ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-430 от 22.10.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 4-а-430

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 октября 2019 года город Тверь

Председатель Тверского областного суда Карташов А.Ю., рассмотрев дело по жалобе защитника Громова Р.М. в интересах ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка
№ 5 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области от 08.04.2019 и решение судьи Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 02.08.2019,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 5 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области от 08.04.2019, оставленным без изменения решением судьи Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 02.08.2019, должностное лицо – директор общества с ограниченной ответственность «Крона» (далее – ООО «Крона», общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей без конфискации древесины и транспортных средств.

Защитник Громов Р.М. в интересах ФИО1 обратился в Тверской областной суд с жалобой на указанные судебные акты, в которой просит о их отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что судебными инстанциями неверно установлен субъект административной ответственности, поскольку в соответствии с требованиями закона таким субъектом является лицо, которое непосредственно осуществляло транспортировку древесины без сопроводительных документов, которым является ООО «<данные изъяты>». Таким образом, привлечение к административной ответственности продавца, то есть бывшего собственника древесины и не осуществляющим ее перевозку не обосновано. Выводы судов о том, что перевозку груза осуществляло ООО «Крона» противоречит материалам дела. Объяснениям ФИО11 и ФИО13 не дана надлежащая правовая оценка. Также указывает на то, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований закона в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу при отсутствии сведений о его надлежащем извещении. Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о том, какие именно действия (бездействия) ФИО1 привели к совершению административного правонарушения, учитывая, что последним были предприняты все зависящие от него действия по соблюдению действующего законодательства в области транспортировки древесины путем вручения всех необходимых документов грузоперевозчику.

ФИО1, извещенный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, в установленный срок письменных пояснений относительно изложенных в ней доводов, не представил.

Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 23.09.2019, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой.

В силу положений статьи 50.4 Лесного кодекса Российской Федерации транспортировка, в том числе на основании договора перевозки, древесины любым видом транспорта осуществляется при наличии сопроводительного документа, в котором указываются сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины, ее объеме, видовом (породном) и сортиментном составе, пунктах отправления и назначения, номере декларации о сделках с древесиной (в случае, если совершались сделки с указанной древесиной), а также номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом). Сопроводительный документ оформляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками древесины. Требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не применяются к транспортировке древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд. Форма сопроводительного документа и порядок его заполнения определяются Правительством Российской Федерации.

Форма сопроводительного документа на транспортировку древесины и Правила заполнения такого документа утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 года № 571 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины» (далее - Правила заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины).

Согласно подпункту «л» пункта 3 данных Правил в пункте 11 сопроводительного документа на транспортировку древесины указываются видовой (породный) и сортиментный состав, объем древесины по сортиментам. При транспортировке маркируемой древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень) указывается их количество (штук) по сортиментам.

Порядок определения видового (породного) и сортиментного состава древесины утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 марта 2015 года № 154 (далее – Порядок № 154).

Пунктом 5 данного Порядка № 154 установлено, что отнесение древесины к видовому (породному) и сортиментному составу древесины осуществляется в соответствии с перечнем видов древесины, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, на которые распространяются требования Лесного кодекса Российской Федерации о транспортировке древесины и об учете сделок с ней, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2014 года № 1047-р (далее - Перечень видов древесины).

В указанном Перечне видов древесины «Бревна березовые для выработки лущеного шпона» выделены в отдельные виды древесины под кодом ОКПД2: 02.20.12.125.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут на автодороге <адрес> директор ООО «Крона» ФИО1 осуществлял перевозку принадлежащей организации древесины породы береза, длиной 5,5 м, объемом 33 м3, включенной в Перечень видов древесины, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, на которые распространяются требования Лесного кодекса Российской Федерации о транспортировке древесины и об учете сделок с ней, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2014 года № 1047-р, на принадлежащей гражданину ФИО14 автомашине марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, с прицепом марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак <данные изъяты>, под управлением водителя ФИО15 без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа на транспортировку древесины.

Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения директора ООО «Крона» ФИО1 к административной ответственности части 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами:

протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-8);

копией договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-32);

копией соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33-36);

рапортом старшего инспектора ГИАЗ МО МВД России «Вышневолоцкий» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47);

протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов с приложением фотоматериалами (л.д. 48-50);

протоколом изъятия вещей и документов (л.д. 51-52);

актом приема передачи изъятых вещей и документов (л.д. 53);

протоколом изъятия вещей и документов (л.д. 54);

сопроводительным документом на транспортировку древесины (л.д. 55);

товарно-транспортной накладной (л.д. 56);

договором на оказание услуг (л.д. 57);

договорами аренды транспортного средства (л.д. 58-59);

копией устава ООО «Крона» (л.д. 65-69);

выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 70);

копией решения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71);

письменными объяснениями ФИО16. (л.д. 81-83);

письменными объяснениями ФИО17 (л.д. 87-89);

копией договора поставки лесопродукции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 116-124) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Директор ООО «Крона» ФИО1 допустил транспортировку древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что директор ООО «Крона» ФИО1 не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку надлежащим субъектом административной ответственности по части 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ будет являться лицо, которое непосредственно осуществляло транспортировку древесины, а именно ООО «<данные изъяты>» были предметом проверки судьи городского суда, обосновано отвергнуты по мотивам, подробно изложенным в судебном решении, оснований не согласиться с которыми не имеется.

Так, согласно копии договора поставки лесопродукции от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «<данные изъяты>», именуемого в дальнейшем «покупатель» и ООО «Крона», именуемого в дальнейшем «поставщик», поставщик обязуется поставить в течение срока действия договора, а покупатель принять и оплатить лесопродукцию на условиях, установленных настоящим договором (пункт 1.1).

В соответствии с пунктом 1.4 указанного договора поставки поставщик гарантирует, что поставляемая лесопродукция является его собственностью, не обременена залогами и требованиями третьих лиц, имеет законное происхождение.

В соответствии с пунктом 4.3 договора поставки погрузка лесопродукции в вагоны осуществляется поставщиком в соответствии с техническими условиями грузов на железнодорожном транспорте и механизированной разгрузки на складах покупателя.

При поставке автомобильным транспортом должна имеется следующая сопроводительная документация: типовая межотраслевая форма № 1-Т -3 экземпляра и сопроводительный документ на транспортировку древесины – 1 экземпляр (пункт 4.10 договора поставки).

Таким образом, обязанность поставщика (грузоотправителя) обеспечить перевозчика документами на груз согласно требованиям законодательства Российской Федерации закреплена в пункте 4.10 данного договора (л.д. 116-124).

Частью 1 статьи 50.3 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающей общие положения о транспортировке древесины и об учете сделок с ней, определено, что транспортировка древесины и сделки с ней осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом положений главы 2.2 данного Кодекса.

Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ) определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур (часть 2 статьи 1 названного Закона).

В силу части 4 статьи 8 Федерального закона № 259-ФЗ, в целях беспрепятственного осуществления перевозки груза грузоотправитель обязан приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, таможенными, карантинными, иными правилами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения, другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Применительно к положениям части 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности собственника древесины (грузовладельца) в рассматриваемом случае обусловлено тем, что последний, являлся грузоотправителем по договору поставки № 30/10/18 от 30.10.2018, заключенному с покупателем, не выполнившим установленные законом обязанности. При этом в силу вышеприведенных положений Лесного кодекса Российской Федерации транспортировка древесины любым видом транспорта осуществляется при наличии сопроводительного документа, который оформляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками древесины. Следовательно, при невыполнении данных требований лицо, допустившее нарушение, подлежит привлечению к административной ответственности.

С учетом изложенного, действия директора ООО «Крона»
ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.

Иные доводы жалобы направлены на несогласие с выводами мирового судьи и судьи городского суда, сделанными на основании полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств данного дела. Аналогичные доводы являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях директора ООО «Крона» ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ.

Постановление о привлечении директора ООО «Крона» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ. При назначении наказания требования статей 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления должностного лица или судебного решения, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебных актов по доводам жалобы не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 5 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области от 08.04.2019 о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью «Крона» ФИО1 к административной ответственности по части 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ и решение судьи Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 02.08.2019 оставить без изменения, жалобу защитника Громова Р.М., действующего в интересах ФИО1 – без удовлетворения.

Председатель суда А.Ю. Карташов