ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 435684 от 02.04.2021 Первомайского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 5-1301/2021 Протокол 58 ВА № 435684

УИД 58RS0030-01-2021-001746-49

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

2 апреля 2021 года г.Пенза

Судья Первомайского районного суда г.Пензы Агуреева Наталья Юрьевна, с участием:

должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, – государственного инспектора дорожного надзора ОДН ОГИБДД УМВД России по г.Пензе ФИО,

представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, – ФИО1, действующей на основании доверенности от 26.03.2021 г. № 19-д,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда (<...>), материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении

Муниципального казённого учреждения «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы» (далее по тексту – МКУ «Департамент ЖКХ г.Пензы»), юридический адрес и место нахождения: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>,

установил:

18 января 2021 года, в 16 часов 09 минут, государственным инспектором ДН ОДН ОГИБДД УМВД России по г.Пензе ФИО выявлено, что МУП «Департамент ЖКХ г.Пензы», являясь юридическим лицом, ответственным за содержание дорог в безопасном для движения состоянии, в нарушение п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, а также требований ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», не обеспечило содержание участков дорог в зимний период времени в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, что угрожало безопасности дорожного движения при пользовании такими участками, а именно: в нарушение пп.8.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», допустило наличие снега на проезжих частях дорог на ул.Озерная в районе дома № 79А в г.Пензе.

Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении – ФИО., в судебном заседании подтвердил обстоятельства выявления им в ходе осуществления повседневного дорожного надзора недостатков в содержании вышеперечисленных участков дорог.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, – ФИО1 с правонарушением не согласилась, указав, что не является субъектом административного правонарушения, поскольку дороги на ул. Озерная находятся на территории Железнодорожного района г.Пензы, а поэтому обязанность по озеленению и благоустройству, в том числе по очистке дорог от снега лежит именно на администрации соответствующего района в рамках муниципального контракта.

Несмотря на избранную позицию защиты, факт и обстоятельства совершения МУП «Департамент ЖКХ г.Пензы» административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе:

- протоколом об административном правонарушении 58 ВР № 435684 от 17.02.2021 г. (л.д.3-4);

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования 58 КА № 058198 от 19.01.2021 г. (л.д.8,9);

- актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии указанной в протоколе автомобильной дороги (улицы) с приложенными к нему фототаблицами от 18.01.2021 г. (л.д.12);

- сообщением Пензенского ЦГМС, согласно которому 17-19 января 2021 года отмечались осадки в виде снега (л.д.19);

- сообщением администрации Железнодорожного района г.Пензы от 11.02.2021 г. о том, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Пензы возложено на МУП «Департамент ЖКХ г.Пензы». Дорога по ул.Озерная в г.Пензе администрации Железнодорожного района г.Пензы в безвозмездное пользование, оперативное управление (хозяйственное ведение) не передавалась (л.д.27);

- копией муниципального контракта №67 от 07.12.2020 г., заключенного между администрацией Железнодорожного района г.Пензы и ИП ФИО2 на оказание услуг по очистке территории Железнодорожного района г.Пензы от снега (л.д.34-57).

В соответствии с ч.1 ст.12.34 КоАП РФ административным правонарушением признаётся несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Согласно п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

В силу положений ч.2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно требованиям ГОСТ Р 50597-2017:

- п.8.1 – на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, осуществляемых в установленные сроки: рыхлого или талого снега для дорог категории II – не более 5 часов, категории III – не более 6 часов. При этом срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости – с момента её обнаружения.

В судебном заседании установлено, что вышеуказанная автомобильная дорога передана для содержания и обслуживания в МУП «Департамент ЖКХ г.Пензы» (л.д.13-17).

Согласно пп.2.2.12, 2.2.21, 2.2.29, 2.2.30 и 2.2.31 Устава (л.д.22-25), основными видами деятельности МКУ «Департамент ЖКХ г.Пензы» являются, в том числе: организация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, площадей, тротуаров, остановок общественного транспорта, подземных переходов, пешеходных лестниц, ливне-дренажной сети, мостов, путепроводов и других искусственных сооружений, переданных учреждению в безвозмездное пользование и оперативное управление; осуществление контроля и технического надзора за выполнением работ по благоустройству города, ремонту и содержанию элементов обустройства автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности г.Пензы; участие в приёмке работ, связанных с техническими средствами организации дорожного движения, выполняемых подрядными организациями; разработка и согласование проектов организации дорожного движения, экспертиза проектов в части организации дорожного движения, разработка и согласование проектно-сметной документации по организации дорожного движения; разработка и согласование мероприятий по ремонту, текущему содержанию технических средств и конструкций по организации дорожного движения, применение которых регламентировано действующими стандартами.

При изложенных обстоятельствах ссылку представителя МКУ «Департамент ЖКХ г.Пензы» на то содержание дорог в виде уборки снега с проезжей части дорог улиц г.Пензы должны исполняться администрациями соответствующих районов г. Пензы в рамках заключенных ими муниципальных контрактов по уборке территории соответствующего района, суд находит несостоятельным, как не основанным на требованиях вышеприведенных нормативных актов.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что именно МУП «Департамент ЖКХ г.Пензы» является юридическим лицом, ответственным за содержание вышеуказанных участков дорог.

Исследовав и оценив в совокупности приведённые выше доказательства, считаю, что вина МУП «Департамент ЖКХ г.Пензы» нашла своё подтверждение, его действия подлежат квалификации по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, поскольку оно совершило несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.

При назначении МУП «Департамент ЖКХ г.Пензы» административного наказания в соответствии со ст.ст.4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ суд учитывает характер совершённого административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих административную ответственность обстоятельств, а также отягчающее административную ответственность обстоятельство – повторное совершение однородного правонарушения, поскольку ранее МУП «Департамент ЖКХ г.Пензы» неоднократно подвергалось административному наказанию за совершение правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, при этом предусмотренный ст.4.6 КоАП РФ срок не истёк (л.д.65-71).

Наряду с этим, принимая во внимание отсутствие объективных сведений о наступлении реальных тяжких последствий в результате совершённого правонарушения, характер и особенности деятельности юридического лица, суд считает, что назначение штрафа в пределах санкции ч.1 ст.12.34 КоАП РФ может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, а потому полагает необходимым назначить наказание с учетом правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П, в соответствии с требованиям ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, т.е. в виде административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера в сумме 100.000 рублей.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, ст.ст.29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

Муниципальное казённое учреждение «Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Пензы» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100.000 (ста тысяч) рублей.

В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, по следующим реквизитам: УФК по Пензенской области (УМВД России по Пензенской области) р/с <***> в отделении Пенза Банка России, ИНН <***>, КПП 583601001, ОКТМО 56701000, БИК 015655003, к/с 40102810045370000047, КБК 18811601121010001140, УИН 18810458210410000181.

Предупредить МУП «Департамент ЖКХ г.Пензы», что в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в вышеуказанный срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Разъяснить МУП «Департамент ЖКХ г.Пензы», что в соответствии с ч.1.3 ст.32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа не позднее 20 (двадцати) дней со дня вручения или получения копии настоящего постановления административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, а именно в размере 50.000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Копию постановления выслать юридическому лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, и должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.

Постановление может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.Ю. Агуреева