ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-7264/20 от 07.12.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-7264/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 7 декабря 2020 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Беляева В.Г., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн-Воскресенск», на вступившие в законную силу постановление консультанта территориального отдела №16 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области – старшего государственного административно – технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 30 октября 2019 года, решение судьи Раменского городского суда Московской области от 13 мая 2020 года и решение судьи Московского областного суда от 23 июля 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн-Воскресенск» (далее – ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением консультанта территориального отдела №16 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области – старшего государственного административно – технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 30 октября 2019 года №16/1687/42Э ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Раменского городского суда Московской области от 13 мая 2020 года постановление должностного лица изменено, размер административного штрафа снижен до 50 000 рублей. В остальной части указанный акт оставлен без изменения.

Решением судьи Московского областного суда от 23 июля 2020 года состоявшиеся по делу акты оставлены без изменения.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Беляев В.Г. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу п.п.1,3 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (п.2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее также – ТКО) должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п.3).

Согласно п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее – Правила), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

В соответствии с п.2.9 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области, утвержденного распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26 июня 2019 года N 350-РВ (далее – Порядок), раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО по видам однородных отходов, складирование разделенных видов ТКО на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО.

В силу п.2.10 Порядка раздельное накопление ТКО организуется региональными операторами, на территории которых осуществляется раздельное накопление ТКО.

В соответствии с п.2.12 Порядка организация раздельного накопления ТКО на территории Московской области осуществляется с помощью двухконтейнерной системы раздельного накопления ТКО, при которой сухие отходы размещаются в одном контейнере с синей цветовой индикацией. Смешанные отходы размещаются в контейнере с серой цветовой индикацией.

Согласно п.2.13 Порядка каждая контейнерная площадка на территории МКД Московской области оборудуется отдельным контейнером (контейнерами) для сухих отходов, годных к переработке, и контейнерами для смешанных отходов.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на территории Раменского городского округа Московской области ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» является региональным оператором по обращению с ТКО.

14 октября 2019 года в 13 час. 04 мин. в ходе проведения должностным лицом территориального отдела №16 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области осмотра места сбора ТКО на контейнерной площадке, расположенной в районе <адрес> установлено нарушение ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» требований в области охраны окружающей среды при обращении с ТКО, а именно: в нарушение статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, пункта 4 Правил, пунктов 2.12, 2.13 Порядка на контейнерной площадке не организовано раздельное накопление ТКО, отсутствует отдельный контейнер для сухих отходов с синей цветовой индикацией и отдельный контейнер для смешанных отходов с серой цветовой индикацией.

Приведенные обстоятельства явились основанием для составления 23 октября 2019 года в отношении «ЭкоЛайн-Воскресенск» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения общества постановлением должностного лица административного органа от 30 октября 2019 года к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.

Проверяя дело об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи городского и областного судов согласились с выводами должностного лица о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.

Оснований не согласиться с состоявшимися по делу актами не имеется.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние общества правильно квалифицировано по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Вопреки доводам жалобы в силу п.2.10 Порядка раздельное накопление ТКО должно организовываться ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск». Между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» 28 апреля 2018 года заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Воскресенской зоне регионального оператора, в соответствии пунктом 5.1.14 которого обществом взяты на себя обязательства по размещению и использованию для накопления ТКО контейнеров и бункеров, соответствующих требованиям порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления), утвержденного Министерством, и требованиям действующего законодательства.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено обществу с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление консультанта территориального отдела №16 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области – старшего государственного административно – технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области от 30 октября 2019 года, решение судьи Раменского городского суда Московской области от 13 мая 2020 года и решение судьи Московского областного суда от 23 июля 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн-Воскресенск» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Беляева В.Г. – без удовлетворения.

Судья А.В. Поддымов