ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-699/2022 от 21.01.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-699/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 21 января 2022 года

Председатель Первого кассационного суда общей юрисдикции Н.Н. Подкопаев, рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 11 октября 2021 года, решение судьи Пензенского областного суда от 26 октября 2021 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 11 октября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Пензенского областного суда от 26 октября 2021 года, ФИО1 признан виновным и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации по ч.4 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе ФИО1 просит отменить состоявшиеся судебные решения, мотивируя это тем, что судебное разбирательство было несправедливым, поскольку во внимание принимались лишь обстоятельства, который его уличали в совершенном правонарушении, а его доводы о том, что данного административного правонарушения он не совершал, судом необоснованно отклонены.

Ссылается на то, что законно находился на территории Российской Федерации, поскольку имел разрешение на временное проживание №82/2020/58 от 15 апреля 2020 года сроком до 15 апреля 2023 года.

По мнению заявителя, у него отсутствовала обязанность подачи уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник его доходов за очередной год, в силу пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года №364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), согласно которому приостановлено течение сроков разрешения на временное проживание, что включает в себя и приостановление срока подачи ежегодного уведомления в рамках разрешения на временное проживание 82/2020/58 от 15 апреля 2020 года.

Обращает внимание на то, что он по уважительным причинам не мог подать указанное уведомление в установленный законом срок, поскольку в период карантинных мер 2020-2021 году не работал и не имел материальной возможности для этого.

Рассмотрев материалы дела и доводы жалобы, считаю, что оснований для её удовлетворения не имеется.

Частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) предусмотрено, что повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 18.8, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

При этом по части 1 статьи 18.8 указанного Кодекса административную ответственность влечет нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).

В силу положений статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

На основании пункта 9 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание. Указанное уведомление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в форме электронных документов. В случае, если иностранный гражданин желает подтвердить размер и источник дохода посредством представления копии налоговой декларации, данный иностранный гражданин вправе не представлять указанный документ в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае копия налоговой декларации запрашивается в налоговом органе по месту учета иностранного гражданина территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел самостоятельно на основании уведомления данного иностранного гражданина о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.

Основанием для привлечения гражданина Республики Таджикинстан ФИО1 к административной ответственности послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства о том, что 11 октября 2021 года в 11 час. 30 мин. сотрудниками отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России по Пензенской области установлено, что временно проживающий в Российской Федерации гражданин Республики Таджикистан ФИО1, имеющий разрешение на временное проживание в Российской Федерации №82/2020/58, выданное 24 апреля 2020 года в УВМ УМВД России по Пензенской области, в нарушение требований п.9 ст.6 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание, а именно в период с 26 апреля 2021 года по 26 июня 2021 года, не подал в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник его доходов за очередной год.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении; постановлением Врио начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по Пензенской области от 11 марта 2021 года, согласно которому ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; копией паспорта ФИО1; сведениями автоматизированной системы Центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства ФМС России.

Оценив приведённые в совокупности доказательства, судебные инстанции обоснованно признали их допустимыми и сослались в обоснование выводов о виновности ФИО1 в совершённом правонарушении и верно квалифицировали его действия по ч.4 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвергнув утверждение ФИО1, что данного административного правонарушения он не совершал.

Вопреки утверждениям, содержащимся в жалобе, судебное разбирательство по делу проведено в соответствии с требованиями действующего законодательства и было направлено на всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств по делу. Судом были созданы необходимые условия для реализации ФИО1 своих прав.

В ходе судебного разбирательства тщательно выяснялись все доводы, выдвинутые в защиту ФИО1, в том числе, об отсутствии обязанности подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник его доходов за очередной год в силу пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года №364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), которые обоснованно признаны неубедительными, с приведением подробных мотивов, по которым эти доводы признаны несостоятельными.

Всем доводам ФИО1, в том числе, что он по уважительным причинам не мог подать указанное уведомление в установленный законом срок, поскольку не работал и не имел материальной возможности для этого, дана соответствующая оценка, ни одно доказательство, юридическая сила которого вызывала сомнение, не было положено в основу выводов суда о виновности ФИО1 в совершённом правонарушении.

Ссылка ФИО1 о правомерном нахождении на территории Российской Федерации на момент задержания сотрудниками полиции, что подтверждается разрешением на временное проживание №82/2020/58 от 15 апреля 2020 года сроком до 15 апреля 2023 года, не может быть принята во внимание.

То обстоятельство, что ФИО1 имел разрешение на временное проживание №82/2020/58 от 15 апреля 2020 года сроком до 15 апреля 2023 года, не опровергает вывода о том, что на момент выявления административного правонарушения сотрудниками отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России по Пензенской области 11 октября 2021 года, ФИО1 находился в Российской Федерации в нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, что выразилось в неисполнении обязанности по подаче уведомления период с 26 апреля 2021 года по 26 июня 2021 года о подтверждении своего проживания на территории Российской Федерации в нарушение требований п.9 ст.6 Федерального закона № 115 от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Вопреки утверждениям заявителя принятие Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года №364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), которым с 16 июня до 31 декабря 2021 г. включительно приостановлено течение сроков временного или постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, не является основанием для освобождения ФИО1 от обязанности в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание лично или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных решений, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 11 октября 2021 года, решение судьи Пензенского областного суда от 26 октября 2021 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО1- без удовлетворения.

Председатель суда Н.Н. Подкопаев