44а-826/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Пермь 11 июля 2016 года
Заместитель председателя Пермского краевого суда Гилева М.Б., рассмотрев жалобу Управления благоустройства администрации г. Березники в лице начальника Управления ФИО1 (далее – жалоба Управления благоустройства администрации г. Березники), на вступившие в законную силу постановление и.о. начальника Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 07.09.2015, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 12.01.2016, решение судьи Пермского краевого суда от 03.02.2016, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Управления благоустройства администрации г. Березники,
установил:
Постановлением и.о. начальника Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Т. от 07.09.2015 Управление благоустройства администрации г. Березники признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 руб. (л.д. 13-20).
Решением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 12.01.2016 постановление и.о. начальника Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Т. от 07.09.2015 о привлечении Управления благоустройства администрации г. Березники к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба ФИО1 –без удовлетворения (л.д. 95-101).
Решением судьи Пермского краевого суда от 03.02.2016 решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 12.01.2016 оставлено без изменения, жалоба Управления благоустройства администрации г.Березники в лице начальника Управления ФИО1 – без удовлетворения (л.д. 124-129).
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 30.05.2016, заявитель ставит вопрос об отмене судебных постановлений, прекращении производства по делу.
Дело об административном правонарушении истребовано 03.06.2016, поступило в Пермский краевой суд 21.06.2016.
Изучив дело об административном правонарушении с приложением материалаСеверного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в отношении Управления благоустройства администрации г. Березники, считаю, что доводы, изложенные в жалобе, в соответствии со ст. 30.17 КоАП РФ не могут повлечь отмену или изменение судебных постановлений.
Согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Ст. 21 указанного выше Закона определяет, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В силу ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.1 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3).
В соответствии с п. 3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» санитарно-гигиенические мероприятия включают, в том числе: асфальтирование или бетонирование контейнерных площадок для сбора мусора и содержание их в чистоте; использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярная их очистка; ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий; проведение других мероприятий, соответствующих профилю объекта, предусмотренных законодательством Российской Федерации и санитарными правилами.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе проведения специалистом-экспертом Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю осмотра контейнерных площадок, расположенных на пересечении улиц Аксакова-Хользунова и на пересечении улиц К.Маркса-Аксакова г. Березники, распоряжение земельными участками под которыми осуществляется Управлением благоустройства администрации г. Березники, 06.08.2015 в период с 09:48 до 10:25 выявлены нарушения санитарного законодательства: Управлением благоустройства администрации г. Березники не обеспечено соблюдение обязательных требований санитарного законодательства, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, а именно положений ст.ст. 8, 11, 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 1 ст. 55 Федерального закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; п.п. 2.1.1, 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»; п.п. 2.3, 3.2, 3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий»; п. 11.6 СП 3.1.7.2835-11 «Профилактика лептоспирозной инфекции у людей»; п. 9.4 СП 3.1.7.2642-10 Профилактика туляремии; ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку установлено, что на пересечении улиц Аксакова-Хользунова на землях расположен контейнер для сбора твердых бытовых отходов (далее – ТБО), который установлен непосредственно на земле в отсутствие бетонного основания или площадки; территория площадки грязная, сырая, захламлена бытовым мусором (картонная коробка, пластиковая бутылка, полиэтиленовые пакеты с мусором, доски и другое); на пересечении улиц К.Маркса-Аксакова на землях расположен контейнер для сбора ТБО, который установлен непосредственно на земле в отсутствие бетонного основания или площадки. Кроме того на расстоянии 1,5-2 метра от контейнера, среди зеленых насаждений (деревья) в траве, в овраге образовалась несанкционированная свалка ТБО (мебель, доски, бытовой мусор и другое).
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 07.09.2015 (л.д. 13-20); служебной запиской от 29.07.2015 (л.д.36); определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.07.2015 (л.д. 37-38); определением об истребовании сведений от 03.08.2015 (л.д. 40); протоколом осмотра от 06.08.2015 (л.д. 43-44), жалобой И. (л.д.32-34); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.45); свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д.46); информацией Управления благоустройства администрации г. Березники (л.д.48); письмом от 21.08.2015 (л.д.51); Положением об Управлении (л.д.77-79), которые получили оценку в совокупности с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Действия Управления благоустройства администрации г. Березники по необеспечению соблюдения обязательных требований санитарного законодательства, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.3 КоАП РФ, относится к правонарушениям с формальным составом, которые признаются общественно опасными уже самим фактом нарушения установленных законодательством требований и считаются оконченными с момента начала совершения противоправного деяния, и наступления общественно опасного последствия не требуется.
Таким образом, установив нарушение Управлением благоустройства администрации г. Березники действующих санитарных правил, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, судья городского суда пришел к верному выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Судья краевого суда, рассматривая жалобу привлекаемого лица, согласился с выводом суда первой инстанции о наличии и доказанности в действиях Управления благоустройства администрации г. Березники состава вменённого административного правонарушения.
Выводы судебных инстанций мотивированы и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Действия Управления благоустройства администрации г. Березники по 6.3 КоАП РФ квалифицированы верно. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен.
Приведенные в жалобе доводы о несогласии с выводами суда, оценкой судом доказательств, имеющихся в деле (в действиях Управления отсутствует состав административного правонарушения, поскольку судебные инстанции не учли положения Раздела III, Раздела XVII Правил благоустройства, согласно которым организация контейнерных площадок, их содержание, содержание территории, на которой расположены контейнерные площадки, заключение договоров на вывоз и утилизацию ТБО и промышленных отходов в компетенцию Управления не входит, привлечение Управления к административной ответственности за вменяемое правонарушение возможно только в случае отсутствия со стороны Управления мер по организации и контролю за соблюдением Правил благоустройства и содержания территории г. Березники; между тем, Управлением были представлены документы, свидетельствующие об организации соблюдения Правил благоустройства и осуществлении контроля за их соблюдением) повторяют позицию заявителя при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, являлись предметом исследования судей городского и краевого судов, признаны несостоятельными, не влекут отмену вступивших в законную силу судебных постановлений.
Довод жалобы о том, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ), основан на ошибочном толковании норм права.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии п. 2.2.3 Положения Управление организует сбор и вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов; кроме того, организует и контролирует проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок (п. 3.3.7).
Доказательств принятия Управлением своевременных и действенных мер, направленных на соблюдение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, равно как и доказательств, свидетельствующих об отсутствии у юридического лица объективной возможности для соблюдения требований санитарного законодательства (в части обеспечения, организации и контроля за санитарной очисткой, уборкой территории), материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах наличие принимаемых мер, подтверждающихся информацией, предоставленной Управлением благоустройства администрации г. Березники, о вывозе и установке контейнеров с отходами, направлении требований об устранении санитарно-эпидемиологического законодательства, а также об усилении контроля за содержанием контейнеров, не свидетельствует об отсутствии у Управления обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе соблюдению действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологические требований, принятию всех зависящих от него мер к устранению их нарушений, контролю по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства на территории г. Березники, а равно об отсутствии в действиях Управления благоустройства администрации г. Березники состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Вина заявителя, установленная административным органом, выразилась в том, что им не были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации. Таким образом, вина Управления благоустройства администрации г. Березники в совершении вменяемого административного правонарушения административным органом доказана и подтверждена соответствующими доказательствами. Из представленных материалов не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судебных инстанций о доказанности вины юридического лица в совершении описанного выше административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление должностного лица вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Наказание Управлению благоустройства администрации г. Березники назначено в соответствии с требованиями закона, с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Иные доводы заявителя жалобы являлись предметом исследования и проверки при рассмотрении дела судьей городского суда, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки установленных по делу обстоятельств не имеется, в связи с чем данные доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не влекут за собой отмену вынесенных по делу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление и.о. начальника Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 07.09.2015, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 12.01.2016, решение судьи Пермского краевого суда от 03.02.2016, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Управления благоустройства администрации г. Березники, оставить без изменения, жалобу Управления благоустройства администрации г. Березники в лице начальника Управления ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда подпись