Челябинский Областной суд - Судебный акт №А3-001101-03/2012
№4al 2-734
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
05 сентября 2012 г. г.Челябинск
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобы законного представителя юридического лица ООО «Терминал - 2000» ФИО1 и защитника ООО «Терминал - 2000» Туманова В.В. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 4 г. Златоуста Челябинской области от 30 марта 2012г., решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 11 мая 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении ООО «Терминал - 2000»,
установил:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 4 г. Златоуста Челябинской области от 30 марта 2012г. ООО «Терминал-2000» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 11 мая 2012г. указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобах законного представителя юридического лица ООО «Терминал-2000» ФИО1 и защитника Туманова В.В., поданных в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалоб, оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
Как следует из материалов дела, с 13 февраля 2012г. по 20 февраля 2012г. по адресу: г. Златоуст, ул. ******, при проведении проверки установлено, что ООО «Терминал - 2000» не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно не выполнены требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного назначения, тем самым ООО «Теминал-2000» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Поскольку факт совершения административного правонарушения ООО «Терминал-2000» подтвержден протоколом об административном правонарушении № 105/4 от 22 февраля 2012г., составленным заместителем главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и
2
Кусинского муниципального района по пожарному надзору, актом проверки № 72/4-ЧС от 20 февраля 2012г., распоряжением № 72/4 от 03 февраля 2012г., другими доказательствами, вывод мирового судьи о наличии в действиях ООО «Терминал-2000» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, является правильным.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены мировым судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения
Из материалов дела следует, что ООО «Теминал-2000» является юридическим лицом, зарегистрировано в установленном законном порядке, директором общества с 09 ноября 2011г. назначен ФИО1 (л.д. 18, 20).
На основании распоряжения начальника ОНД № 1 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области № 72/4 от 03 февраля 2012г. отделом надзорной деятельности № 1 Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Челябинской области с 13 февраля 2012г. по 20 февраля 2012г. в отношении ООО «Терминал-2000» проведена плановая выездная проверка выполнения требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 15-16).
В ходе указанной проверки были выявлены следующие нарушения: не создан постоянно действующий орган управления единой системой РСЧС; не установлены компетенция и полномочия должностного лица (структурного подразделения), уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе отсутствует положение о постоянно действующем органе управления единой системы РСЧС, отсутствует штатное расписание, функциональные обязанности; отсутствуют координационные органы единой системы РСЧС: (входит в состав органов управления), в том числе отсутствует комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; отсутствует положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; отсутствует орган повседневного управления единой системой РСЧС: (входит в состав органов управления); отсутствуют документы: план работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности и заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и отчетные документы (протоколы, решения); отсутствует планирование мероприятий по повышению устойчивости
функционирования (далее ПУФ) организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях; не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не прошёл обучение (повышение квалификации) руководитель организации; не прошёл обучение (повышение квалификации) председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности; не прошли обучение (повышение квалификации) члены комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности; не проведены командно-штабные учения (штабные тренировки) по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций; не созданы нештатные аварийно-спасательные формирования; не обеспечены необходимым имуществом и оборудованием нештатные аварийно-спасательные формирования; отсутствует локальная система оповещения; отсутствует паспорт безопасности потенциально-опасного объекта; отсутствует план основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ на 2012г.; отсутствует приказ по итогам выполнения плана основных мероприятий за 2011г. и задачам на 2012г.; не прошли обучение (повышение квалификации) руководители формирований и служб в учебно-методических центрах, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, и на курсах гражданской обороны; отсутствуют документы по организации подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований, и работников предприятий; работники организации и подведомственных объектов не обеспечены средствами индивидуальной защиты; не осуществлена организация накопления, освежения средств индивидуальной защиты; работники организации и подведомственных объектов не обеспечены дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40 % от их общей численности; работники организации и подведомственных объектов не обеспечены медицинским средствами индивидуальной защиты на 30 % от общей численности работников, чем нарушены ст. ст. 14, 24 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.2 ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. п. 2, 6, 7, 11, 13-19 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», п.п. 2, 4, 6, 8, 9, 10 Постановления Правительства РФ от 04 сентября 2003г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ от 02 ноября 2000г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», Постановления Правительства РФ от 01 марта 1993г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения
4
потенциально опасных объектов», п.п. 4, 12 Приказа МЧС РФ № 687 от 14 ноября 2008г. «Об утверждении положения об организации и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», приказ МЧС РФ № 999 от 23 декабря 2005г. «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований».
По результатам проверки заместителем главного государственного инспектора Златоустовского городского округа и Кусинского муниципального района по пожарному надзору ФИО2 в отношении ООО «Терминал-2000» был составлен протокол об административном правонарушении № 105/4, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ (л.д. 9-11).
Обязанности должностных и юридических лиц по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон № 68-ФЗ).
Согласно ст. 4 Федерального закона № 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
В ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ установлены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и
5
подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
Согласно ст. 20 Федерального закона № 68-ФЗ руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.
В ст. 24 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из свидетельства о регистрации № ****** от 02 декабря 2008г. следует, что опасные производственные объекты, эксплуатируемые ООО «Терминал-2000», зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов, что также подтверждается картой учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов. Согласно перечню опасных производственных объектов ООО «Терминал-2000» эксплуатирует три газозаправочные станции (автомобильные) и участок транспортирования опасных веществ автомобильным транспортом (л.д. 27-28).
ООО «Терминал-2000» имеет лицензию на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов № ВП-56-002601 (ЖКС) от 30 декабря 2008г. (л.д. 24-26).
На основании изложенного, ООО «Терминал-2000» обязано выполнять
6
предусмотренные законодательством требования по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно выполнять требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения. Вывод мирового судьи о наличии в действиях ООО «Терминал-2000» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, является правильным.
Доводы о нарушении порядка привлечения ООО «Терминал-2000» к административной ответственности не нашли своего подтверждения.
Из показаний свидетеля Ш.М.Н., допрошенной судьей городского суда, следует, что копия распоряжения о проведении проверки получена директором ООО «Терминал-2000» ФИО1 08 февраля 2012г. (л.д. 84). Данное обстоятельство также подтверждается подписью ФИО1 в распоряжении о получении его копии (л.д. 16).
Распоряжение о проведении плановой, выездной проверки № 72/4 от 03 февраля 2012г. содержит сведения о юридическом лице, в отношении которого проводиться проверка, адрес, цели задачи, предмет, сроки и место проведения, даты начала и окончания проверки (л.д. 15-16).
Утверждения о том, что плановая выездная проверка в отношении ООО «Терминал-2000» проведена без согласования с органами прокуратуры, не могут быть приняты во внимание.
Согласно ч.4 ст. 9 Закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями.
В распоряжении начальника ОНД № 1 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области от 03 февраля 2012г. № 72/4 указано, что проверка проводится с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2012г. (л.д. 15). Оснований сомневаться о том, что проверка была проведена без согласования с органами прокуратуры, у судей не имелось.
В соответствии с абз.2 ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
Как следует из акта проверки № 72/4-ЧС, ФИО1 присутствовал при ее проведении. Проверка проводилась в период с 13 февраля 2012г. по 20 февраля 2012г. То обстоятельство, что присутствие директора при проведении проверки не являлось постоянным, не свидетельствует о нарушении порядка привлечения к административной ответственности.
7
Согласно показаниям Ч.В.А., отраженным в протоколе судебного заседания от 11 мая 2012г., 20 февраля 2012г. заместителю директора по строительству ООО «Терминал-2000» ФИО3, действующему на основании доверенности с правом получения документов ОНД № 1, был вручен акт проверки № 72/4-ЧС от 20 февраля 2012г. (л.д. 29, 84).
Протокол об административном правонарушении соответствует ст. 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все сведения, необходимые для рассмотрения дела, описано событие административного правонарушения (л.д. 9-11).
Доводы о том, что проверки требований законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности проведены в нарушение ч.2 ст. 9 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294 от 26 декабря 2008г., нельзя признать состоятельными.
Согласно ч.1 ст. 9 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294 от 26 декабря 2008г., предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Вместе с тем, ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не содержит запрета на проведение двух или нескольких проверок в отношении юридического лица по соблюдению требований, которые регулируются разными отраслями законодательства. Данные плановые проверки могут включаться в ежегодный план проверок одновременно.
Как следует из материалов дела, а также приложенных к надзорной жалобе документов, Отделом надзорной деятельности № 1 в отношении ООО «Терминал-2000» были проведены проверки соблюдения юридическим лицом требований законодательства в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен протокол в отношении ООО «Терминал-2000» по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ и протоколы об административных правонарушениях в отношении ФИО1, предусмотренных ч.ч. 1 и 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Доказательств нарушения сроков проведения плановых проверок (чаще чем один раз в три года) материалы дела не содержат.
Нарушений норм Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при
8
проведении проверки «Терминал-2000» не. установлено.
Иные доводы жалоб не опровергают наличие в действиях ООО «Терминал-2000» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных постановлений.
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины ООО «Терминал-2000» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности ООО «Терминал-2000».
Судьей городского суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. При этом мировой судья учел характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественный порядок и общественная безопасность, а также отсутствие обстоятельств, указанных в ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ. Оснований для снижения наказания не имеется, оно назначено в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12, 30.16-30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 4 г. Златоуста Челябинской области от 30 марта 2012г. и решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 11 мая 2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении ООО «Терминал - 2000» оставить без изменения, а жалобы законного представителя юридического лица ООО «Терминал - 2000» ФИО1 и защитника ООО «Терминал - 2000» Туманова В.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда