наибольшей вероятностью) подверженный несанкционированным действиям нарушителя в отношении этого объекта.

Частями 1 и 4 статьи 8 Федерального закона № 256-ФЗ установлено, что субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.

В отношении внеплощадочного склада мазута станции ТЭЦ-2 10 октября 2018 года утвержден паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, согласно которому окна первого этажа мазутонасосной станции необходимо оборудовать сигнализацией с выводом сигнала либо металлическими решетками.

Разрешая дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что здание мазутонасосной станции, как указано в паспорте безопасности объекта, является одноэтажным, имеющим два яруса окон. Для целей надлежащего исполнения предписания металлическими решетками следовало оборудовать все окна здания, а не только его нижние окна, как было сделано ПАО «Камчатскэнерго».

Оспаривая эти выводы, юридическое лицо сослалось на представленную в материалы дела техническую документацию здания, согласно которой оно состоит из двух этажей, в связи с чем оборудование окон первого этажа здания, признанных уязвимыми местами, является достаточным мероприятием по обеспечению антитеррористической защищенности объекта.

Вместе с тем как следует из анализа совокупности представленных документов, в том числе экспликации поэтажного плана здания, схемы помещений, здание мазутонасосной станции в его центральной части является двухэтажным, а по краям - одноэтажным.

Следовательно, как верхние, так и нижние окна той части здания, где отсутствуют межэтажные перекрытия, являются уязвимыми местами и подлежали оборудованию металлическими решетками для целей пресечения возможного несанкционированного проникновения в помещения объекта защиты.

Оборудовав металлическими решетками только нижние окна по всему периметру здания, ПАО «Камчатскэнерго» допустило неисполнение предписания органа государственного контроля, что повлекло обоснованное привлечение юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения ПАО «Камчатскэнерго» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ и является минимальным.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

постановление мирового судьи судебного участка № 5 Петропавловск-Камчатского судебного района Камчатского края от 16 сентября 2019 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 23 октября 2019 года в отношении ПАО «Камчатскэнерго» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Айкашева Г.В. - без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Е.В. Королева