ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
N 16-6760/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 31 октября 2023 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника ООО "БиотехСервис" Мельниковой Елены Александровны на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среду, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Нижегородской области Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 30 августа 2022 года N06-298/2022, решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 2 декабря 2022 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 9 марта 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "БиотехСервис" (далее - ООО "БиотехСервис", Общество) по делу об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.6, статьей 8.1, частью 1 статьи 8.14, статьей 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среду, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Нижегородской области Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 30 августа 2022 года N06-298/2022, оставленным без изменения решением судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 2 декабря 2022 года, ООО "БиотехСервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Нижегородского областного суда от 9 марта 2023 года постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среду, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Нижегородской области Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 30 августа 2022 года N06-298/2022, решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 2 декабря 2022 года изменены, резолютивная часть постановления должностного лица изложена в следующей редакции: "Признать юридическое лицо ООО "БиотехСервис" виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.6, статьей 8.1, частью 1 статьи 8.14, статьей 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей"; исключено из постановления должностного лица указание на наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность ООО "БиотехСервис"- повторного совершения однородного административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В остальной части постановление должностного лица административного органа, решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "БиотехСервис" Мельникова Е.А. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности.
Изучение доводов жалобы и материалов дела об административном правонарушении, позволяет прийти к следующим выводам.
Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет административную ответственность по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста двадцати тысяч рублей.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьями 34, 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении хозяйственной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Согласно пунктам 1,2,5,6 части 2 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) (п.1); содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения (п.2); вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (п.5); выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности (п.6).
Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществах, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
В соответствии с Правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2020 года N 1391 (далее - Правила), мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются с соблюдением требований водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункты 1 и 2 Правил).
Указанные мероприятия осуществляются органами, перечисленными в пункте 3 Правил.
В пункте 4 Правил перечислены мероприятия по охране поверхностных водных объектов, которые включают в себя предотвращение загрязнения, засорения поверхностных водных объектов и истощения вод, а также ликвидацию последствий указанных явлений, извлечение объектов механического засорения (подпункт "б").
Как усматривается из материалов дела межрегиональным Управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - Управление) с 19 июля 2022 года по 9 августа 2022 года проведена внеплановая выездная проверка на объектах НВОС 22-0152-002019-П и 22-0152-002342-П, по результатам которой 17 августа 2022 по выявленным нарушениям в отношении юридического лица - ООО "БиотехСервис" составлены протоколы об административных правонарушениях по статье 7.6, статье 8.1, части 1 статьи 8.14, статье 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях N 06-297/2022, N 06-298/2022, N 06-299/2022, N 06-300/2022.
В ходе проверки Управлением установлены факты нарушения природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности ООО "БиотехСервис", выразившийся в следующем:
1. Объект размещения отходов - 4 - секция золошламонакопителя (объект НВОС 22-01002342-П), эксплуатируемая ООО "Биотехсервис", расположенная по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, д. Истомино, оказывает негативное воздействие на подземные воды в виде превышения концентрации загрязняющих веществ в природной воде в скважинах NN 2, 8, 1, 9, 5 над фоновыми значениями в скважине N 6; на поверхностные водные объекты - р. Трестьянка в виде превышения установленных предельно допустимых концентраций (ЦЦК) химических веществ в воде водных объектов рыбохозяйственного значения.
2. По результатам анализов отобранной 19 июля 2022 года, 21 июля 2022 года, 25 июля 2022 года сточной воды из контрольного колодца после прудов-аэраторов установлены превышения нормативов допустимых сбросов, установленных разрешениями на сбросы N 001 и N 007.
3. По результатам анализов (протоколы КХА от 2 августа 2022 года N963-Пр.В, от 3 августа 2022 года N1016-Пр.В, N 1037-Пр.В, от 2 августа 2022 года N961-Пр.В, от 3 августа 2022 года N1014-ПР.В, N1039-Пр.В) проб природной воды р.Волга, отобранных ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" ниже выпуска, установлено увеличение содержания концентраций загрязняющих вещество по железу, нитрат-иону, цинку, дополнительно в пробах от 25 июля 2022 года по аммонию, таким образом, сточные воды после выпуска оказывают влияние на р.Волга.
4. По результатам анализов отобранных 19 июля 2022 года, 21 июля 2022 года, 25 июля 2022 года природной воды р.Волга в месте выпуска сточных вод установлены превышения нормативов, установленных пунктом 13 Решения N 52-08.01.03.005-Х-РСБХ-Т-2019-03542/00.
5. Несоблюдение обязанности водопользователя вести в установленном порядке учет объема сброса сточных вод.
6. Нарушение правил эксплуатации водоохранных сооружений: ООО "Биотехсервис" не были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых усмотрена административная ответственность.
Согласно выясненным обстоятельствам: сооружение - 4-я секция золошламонакопителя включена в ГРОРО как объект размещения отходов за N52-00050-3-00358-220621 и используется ООО "БиотехСервис" для размещения отходов IV класса опасности. Обществом получена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности 29 октября 2021 года в части размещения отходов IV класса опасности: ила избыточно биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод и осадка механической очистки смеси ливневых и производственных сточных вод, не содержащих специфические загрязнители, малоопасного.
В ходе проведения проверки специалистами испытательной лаборатории по Нижегородской области ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" 21 июля 2022 года и 25 июля 2022 года для оценки влияния объекта размещения отходов - секции N 4 золошламонакопителя был произведен отбор проб природной воды из мониторинговых скважин, расположенных вокруг объекта размещения отходов, природной воды из р.Трестьянка согласно точкам, установленным Программой мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду 2019 года (протокол отбора проб от 21 июля 2022 года б/н, протокол отбора проб от 21 июля 2022 года N 349, протокол отбора проб от 25 июля 2022 года б/н протокол отбора проб от 25 июля 2022 года N 356).
По результатам проведенных исследований (химического анализа, экспертного заключения) выявлены превышения концентрации загрязняющих веществ по сравнению с фоновыми концентрациями, нашедшими количественное отражение в оспариваемых актах.
ООО "БиотехСервис" (объект НВОС 22-0152-002019-П) является пользователем водного объекта р.Волга (Чебоксарское водохранилище на траверзе 876.9 км основного судового хода по Атласу ЕГС ЕЧ РФ том 5 изд. 2014, у правого берега) для сброса сточных вод после биологических очистных сооружений, расположенных в г. Балахна Нижегородской области на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 3 декабря 2019 года N 5Г 08.01.03.005-Х-РСБХ-Т-2019-03542/00 со сроком действия до 3 декабря 2024 года.
ООО "БиотехСервис" получены разрешения на сбросы веществ в водные объекты от 3 марта 2021 года N 007 и от 18 марта 2022 года N 001.
Специалистами испытательной лаборатории ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" 19 июля 2022 года, 21 июля 2022 года, 25 июля 2022 года были отобраны пробы: сточной воды в контрольном колодце после прудов-аэраторов, природной воды в р.Волга в месте выпуска сточной воды, 1 км выше течению от выпуска и 0,4 км ниже по течению от выпуска.
По результатам анализов, отобранных 19 июля 2022 года, 21 июля 2022 года, 25 июля 2022 года (протоколы от 02 августа 2022 года N 964-Ст.В, от 3 августа 2022 года N 1017-Ст.В, N 1036-Ст.В) сточной воды контрольного колодца после прудов-аэраторов установлены превышения нормативов допустимых сбросов.
По результатам анализов (протоколы КХА от 02 августа 2022 года N 963-Пр.В, от 3 августа 2022 года N1016-Пр.В, N 1037-Пр.В, от 02 августа 2022 года N 961-Лр.В, от 3 августа 2022 года N 1014-Пр.В, N1039-Пр.В) проб природной воды в р.Волга, отобранных ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" 19 июля 2022 года, 21 июля 2022 года, 25 июля 2022 года, ниже выпуска установлено увеличение содержания концентраций загрязняющих веществ по железу, нитрит-иону, цинку, дополнительно в пробах от 25 июля 2022 года по аммонию.
По результатам анализов, отобранных 19 июля 2022 года, 21 июля 2022 года, 25 июля 2022 года (протокол от 2 августа 2022 года N 962-Пр.В, от 3 августа 2022 года N Ю15-Пр.В, N 1038-Пр.В), природной воды в p.Boлга месте выпуска сточных вод установлены превышения нормативов, установленных пунктом 13 Решения N52-08.01.03.005-Х-РСБХ-Т-2019-03542/00.
Кроме того, согласно выводам должностного лица и судебных инстанций, установлено, что технологический регламент биологических очистных сооружений (БОС) ООО "БиотехСервис" утвержден директором Общества 5 апреля 2021 года. Согласно технологическому регламенту проектная мощность биологических очистных сооружений составляет: - производственные (вкл. ливневые) сточные воды 109169 м3/сут.; - хозяйственно бытовые сточные воды 40000 м3/сут.. Общий расход сточных вод по станции биологической очистки составляет 149169 м3/сут. Фактический расход сточных вод по данным 2020 года составляет 54,739 тыс. м3/сут (20034,67) тыс.3/год).
В БОС на очистку поступает несколько потоков сточных вод. В целом состав объединенного потока, поступающего в приемную камеру БОС ООО "БиотехСервис", состоит из производственных (вкл. ливневые), хозбытовых сточных вод объектов АО Волга, в смеси с оборотной водой ГТС (вкл. осветленную воду 4 секции золошламонакопителя), хозбытовых сточных вод мкр. Правдинск, городских хозяйственных бытовых сточных вод г.Балахны (в т.ч. р.п.Гидроторф) и промышленные стоки производственных объектов, расположенных в г. Балахна.
Состав биологических очистных сооружений:- приемная камера гашения напора (поз. 4/32); - водоизмерительный лоток "Вентури" (поз. 4/12); - преаэратор - усреднитель, 8 секций (поз. 4/1); - первичные отстойники - 4 штуки (поз. 4/2), с насосной станцией сырого осадка; - камера смешения, 2 секции (поз. 4/3); - аэротенк, 8 секций (поз. 4/4); - вторичные радиальные отстойники, 4 штуки (поз. 4/5); - аэрируемый пруд, 2 секции (поз. 4/6).
Сброс стоков после очистных сооружений осуществляется по двум трубопроводам 1020 мм, длиной 102 м через глубинный выпуск, состоящий из оголовка с тремя рассеивателями на каждой нитке и выходящий в Чебоксарское водохранилище (р.Волга) на 35 м.
Учет сбрасываемых сточных вод осуществляется водоизмерительным лотком "Вентури". Журналы учета водопотребления ведутся по установленной форме.
По результатам анализов, отобранных 19 июля 2022 года, 21 июля 2022 года, 25 июля 2022 года (протоколы от 02 августа 2022 года N 964-Ст,В, от 3 августа 2022 года N 1017-Ст.В, N 1036-Ст.В), сточной воды контрольного колодца после прудов-аэраторов установлены превышения нормативов допустимых сбросов.
В ходе проверки 19 июля 2022 года инспекторами Управления совместно с экспертом ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" проведен осмотр очистных сооружений. При осмотре установлено, что сточные воды поступают в распределительную камеру по трем трубопроводам. Далее поступают по разводящим лоткам в преаэратор-усреднитель. Дополнительно в 4 коридор аэратора организовано поступление хоз.бытовых стоков. В преаэраторе установлена система и организована подача возвратного активного ила. На поверхности преаэратора образуется пена. Далее вода поступает через распределительную камеру на первичные отстойники: 3 в работе, 1 в ремонте.
Далее стоки проходят аэротенк 8 параллельно работающих секций, вторичные отстойники, биопруды: 1 в работе, 1 выведен из эксплуатации. Вторичные отстойники: 3 в работе, 1 в ремонте. Переливы сточной воды через зубчатые переливы в отстойниках не равномерные. Поступление возвратного активного ила в секции аэротенка не равномерное. На поверхности аэротенка образуется пена. Хлорирование сточных вод производится по трубопроводу в один из карманов распределительной камеры перед биопрудами. Задвижка в распределительной камере перед биопрудами во втором кармане пропускает сточную воду. Железобетонные конструкции сооружения местами разрушены, имеется обрастание растительностью.
Согласно выводам экспертов, представленных в заключении от 5 августа 2022 года N 11Ю:
1. Биологические очистные сооружения ООО "БиотехСервис" эксплуатируются соответствии с принятой технологической схемой очистки сточных вод.
2. Трубопроводы, подающие сточные воды на БОС, фактически расположены таким образом, что не все сточные воды, поступившие на БОС, попадают в водоизмерительный лоток типа "Вентури", и следовательно, не все сточные воды, поступившие на БОС, учитываются водоизмерительным лотком типа "Вентури". В связи с этим, измерение сточных вод по указанному методу не отражает достоверное фактическое количество сточных вод, поступающих на БОС, и не может быть использовано в качестве измерительного прибора учета сточных вод при существующей системе подачи сточных вод на БОС.
3. Эксплуатация биологических очистных сооружений производится с нарушением технологических параметров, регламентированных технологическим регламентом и правилами эксплуатации, в части: технические нарушения в работе системы аэрации секций преаэраторах; технические нарушения в работе системы аэрации секций аэротенка; нарушение гидравлических параметров работы первичных и вторичных отстойников, ввиду нарушения горизонтальности в установке зубчатых переливов; отсутствие жиросборных бункеров на поверхности первичных отстойников; неравномерная подача возвратного активного ила в секции аэротенка; несвоевременное обслуживание оборудования и сооружений.
4. Техническое состояние оборудования и сооружений (обрастание травянистой растительностью водоотражающих щитов, установленных вокруг центральной водоподающей трубы второго и третьего вторичных отстойников, нарушение герметичности водоотводящих лотков третьего вторичного отстойника, отсутствие горизонтальности зубчатых переливов первичных и вторичных отстойниках, разрушение железобетонных конструкций, не коррозионных процессов металлических конструкций, разрушение металлических конструкций) свидетельствуют о том, что выполнение графиков ППР производится не в полном объеме, с отклонениями от запланированных графиков ППР.
5. Согласно результатам производственного контроля сточных вод ООО "БиотехСервис" за 2022 год установлено, что сброс сточных вод с БОС осуществляется с превышением технологических параметров, предусмотренных пунктом 8 Технологического регламента, а именно, наблюдаются систематические отклонения от технологических параметров работы по ХПК, БПК5, взвешенным веществам, сухому остатку, сульфид-иону, АПАВ, нефтепродуктам и метанолу.
6. Результаты лабораторных исследований показывают значительную эффективность очистки по взвешенным веществам (99,6%), сульфид-ионам (более 94,4%), нефтепродуктам (94,4%), фенолам (100%). Эффективность по аммоний-иону достигает 89,6%, нитрит-ионам 72,1 %, сульфат-ионам - 59,9 %, железу общему - 76,9 % и цинку 88,3%.
7. Согласно результатам лабораторных исследований очищенных сточных вод установлено, что сброс сточных вод с БОС осуществляется в пределах технологических параметров сброса, установленных Технологическим регламентом, за исключением содержания аммоний-иона (превышение в 1,5 раза, протокол КХА N 1036-Ст.В от 3 августа 2022 года), нитратов (превышение в 1,4 раза, протокол КХА N 964-Ст.В от 3 августа 2022 года; превышение в 5,8 раза, протокол КХА N 1017-Ст.В от 3 августа 2022 года; превышение в 3,1 раза, протокол КХА N1036-Ст.В от 3 августа 2022 года).
8. Согласно результатам лабораторных исследований очищенных сточных вод, установлено, что сброс сточных вод с БОС производится в соответствии с Разрешением N 007 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденных Приказом Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 3 августа 2021 года N 0308, и Разрешением N 001 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденных Приказом Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 18 марта 2022 года, за исключением содержания аммоний-иона в очищенных водах (превышение в 2,1 раза, протокол КХА N1036-Ст.В от 3 августа 2022 года), железа общего (превышение в 1,9 раза, протокол КХА N 964-Ст.В от 2 августа 2022 года; превышение в 2,5 раза, протокол КХА N1036-Ст.В от 3 августа 2022 года), нитрит-ионов (превышение в 2,3 раза, протокол КХА N964-Ст.В от 2 августа 2022 года, - превышение в 1,8 раза, протокол КХА N 1017-Ст.В 3 августа 2022 года; превышение в 2,1 раза, протокол КХА N 1036-Ст.В от 3 августа 2022 года), цинка превышение в 11,0 раза, протокол КХА-N 964-Ст.В от 2 августа 2022 года; превышение в 10,0 раз, протокол КХА N 1017-Ст.В от 3 августа 2022 года; превышение в 21,0 раза, протокол КХА N 1036-В от 3 августа 2022 года).
На основании приведенных выше материалов должностное лицо пришло к выводу о наличии в действиях юридического лица составов административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.6, статьей 8.1, частью 1 статьи 8.14, статьей 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением должностного лица административного органа от 30 августа 2022 года дела об административных правонарушениях от 17 августа 2022 года N 06-297/2022, N 06-298/2022, N 06-299/2022, N 06-300/2022 в отношении ООО "БиотехСервис" объединены в одно производство с вынесением постановления о привлечении к административной ответственности с указанием на назначение административного наказания по правилам части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами должностного лица согласился судья Балахнинского городского суда Нижегородской области.
При рассмотрении жалобы Общества на постановление должностного лица и решение судьи городского суда, судья областного суда пришел к выводу об изменении названных актов в связи с допущенными нарушениями при составлении резолютивной части постановления должностного лица, придя к выводу, что данное изменение не повлечет ухудшение положения юридического лица.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенных административных правонарушений.
Действия ООО "БиотехСервис" правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области охраны окружающей среды и водных объектов.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции сочли, что ООО "БиотехСервис" имело возможность для соблюдения норм природоохранного законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, выполненной должностным лицом и судами в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела были неправильно применены нормы материального права или допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы ответчика относительно того, что отбор проб произведен в соответствии с ГОСТ 31861, однако ГОСТ с таким номером не существует, безосновательны.
Как видно из представленных документов, отбор проб произведен в соответствии с ГОСТ 31861-2012 " Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб" (введен в действие Приказом Росстандарта от 29 ноября 2012 года N 1513-ст ), действующим на момент события. Указанный документ утратил силу на территории Российской Федерации лишь с 1 января 2023 года.
Доводы ответчика о том, что сведения о координатах точек отбора проб получены с нарушением закона, являются голословными и не подтвержденными документально.
Координаты точек отбора проб определены поверенными средствами измерения, "ФГБУ ЦЛАТИ по ПФО" является аккредитованным лицом (N записи в реестре №), в связи с чем, доводы жалобы об использовании средств измерений неутвержденного типа, являются несостоятельными.
Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО "БиотехСервис" по правилам частей 5 и 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями статей 3.1 и 4.1 названного Кодекса.
Согласно сведениям ГИС ГМП штраф Обществом оплачен.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среду, ведущего специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Нижегородской области Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 30 августа 2022 года N06-298/2022, решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 2 декабря 2022 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 9 марта 2023 года, вынесенные в отношении ООО "БиотехСервис" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.6, статьей 8.1, частью 1 статьи 8.14, статьей 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО "БиотехСервис" Мельниковой Елены Александровны - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова