ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 16-6018/2023
г. Санкт-Петербург 8 декабря 2023 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 8 Северодвинского судебного района Архангельской области от 28 апреля 2023 года и решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 6 июля 2023 года, вынесенные в отношении руководителя Северодвинского территориального отдела Агентства записи актов гражданского состояния Архангельской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Северодвинского судебного района Архангельской области от 28 апреля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 6 июля 2023 года, руководитель Северодвинского территориального отдела Агентства записи актов гражданского состояния Архангельской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит судебные акты отменить, так как содержащиеся в них выводы основаны на неверном толковании норм материального права, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Прокурор г. Северодвинска Архангельской области, извещенный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения на жалобу не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 5.39 КоАП РФ установлена административная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации.
Согласно ч. 3 ст. 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", орган записи актов гражданского состояния сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с положениями указанного Закона руководитель органа ЗАГС обязан сообщить сведения о зарегистрированных актах гражданского состояния по запросу суда (судьи).
Суды (судьи) представляют собой судебную систему, структура которой установлена п. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и включает Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
В силу ст. 11 Федерального закона от 14.03.2002 № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов Российской Федерации, представителей общественности, представителей Президента Российской Федерации. Согласно ст. 1 указанного закона судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Закона № 30-ФЗ органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти. Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются, в том числе квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 19 Закона № 30-ФЗ квалификационные коллегий судей субъектов Российской Федерации: рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации; объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, а также судей соответствующих федеральных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов; организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности, при необходимости запрашивают по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и других государственных органов данные, необходимые для принятия решения по заявлению о рекомендации на вакантную должность судьи; осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей утверждено Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22 марта 2007 года.
Статьей 1 Положения предусмотрено, что квалификационная коллегия судей является органом судейского сообщества, наделенным государственно-властными полномочиями в целях выполнения задач, установленных федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Статьей 15 Федерального закона от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ закреплено право квалификационной коллегии судей запрашивать у государственных органов, общественных объединений и должностных лиц и получать от них сведения и документы, необходимые для их деятельности.
В силу п. 7 ст. 5 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием, о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 19, ст. 28 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" Квалификационной коллегией судей Архангельской области 25.10.2022 в газете "Российская газета" было объявлено об открытии одной вакантной должности мирового судьи судебного участка № 6 Северодвинского судебного района Архангельской области.
С заявлениями о рекомендации на указанную должность обратились граждане, представив необходимые документы и сведения.
В рамках проверки достоверности документов и сведений, представленных в ККС Архангельской области претендентом на вакантную должность мирового судьи, 1 марта 2023 года председателем ККС Архангельской области в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" руководителю Северодвинского территориального отдел Агентства записи актов гражданского состояния Архангельской области был направлен запрос об осуществлении проверочных мероприятий и представлении сведений в отношении сестры кандидата.
2 марта 2023 года руководителем Отдела записи актов гражданского состояния Архангельской области запрос Квалификационной коллегии судей Архангельской области не исполнен, в предоставлении запрашиваемых сведений отказано, тем самым не предоставлена необходимая заявителю информация, предусмотренная действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, должностным лицом ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.39 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства вменяемого должностному лицу административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Действия ФИО1, являющейся в силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ должностным лицом, квалифицированы по ст. 5.39 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 5.39 КоАП РФ.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей Северодвинского городского суда Архангельской области в порядке, установленном ст. 30.6 КоАП РФ.
Доводы, изложенные жалобе, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах. Аналогичные по существу доводы направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к отмене судебных актов.
Несогласие ФИО1 с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
постановление мирового судьи судебного участка № 8 Северодвинского судебного района Архангельской области от 28 апреля 2023 года и решение судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 6 июля 2023 года, вынесенные в отношении руководителя Северодвинского территориального отдела Агентства записи актов гражданского состояния Архангельской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, оставить без изменения, а её жалобу - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции И.Р. Косицына-Камалова