ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5603/2022 от 09.09.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 56MS0110-01-2021-002912-98

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-5603/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

9 сентября 2022 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Картовенко С.С., рассмотрев жалобу Олиниченко Алексея Васильевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Тюльганского района Оренбургской области от 22 ноября 2021 года (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме) и решение судьи Тюльганского районного суда Оренбургской области от 9 марта 2022 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Атон» Олиниченко Алексея Васильевича (далее – Олиниченко А.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Тюльганского района Оренбургской области от 22 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Тюльганского районного суда Оренбургской области от 9 марта 2022 года, директор общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Атон» (далее также – ООО «СК «Атон», общество) Олиниченко А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию с применением положений част 2.2 статьи 4.1 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 151489 рублей 91 копейка.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор общества Олиниченко А.В. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии с частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 740 этого Кодекса по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.

Согласно части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 названного Федерального закона.

В силу части 1 статьи 107 Закона № 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014-2043 годах» на 2020-2022 годы, утвержденным Постановлением Правительства Оренбургской области от 10 октября 2019 года № 774-пп, на 2021 год запланировано выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Оренбургская область, Тюльганский район, поселок Тюльган, улица Октябрьская, дом № 19.

На основании извещения о проведении электронного аукциона № ЕИС 205370000012100189/РТС256А210179 от 22 марта 2021 года между некоммерческой организацией «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» и ООО «СК «Атон» 27 апреля 2021 года заключен договор подряда № СМР - 150/2021 на оказание услуг и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме по выше приведенному адресу. Общая стоимость работ составляет 16 556 437 рублей 42 копейки.

Срок выполнения работ 120 календарных дней, исчисляемый с даты его заключения, то есть до 24 августа 2021 года включительно.

Между тем, строительно - монтажные работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения в указанном многоквартирном доме в установленный срок - 24 августа 2021 года и по состоянию на 5 октября 2021 года обществом в полном объеме не выполнены.

Указанные обстоятельства выявлены в ходе проверки соблюдения законодательства о контрактной системе, проведенной прокуратурой Тюльганского района Оренбургской области.

По факту допущенного бездействия, повлекшего неисполнение обязательств по договору № СМР - 150/2021 с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, не влекущего уголовной ответственности, 6 октября 2021 года прокурором Тюльганского района в отношении директора ООО «СК «Атон» Олиниченко А.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения директора общества Олиниченко А.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 7.32 названного кодекса.

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии директора общества Олиниченко А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены. Вопреки утверждению заявителя на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного кодекса.

Собранные по делу доказательства обоснованно признаны судебными инстанциями достаточными для разрешения дела по существу.

Принимая во внимание предмет, цели и функции регионального оператора – некоммерческой организацией «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области», деятельность которого фактически направлена на реализацию муниципальных функций по региональной программе капитального ремонта, а также то, что ООО «СК «Атон» являлся участником конкурсных процедур на основании Закона № 44-ФЗ, по результатам проведенного электронного аукциона с ним заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 27 апреля 2021 года заключен договор подряда № СМР - 150/2021, оплата подрядчику производится заказчиком, в том числе за счет средств, полученных в качестве субсидии из бюджета Оренбургской области в рамках областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Оренбургской области», нормы Закона о контрактной системе закупок распространяются на правоотношения возникшие между некоммерческой организацией «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» и ООО «СК «Атон».

Частью 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии с положениями статьи 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В пунктах 2 - 3 части 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ установлено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - это совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Принимая во внимание положения Закона № 44-ФЗ, Гражданского кодекса Российской Федерации, возможность включения в рассматриваемом случае в дополнительное соглашение от 26 января 2022 года условия о распространении его действия на правоотношения сторон, возникшие до его заключения, исключается, поскольку к отношениям, регулируемым Законом № 44-ФЗ, применение положений пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации не представляется возможным, в связи с тем, что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) начинаются исключительно с момента его заключения.

Кроме того, реализация возможности заключения таких договоров противоречит основным принципам контрактной системы в сфере закупок, установленным положениями статьи 6 Закона № 44-ФЗ, а именно принципам обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В связи с изложенным утверждение заявителя жалобы о том, что срок окончания работ на момент вынесения постановления мировым судьей не наступил в виду заключения дополнительного соглашения, основано на неверном толковании норм права.

Довод жалобы о том, что вины директора общества Олиниченко А.В. в нарушении сроков исполнения контракта нет, не основан на материалах дела.

В соответствии с пунктом 6.3.1 договора подрядчик взял на себя обязательство в соответствии с установленной в разделе 5 стоимостью работ по договору, требованиями и условиями договора, НПА, ПСД, проектом производства работ выполнить строительно-монтажные работы на указанном выше объекте (л.д. 48).

Пунктом 8.20 договора установлено, что подрядчик обязан устранить причины приостановки в пределах сроков, установленных договором. При этом, подрядчик не праве требовать увеличения сроков выполнения работ по объекту и договору (л.д. 54).

Как правильно отмечено судебными инстанциями, соглашаясь при заключении контракта с установленными в нем условиями, подрядчик обязан был проанализировать характер предполагаемых работ, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач и выполнение функций, совершать другие действия, направленные на соблюдение установленного срока выполнения контракта.

Объективных данных, безусловно указывающих на то, что неисполнения договора в установленный срок обусловлено независящими от Олиниченко А.В. обстоятельствам, в материалах дела не содержится, по доводам настоящей жалобы не усматривается.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу Олиниченко А.В., не установлено.

Бездействие, повлекшее неисполнение обязательств по договору № СМР - 150/2021, изменение сроков завершения работ на объекте привело к переносу передачи его заказчику и ввода в эксплуатацию, начала использования и повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, который в данном случае определен социальной значимостью объекта, связан с реализацией конституционных и законодательно регламентированных прав граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором с соблюдением требований статей 28.4, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Необходимые сведения, в том числе относительно обстоятельств административного правонарушения, бездействия, повлекшего неисполнение предусмотренных контрактом обязательств, существенности вреда, причиненного охраняемым законом интересам общества и государства, в постановлении отражены, событие административного правонарушения описано надлежащим образом с учетом диспозиции части 7 статьи 7.32 названного кодекса.

В ходе производства по делу в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были отобраны объяснения Олиниченко А.В., истребованы необходимые документы. Проведение таких действий, вопреки доводу жалобы, не свидетельствует о проведении по делу административного расследования, которое проводится должностным лицом после вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. По настоящему делу такого определения прокурором Тюльганского района Оренбургской области вынесено не было. В связи с чем доводы жалобы о нарушении правил территориальной подсудности не состоятельны.

Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Олиниченко А.В. по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Тюльганского района Оренбургской области от 22 ноября 2021 года и решение судьи Тюльганского районного суда Оренбургской области от 9 марта 2022 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Атон» Олиниченко Алексея Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Атон» Олиниченко А.В. – без удовлетворения.

Судья С.С. Картовенко

Решение06.10.2022