ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-994/20 от 08.06.2020 Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 16-994/2020

г. Пятигорск

Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 15 мая 2020 г.) жалобу общества с ограниченной ответственностью «Комбинат Благоустройства» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 от 19 июня 2019 г. № 19-319/П/1-160/3, решение судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 22 августа 2019 г. и решение судьи Ставропольского краевого суда от 16 октября 2019 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Комбинат Благоустройства» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 от 19 июня 2019 года № 19-319/П/1-160/3, оставленным без изменения решением судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 22 августа 2019 г. и решением судьи Ставропольского краевого суда от 16 октября 2019 г., общество с ограниченной ответственностью «Комбинат Благоустройства» (далее – ООО «Комбинат благоустройства», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 21 500 рублей.

В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, директор ООО «Комбинат благоустройства» ФИО2 просит отменить постановление должностного лица и судебные постановления, вынесенные по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В силу положений части 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно части 7 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 04 марта 2016 года № 66 утвержден Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Положениями пунктов 22, 26, 27, 29 названного Порядка предусмотрены состав и содержание отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения и в пределах их воздействия на окружающую среду.

В силу положений пунктов 5, 6 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 16 февраля 2010 года № 30, отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией отчетности на магнитном носителе, - представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Из материалов дела усматривается, что Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу проведена плановая выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства в отношении ООО «Комбинат благоустройства», по результатам которой составлен акт проверки от 7 июня 2019 г. № 19-319/П/4 о выявленных нарушения требований части 2 статьи 11, части 3 статьи 12, части 7 статьи 18 от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 22, 26, 27, 29 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 4 марта 2016 года № 66, пункта 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 16 февраля 2010 года № 30, выразившиеся в сокрытии полной и достоверной информации в Отчете о результатах мониторинга за 2018 год о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, или иного вредного воздействия на окружающую среду и природных ресурсов, а также несвоевременном сообщении о состоянии окружающей среды и природных ресурсов в отчете об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2018 год.

7 июня 2019 года должностным лицом Росприроднадзора в отношении ООО «Комбинат Благоустройства» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

19 июня 2019 г. должностным лицом Росприроднадзора в отношении ООО «Комбинат Благоустройства» внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 19-319/П/1-160/4.

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 от 19 июня 2019 года № 19-319/П/1-160/3 ООО «Комбинат Благоустройства» привлечено к административной ответственности, установленной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершения ООО «Комбинат Благоустройства» вмененного административного правонарушения и виновность указанного лица подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 7 июня 2019 года (л.д. 66-70 т. 1), актом проверки от 7 июня 2019 года (л.д. 75-91 т. 1); копией отчета о результатах мониторинга состоянии и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (л.д. 103-141 т. 1); копиями отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2018 год, содержащими различные показатели, представленными 15 января и 31 января 2019 г. соответственно (л.д. 19-30 и л.д. 143-165 т. 1); представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 19 июня 2019 г. (л.д. 53-54 т.1) и другими доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Комбинат Благоустройства» к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных.

Судебные инстанции с выводами должностного лица и принятым им постановлением согласились.

Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Деяние общества квалифицировано по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и санитарного законодательства.

Довод жалобы об отсутствии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нашел своего подтверждения.

Объективную сторону состава данного административного правонарушения образуют, в том числе деяния, выразившиеся в сокрытии, несообщении (несвоевременном, неполном сообщении) информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.

В ходе производства по делу установлено, что вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

ООО «Комбинат Благоустройства» не представлена полная и достоверная информация о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Отсутствие данных документов и непроведение соответствующих мероприятий не позволяет получить полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов вокруг источников загрязнения, а равно последствиях вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.

В связи с этим приведенное в жалобе утверждение о том, что указанные вмененные ООО «Комбинат Благоустройства» нарушения не образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным.

Указанный в жалобе довод об отсутствии выданного Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу по результатам проверки предписания об устранении выявленных нарушений также не свидетельствует об отсутствии в деянии ООО «Комбинат Благоустройства» вмененного административного правонарушения, подтвержденного совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела.

Доводы жалобы о соответствии отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов – полигона ТБО ООО «Комбинат Благоустройства» и в пределах его воздействия на окружающую среду пунктам 22, 27 и 29 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 4 марта 2016 года № 66, опровергаются материалами дела, которые подтверждают отсутствие в разделе «Оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды» сравнительных данных по прогнозу изменений окружающей среды под воздействием объекта размещения отходов за отчетный период и предыдущие отчетные периоды, а также данных об ожидаемых значениях показателей компонентов природной среды и природных объектов на предстоящий период, и подтверждают отсутствие в разделе «Приложение» названного отчета календарного плана выполнения работ и копий документов и материалов о соответствии использованных методик (методов) отбора проб, инструментальных измерений, определений требованиям законодательства.

Доводы жалобы о том, что в письме Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от 26 февраля 2019 г. № 17-29/916 не было сообщено замечаний к отчету о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2018 г., отмену обжалуемых постановления и судебных актов не влекут, поскольку указанное письмо направлено в рамках иной процедуры – неподтвреждения отсутствия негативного воздействия на окружающую среду.

Доводы о своевременном предоставлении 15 января 2019 г. отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2018 год и допустимости исправлений в нем путем направления нового отчета 31 января 2019 г., были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отвергнуты как необоснованные, поскольку предоставление новых сведений о движении отходов по истечении установленного срока их предоставления свидетельствует о недостоверности информации, предоставленной ранее, и о несвоевременности сообщения полной информации.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых актов не является. Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно. Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено обществу с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 8.5 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВИЛ:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 от 19 июня 2019 г. № 19-319/П/1-160/3, решение судьи Буденновского городского суда Ставропольского края от 22 августа 2019 г. и решение судьи Ставропольского краевого суда от 16 октября 2019 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Комбинат Благоустройства» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Комбинат Благоустройства» – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пятого кассационного суда

общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев

Справка:

судья районного суда Каблахов Р.Д.

судья краевого суда Загорская О.В.