ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Дело № 5-115/2022
УИД № 24RS0006-01-2022-000191-62
11 марта 2022 года г. Боготол
Судья Боготольского районного суда Красноярского края Кирдяпина Н.Г.,
при секретаре Бикеевой А.А.,
с участием помощника прокурора Коняшкина А.М., действующего по поручению Боготольского межрайонного прокурора от 21.02.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы города Боготола Деменковой Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающего по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Деменкова Е.М., являясь в соответствии с решением Боготольского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ Главой города Боготола Красноярского края, уполномоченным в силу пп. 5 п. 8 ст. 41 Устава г. Боготола обеспечивать осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края, по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ не обеспечила в полном объеме использование средств субвенции, предоставленной в размере <данные изъяты> рублей из средств краевого бюджета в рамках заключенного с Министерством образования Красноярского края соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о взаимодействии по реализации в ДД.ММ.ГГГГ году государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях обеспечения 21 ребенка согласно списку детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (приложение к Соглашению) жилыми помещениями, чем допустила нарушение ст.135, 140 Бюджетного кодекса РФ (л.д.1-4).
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения Боготольским межрайонным прокурором в отношении должностного лица Деменковой Е.И. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, которое направлено на рассмотрение в Боготольский районный суд.
Помощник Боготольского межрайонного прокурора Коняшкин А.М. в судебном заседании указанные в постановлении обстоятельства подтвердил, просил суд признать должностное лицо – главу г. Боготола Деменкову Е.И. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, глава г. Боготола Деменкова Е.М. для участия в судебное заседание не явилась, представила возражения, в которых сообщила, что для организации приобретения жилых помещений в соответствии с заключенным соглашением приняты исчерпывающие меры, в ДД.ММ.ГГГГ году объявлено <данные изъяты> аукциона в электронной форме, в результате которых приобретено <данные изъяты> квартир, <данные изъяты> аукционов признаны несостоявшимися, заключено <данные изъяты> договоров специализированного найма жилого помещения, необходимое количество квартир не было приобретено в ДД.ММ.ГГГГ году по объективным причинам, в связи с чем просила производство по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ прекратить, рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители заинтересованных лиц - Службы финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края, Министерства образования Красноярского края, администрации г. Боготола для участия в судебном заседании не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили, на рассмотрении дела с их участием не настаивали, письменных возражений не представили, каких-либо ходатайств не заявляли.
Выслушав помощника Боготольского межрайонного прокурора Коняшкина А.М., изучив, исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ имеющиеся в деле материалы, прихожу к следующему.
Частью 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса. Объектом данного административного правонарушения являются финансовые интересы государства, установленный порядок предоставления межбюджетных трансфертов. Состав правонарушения является формальным и не требует наступления вредных последствий.
Условия предоставления межбюджетных трансфертов установлены статьями 130, 136, 142 Бюджетного кодекса РФ, объектом правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов. Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.
Согласно ст. 135 Бюджетного кодекса РФ одной из форм межбюджетных трансфертов являются субвенции, предоставляемые бюджетам муниципальных образований из бюджетов субъектов РФ для реализации переданных органами государственной власти полномочий.
Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке (ч. 1 ст.140 Бюджетного кодекса РФ).
Получатель бюджетных средств в силу положений п. 3 ч. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ).
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 508-п утверждена государственная программа Красноярского края «Развитие образования», постановлением Администрации г.Боготола от 04.10.2013 № 1268-п утверждена муниципальная программа г.Боготола «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города», которая включает в себя подпрограмму «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа», предусматривающие мероприятия по приобретению жилых помещений для детей-сирот.
Задачей подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств краевого бюджета, ответственным исполнителем мероприятий программы является администрация г. Боготола.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» между администрацией г. Боготола Красноярского края и Министерством образования Красноярского края заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.42-46) о взаимодействии по реализации в ДД.ММ.ГГГГ году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым бюджету г. Боготола из средств краевого бюджета предоставлена субвенция в сумме <данные изъяты> руб., администрация г. Боготола, являясь получателем субвенции на осуществление государственных полномочий, обязалась: принять и использовать субвенцию по целевому назначению, определенному соглашением, обеспечить исполнение соглашения (п. 1.1), соблюдать условия предоставления субвенции, установленные настоящим соглашением, законодательством Российской Федерации и Красноярского края (п. 2.3.2); в срок до ДД.ММ.ГГГГ года использовать средства субвенции (п. 2.3.13).
Согласно п. 2.1.2 Соглашения субвенция предоставлена на цели формирования специализированного жилищного фонда для проживания детей-сирот путем приобретения жилых помещений и (или) строительство жилых помещений, в том числе путем участия в долевом строительстве.
Приложением к соглашению определен список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещения в ДД.ММ.ГГГГ году.
В соответствии с указанным соглашением и приложением к нему, администрация г.Боготола обязана была приобрести для целей обеспечения указанных в списке лиц за счет предоставленной субвенции из средств краевого бюджета в сумме <данные изъяты> руб. жилые помещения в количестве <данные изъяты> шт.
Впоследствии дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 47-50) в указанное соглашение внесены изменения в преамбулу, иных изменений не вносилось.
Факт предоставления предусмотренной соглашением сумма межбюджетного трансфера (субвенции) администрации г. Боготола в полном объеме главой г. Боготола Деменкова Е.М. не оспаривался.
Указанная субвенция предоставлена бюджету г. Боготола при условии обеспечения результативности и эффективности использования бюджетных средств, однако, в ДД.ММ.ГГГГ году администрацией г. Боготола допущено несоблюдение условий соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, средства предоставленной субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, освоены частично – в размере <данные изъяты> руб., из них: <данные изъяты> руб. – за счет федеральных средств, <данные изъяты> руб. – за счет краевых средств, вследствие чего показатели результативности не достигнуты, фактически необходимое количество жилых помещений не приобретено.
В соответствии с предоставленной информацией об обеспечении в ДД.ММ.ГГГГ году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрацией г.Боготола осуществлялось приобретение жилых помещений путем заключения муниципальных контрактов на основании проведенных аукционов, извещения по которым размещены в ЕИС: ДД.ММ.ГГГГ, последние аукционы проведены ДД.ММ.ГГГГ года.
Всего администрацией г.Боготола в ДД.ММ.ГГГГ году объявлено <данные изъяты> аукциона в электронной форме, по результатам рассмотрения которых <данные изъяты> признано несостоявшимися в связи с отсутствием заявок, заключено <данные изъяты> контрактов на приобретение жилого помещения на сумму <данные изъяты> руб., за счет предоставленной субвенции приобретено и предоставлено указанным в приложении к соглашению лицам <данные изъяты> жилых помещений, вследствие чего целевой показатель по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относятся к особой категории лиц, обладающих статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, администрацией г. Боготола не достигнут.
В ДД.ММ.ГГГГ года аукционы не проводились, что свидетельствует о несвоевременности планирования закупок, несмотря на наличие достаточного периода времени для проведения повторных электронных аукционов, информационные извещения о проведении аукционов на право аренды земельных участков под малоэтажное жилищное строительство размещены лишь в ДД.ММ.ГГГГ года, иных мер к приобретению жилых помещений для детей сирот, в том числе путем строительства жилых помещений, либо путем участия в долевом строительстве администрацией г.Боготола не принято, в связи с чем суд относится критически к доводам о том, что для организации приобретения жилых помещений в соответствии с заключенным соглашением приняты исчерпывающие меры, а необходимое количество квартир не было приобретено в ДД.ММ.ГГГГ году по объективным причинам.
Приведенные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что администрацией г.Боготола не исполнены условия предоставления субвенции из краевого бюджета на ДД.ММ.ГГГГ год, являющейся межбюджетным трансфертом. Несмотря на то, что субвенция в размере <данные изъяты> рублей предоставлена в целях обеспечения <данные изъяты> ребенка-сироты жилыми помещениями в ДД.ММ.ГГГГ году, фактически обеспечено жилыми помещениями <данные изъяты> человек, из выделенных средств субвенции освоено только <данные изъяты> руб., своевременные меры к исполнению полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 1 Закона Красноярского от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не приняты.
Непринятие необходимых и достаточных мер по осуществлению закупок жилых помещений привело к неосвоению в полном объеме выделенных средств субвенции, при наличии доведенных лимитов денежных средств на ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> руб., неисполнению условий заключенного соглашения, не достижению значений показателей результативности государственной и муниципальной программ.
Действия или бездействие, заключающееся в нарушении получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и/или условий их предоставления (расходования) составляют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, субъектом которого являются должностные лица получателя бюджетных средств.
Имеющиеся в материалах дела доказательства получены порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют друг другу. Оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных доказательств не имеется. Объективных данных, ставящих под сомнение вышеуказанные доказательства, в деле не содержится.
Доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности должностного лица – главы г. Боготола Деменковой Е.М. в совершении данного административного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно положениям ч. 7 ст. 37 и ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, в том числе местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), характеризуются не как собственно юридические лица, а как органы, обладающие (наделенные) в соответствии с законом правами юридического лица в форме муниципального учреждения. Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, а также для осуществления отдельных переданных органам местного самоуправления государственных полномочий; руководство ее деятельностью осуществляется на принципах единоначалия главой местной администрации.
Деятельностью администрации в силу положений п. 2 ст. 45 Устава г. Боготола на принципах единоначалия руководит Глава города.
В соответствии с решением Боготольского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ Деменкова Е.М. является Главой города Боготола Красноярского края, уполномоченной в силу пп. 5 п. 8 ст. 41 Устава г. Боготола от 20.05.1997, принятого решением Боготольского городского Совета депутатов от 20.05.1997 № 4-13, обеспечивать осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края.
Согласно ст. 2, п. 1 ст. 31, ч. 6 п. 1 ст. 37 Устава г. Боготола глава города – высшее должностное лицо города, наделенное согласно Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории города, действует в пределах полномочий, определенных законодательством, настоящим уставом и решениями Совета депутатов, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления города полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края.
Законом Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на главу города возложены государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, которое относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
Исходя из приведенной нормы закона коллективные способы (формы) управления имеют в организации работы местной администрации сугубо факультативное значение, не снимая с ее руководителя всей полноты ответственности за любые действия и решения, исходящие от данного органа местного самоуправления, именно от руководителя зависит «поведение» возглавляемого им органа местного самоуправления.
Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, главы г. Боготола Деменковой Е.М. о том, что фактов нецелевого использования бюджетных средств не установлено, выделенные денежные средства использовались на утвержденные цели в пределах доведенных лимитов, использование средств субвенции не в полном объеме допущено по объективным причинам, не свидетельствует о ненарушении бюджетного законодательства, выразившегося в непринятии мер по исполнению условий заключенного ДД.ММ.ГГГГ Соглашения № о взаимодействии по реализации в ДД.ММ.ГГГГ году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
В возражении также приведены доводы о том, что в ДД.ММ.ГГГГ году объявлено <данные изъяты> аукциона в электронной форме на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых <данные изъяты> аукционов признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок, приобретено <данные изъяты> квартир, заключено <данные изъяты> договоров специализированного найма жилого помещения, за ДД.ММ.ГГГГ год администрацией города освоено за счет федеральных средств - <данные изъяты> рублей, за счет краевых средств - <данные изъяты> рублей.
Между тем, указанные выше меры не обеспечили достижение показателей результативности использования бюджетных средств, условия предоставления межбюджетного трансферта нарушены, следовательно, такие меры, вопреки вышеуказанным доводам, исчерпывающими и результативными признать нельзя.
Утверждения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, главы г. Боготола Деменковой Е.М. о том, что сумма субвенции не была освоена из-за того, что рыночная стоимость квартиры превышает максимальную цену жилого помещения, в пределах выделенных лимитов, а также тот факт, что на территории г. Боготола не ведется строительство новых домов, объективного подтверждения материалами дела не имеет.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу, что вина должностного лица – главы г. Боготола в совершении административного правонарушения полностью нашла свое подтверждение и квалифицирует ее действия по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ как нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
При назначении административного наказания, в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ судья принимает во внимание характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5 КоАПРФ, отягчающих административную ответственность, судьей не установлено.
Смягчающими административную ответственность должностного лица – главы г. Боготола Деменковой Е.М. обстоятельствами является фактическое признание своей вины (ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ).
Административное наказание, будучи установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).
С учетом приведенных выше обстоятельств, требований ст.ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, принимая во внимание при назначении административного наказания наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также личность виновного, характер и общественную опасность совершенного им правонарушения, состояние его здоровья, в связи с чем прихожу к выводу о назначении должностному лицу – главе г. Боготола Деменковой Е.М. административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, что будет способствовать достижению цели административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10. КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо – главу города Боготола Деменкову Е.М. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить должностному лицу – главе города Боготола Деменковой Е.М. административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Сумму штрафа перечислить в доход местного бюджета по следующим реквизитам: <данные изъяты>.
Разъяснить должностному лицу – главе города Боготола Деменковой Е.М. положения ст. 20.25, ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).
Квитанцию об оплате административного штрафа необходимо предоставить в отдел судопроизводства Боготольского районного суда по адресу: <адрес>.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Красноярский краевой суд.
Судья Н.Г. Кирдяпина