ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4-А-854/2012 от 01.03.2013 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 по делу об административном правонарушении

    г. Ханты-Мансийск  Дело № 4-а-854/2012  01 марта 2013 года      Заместитель председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Юрьев И.М., рассмотрев надзорную жалобу ФИО1, поданную в интересах юридического лица – ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», на постановление судьи Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09 июля 2012 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 сентября 2012 года, вынесенные в отношении ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 установил:

 постановлением судьи Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09 июля 2012 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 сентября 2012 года, ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей.

 В суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в порядке ст. 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подана жалоба ФИО1, в интересах юридического лица – ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», в которой поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности и необоснованности.

 Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ч. 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы надзорной жалобы, оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.

 Судебными инстанциями установлено, что 18 июня 2012 года в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» государственным инспектором ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды, старшим инспектором Нижневартовского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ФИО2 составлен протокол № 02-178/2012 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, о том, что 18 апреля 2012 года в 16 часов 10 минут при проведении рейдовых мероприятий в квартале 156 Лангепасского участкового лесничества ТО Мегионское лесничество выявлено, что в указанном квартале произошло загрязнение нефтепродуктами. Загрязнение, произошло в результате производства работ неустановленного характера в коридоре коммуникаций.

     01.06.2012 года, в рамках дела об административном правонарушении № 02-178/2012, произведено обследование лесного участка в квартале 156 выдел 54 Лангепасского участкового лесничества, с целью уточнения площади лесонарушения. В ходе осмотра лесного участка в квартале 156 выдел 54 Лангепасского участкового лесничества, было отмечено, что, на территории участка проведены работы по локализации загрязненного участка, установлены визирные вешки, видны пятна темно маслянистой жидкости, на поверхности воды видна радужная пленка. На момент обследования территории, земляные работы не велись. Технологический транспорт и рабочие на участке отсутствовали. Подъезд к участку возможен только на спецтехнике. Общая площадь загрязнения лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления составила – 0,1432 га.

     Указанные действия являются нарушением требований, определённых ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 46 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 51, ст. 55 Лесного Кодекса РФ, п. 39, 52 Правил санитарной безопасности в лесах».

 Согласно ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

     Вина ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» в совершении указанного административного правонарушения установлена и подтверждена: актом обследования № 02-278 от 18.04.2012г. с приложением № 1 (фотоснимками № 1-8); информацией, предоставленной ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» за исх. 12-44-275; информацией, предоставленной ТПП «Лангепаснефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» за исх. 12/55-91 от 06.02.2012г., 12-43-288 от 15.05.2012г.; Заключением Нижневартовского отдела Филиала ФБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО – Югре от 14.05.2012г. исх. № 127; актом обследования № 02-421 от 01.06.2012г. с приложениями № 1 – 4; протоколом об административном правонарушении № 02-178/2012 от 18.06.2012г., и иными материалами дела.

     Собранные по данному делу об административном правонарушении доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Основаны на неверном толковании норм Законодательства Российской Федерации утверждения, содержащиеся в жалобе о том, что Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО – Югры (Природнадзор – Югры) не является уполномоченным органом на осуществление государственного экологического контроля в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь».

 Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений, в том числе осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса.

 Пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений отнесено установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий.

 Частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.

 В соответствии со статьями 23.24 и 23.24.1 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.31 КоАП РФ.

 Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 установлено, что федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Пунктом 1 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 06.09.2010 N 177 определено, что служба является исполнительным органом, осуществляющим функции по государственному контролю и надзору в сфере обращения с отходами, экологической экспертизы, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, регулирование отношений недропользования, охраны атмосферного воздуха, охраны и использования объектов животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также водных и лесных отношений на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

 Следовательно, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды является уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора.

 Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Лукойл-Западная Сибирь» составлен должностным лицом уполномоченного органа в пределах его полномочий.

 Довод жалобы заявителя о том, что судьей Лангепасского городского суда в нарушении требований ст. 26.1 КоАП РФ, при рассмотрении настоящего дела, не принято во внимание имеющегося, по этому же факту, постановления № 02-177/2012 от 31.05.2012г. о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, вынесенного Службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО – Югры, не может является основанием для отмены принятых по делу судебных актов, по следующим основаниям.

 Часть 2 статьи 8.31 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.

 Объективная сторона правонарушения может выражаться в засорении леса, т.е. размещении на территории лесных участков отходов производства и потребления путем создания несанкционированных свалок, вывоза и сброса мусора, а также путем оставления неубранными мест привала туристов, отдыха граждан и т.п., поступлении вредных веществ в атмосферу и попадании их на древесно-кустарниковую растительность, почву земель лесного фонда в результате переноса по воздуху, выпадения осадков, оседания и т.п. или сбросов сточных вод, т.е. привнесении, выпуске, сливании и т.п. их в водные объекты, расположенные на территории земель лесного фонда, или непосредственно на земли, покрытые и не покрытые лесом, а также путем размещения отходов производства, т.е. устройства несанкционированных свалок, вывоза отходов и сброса их на территории земель лесного фонда, т.е. размещения на поверхности земли, занятой лесом, или на не покрытых лесом площадях. Загрязнение лесов может быть химическим, биологическим, радиационным и иным, осуществляться путем привнесения различными способами указанных в диспозиции нормы веществ, их соединений и т.п.

 Статья 8.5 КоАП предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

 Объект правонарушения - общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других связанных с ним прав. Предмет - экологическая информация, т.е. существующая в письменной, визуальной, устной форме или базе данных информация о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных объектов; о вредных воздействиях или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды. Ее виды (составные части) перечислены в диспозиции нормы.

 В данном случае составы правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.31 и ст. 8.5 КоАП РФ, имеют разный родовой объект посягательства.

 Учитывая изложенное, основания для прекращения настоящего производства по пункту 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.

 Имеющиеся в деле доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.

 Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.8, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для снижения наказания не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 постановил:

 постановление судьи Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09 июля 2012 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 сентября 2012 года, вынесенные в отношении ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1, поданную в интересах юридического лица – ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» – без удовлетворения.

 Заместитель председателя

 суда Ханты-Мансийского

 автономного округа – Югры                       подпись                            И.М. Юрьев

 Верно:

 Заместитель председателя

 суда Ханты-Мансийского

 автономного округа – Югры                                                               И.М. Юрьев