ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5624/2022 от 09.08.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-5624/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 09 августа 2022 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу Усманова В.Ю. на вступившие в законную силу постановление председателя Региональной энергетической комиссии Омской области № 04-03/134-3-110 от 10 декабря 2021 г., решение судьи Советского районного суда г. Омска от 10 марта 2022 г., решение судьи Омского областного суда от 12 апреля 2022 г., вынесенные в отношении Усманова Вячеслава Юрьевича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ,

установил:

постановлением председателя Региональной энергетической комиссии Омской области № 04-03/134-3-110 от 10 декабря 2021 г., оставленным без изменения решениями судьи Советского районного суда г. Омска от 10 марта 2022 г. и судьи Омского областного суда от 12 апреля 2022 г., Усманов В.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

В жалобе Усманов В.Ю. просит состоявшиеся по делу решения должностного лица и судебных инстанций изменить, назначив наказание в виде предупреждения.

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Статьей 424 ГК РФ определено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона №190-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) осуществляют следующие полномочия, в том числе: - устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; - вправе запрашивать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и получать от них информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в формате и в сроки, которые определяются указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов); осуществляют региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов).

Согласно абзацу 2 пункта 42 (1) «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(3) и 2(4) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

В силу части 14 статьи 10 Федерального закона № 190-ФЗ наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Статьей 2 Закона Омской области от 25 сентября 2014 г. № 1660-ОЗ «Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов» установлено, что право на льготные тарифы имеют граждане - потребители услуг по горячему, холодному водоснабжению и (или) водоотведению, по обращению с твердыми коммунальными отходами, тепловой энергии (мощности), теплоносителя на территории Омской области.

В соответствии с пунктом 1 «Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области», утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 02 ноября 2011 г. №212-п, региональная энергетическая комиссия Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области.

Комиссия устанавливает в том числе тарифы на товары, услуги в сфере теплоснабжения и нормативы потребления коммунальных услуг (п. 10 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области).

Из материалов дела следует и установлено должностным лицом, и судебными инстанциями, что в отношении ООО с 30 июля 2021 г. по 21 октября 2021г. РЭК Омской области проведена камеральная проверка соблюдения условий, цели и порядка предоставления субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов, возникших в связи с установлением гражданам льготных тарифов, в ходе которой выявлены признаки нарушения порядка ценообразования при оказании регулируемого вида деятельности в сфере теплоснабжения в части расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в ноябре, декабре 2020 года по нормативу, не подлежащему к применению в отношении 3-этажных многоквартирных домов до 1999 года постройки, в соответствии с требованиями, установленными приказом РЭК Омской области от 20 июня 2016 г. № 59/27.

В ходе анализа представленных обществом квитанций за декабрь 2020 года по потребителю ФИО6 и имеющихся в деле документов (реестры (ведомость) начислений гражданам платы за коммунальную услугу по отоплению за 4 квартал 2020 года) установлено, что ООО в нарушение требований, установленных приказом РЭК Омской области от 20 июня 2016 г. № 59/27, неправомерно производило расчет и предъявляло в декабре 2020 года потребителям 3-этажного многоквартирного дома до 1999 года постройки (по адресу: ) плату за теплоснабжение по нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению, не подлежащему к применению.

Норматив по приказу РЭК Омской области от 20 июня 2016 г. №59/27 составляет в месяц 0,0268 Гкал на 1 кв.м, а по данным ООО этот норматив составляет 0,0280 Гкал в месяц на 1 кв.м.

По фату выявленного нарушения главным специалистом контрольноревизионного отдела РЭК Омской области Зиминым В.С. в отношении должностного лица Усманова В.Ю. составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, Усманов В.Ю., являясь », и обладая соответствующими должностными полномочиями, не принял должных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении должностным лицом служебных обязанностей.

Изложенное явилось основанием для привлечения должностного лица, обладающего полномочиями осуществления контроля за правильностью оформления, своевременностью выставления платежных документов за оказанные услуги, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются совокупностью исследованных доказательств: протоколом об административном правонарушении, реестром начислений платы за коммунальную услугу по отоплению за 4 квартал 2020г., квитанциями расчета размера платы за коммунальные услуги, актом проверки, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, и иными материалами дела, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Вопреки доводам жалобы правовых оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

При назначении Усманову В.Ю. административного наказания требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, наказание назначено с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; наказание является обоснованным и справедливым.

Вопрос о возможности замены назначенного Усманову В.Ю. штрафа на предупреждение и наличия для этого условий обсуждался судьями нижестоящих судебных инстанций при рассмотрении дела, и, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, а также для признания его малозначительным и освобождения Усманова В.Ю. от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено. Оснований для переоценки данных выводов суда не имеется.

Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.

Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов. Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

постановление председателя Региональной энергетической комиссии Омской области № 04-03/134-3-110 от 10 декабря 2021 г., решение судьи Советского районного суда г. Омска от 10 марта 2022 г., решение судьи Омского областного суда от 12 апреля 2022 г., вынесенные в отношении Усманова Вячеслава Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу Усманова В.Ю. – без удовлетворения.

Судья А.А. Галлингер