44г-195/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
президиума Хабаровского краевого суда
г. Хабаровск 03 декабря 2018 года
Президиум Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Веретенникова Н.Н.
членов президиума Мироновой Л.Ю., Хохловой Е.Ю.,
Трофимовой Н.А.
при секретаре Наседкиной А.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 30 мая 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 августа 2018 года по гражданскому делу по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Федеральному агентству лесного хозяйства, Управлению лесами Правительства Хабаровского края о возложении обязанности по организации проведения лесоустроительных работ.
Заслушав доклад судьи Хабаровского краевого суда Скурихиной Л.В., объяснения заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора Абросимова А.А., объяснения представителей Федерального агентства лесного хозяйства Керимовой В.А., действовавшей на основании доверенности № от 21.12.2017г., Варванцевой С.Ю., действовавшей на основании доверенности № от 28.08.2018г., изучив материалы гражданского дела, президиум Хабаровского краевого суда
у с т а н о в и л:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд к Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз), Управлению лесами Правительства Хабаровского края с иском о возложении обязанности по организации проведения лесоустроительных работ на территории ряда лесничеств Хабаровского края.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной проверки исполнения требований лесного законодательства в части реализации предоставленных полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Хабаровского края, а также соблюдения требований Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти полномочия по проектированию мероприятий по охране и защите лесов в лесничествах не реализуются. На землях лесного фонда Хабаровского края давность последних лесоустроительных работ по проектированию мероприятий по охране лесов от пожаров и проведению таксации лесов составляет более 10 лет.
С учетом уточнения исковых требований просил обязать Федеральное агентство лесного хозяйства и Управление лесами Правительства Хабаровского края устранить нарушения лесного законодательства путем возложения на них обязанности принять меры по обеспечению проведения лесоустроительных работ на территории Литовского, Хабаровского, Болоньского лесничеств Хабаровского края в срок до 01.09.2019г.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 30 мая 2018 года требования прокурора удовлетворены.
Судом постановлено: обязать Управление лесами Правительства Хабаровского края и Федеральное агентство лесного хозяйства в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение лесоустроительных работ на территории Литовского, Хабаровского, Болоньского лесничеств Хабаровского края в срок до 01 сентября 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 августа 2018 года, принятым по апелляционным жалобам Федерального агентства лесного хозяйства, Управления лесами Правительства Хабаровского края, из решения районного суда исключено указание об обязанности ответчиков исполнить решение суда в течение двух лет со дня вступления его в законную силу.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления в части удовлетворения требований к Федеральному агентству лесного хозяйства, ссылаясь на допущенные судами, разрешившими дело, существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Определением судьи Хабаровского краевого суда Скурихиной Л.В. от 14 ноября 2018 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения по существу в судебном заседании президиума Хабаровского краевого суда.
Ответчик – Управление лесами Правительства Хабаровского края, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил.
Президиум Хабаровского краевого суда, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Выслушав объяснения представителей Федерального агентства лесного хозяйства Керимовой В.А., Варванцевой С.Ю., просивших отменить судебные постановления по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, объяснения заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора Абросимова А.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы жалобы и возражений, президиум Хабаровского краевого суда пришел к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения в части кассационной жалобы заявителя и отмене принятого по делу постановления суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судом при рассмотрении и разрешении настоящего дела.
Разрешая заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что на территории Литовского, Хабаровского, Болоньского лесничеств лесоустроительные работы не проводились в течение 10 лет, в то время как Лесоустроительной инструкцией установлен 2-летний срок проведения таксации лесов, состоящей из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации, в связи с чем пришел к выводу о том, что не проведение лесоустроительных работ влечет нарушение действующего лесного законодательства, создает угрозу потери лесов, нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, возникновение пожарной обстановки.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о возложении на ответчиков обязанности по обеспечению проведения лесоустроительных работ.
Президиум Хабаровского краевого суда считает, что выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно части 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки (пункт 26 статьи 81 Лесного кодекса РФ).Согласно подпункту 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, в частности осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства.
На основании пунктов 1.1, 1.6, 3.16 Положения об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 N 185-пр, Управление лесами Правительства Хабаровского края является органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений.
Управление для решения возложенных на него задач осуществляет функции по организации проведения лесоустройства на землях лесного фонда и лесных участках, находящихся в собственности края, в пределах полномочий края. Финансирование Управления производится за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений и средств краевого бюджета.
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений и полномочиями по организации лесоустройства в части таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, не наделено.
Согласно части 3 статьи 83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно статье 26.20 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с пунктом 1 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837, субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил субъект Российской Федерации в рамках доведенных объемов в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период самостоятельно определяет направления расходования средств субвенций.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Хабаровскому краю на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субвенции в 2015-2017 годах доведены, в том числе выделено дополнительное финансирование из нераспределенного резерва средств субвенций на осуществление отдельных переданных полномочий в области лесных отношений. При этом расходы из средств субвенций федерального бюджета на проведение мероприятий по лесоустройству в соответствии с переданными полномочиями, в том числе на 2016-2019 годы, Управлением лесами Хабаровского края запланированы не были.
В силу положений статей 67, 195-198 Гражданского процессуального кодекса РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
В нарушение установленных процессуальным законом требований суд первой инстанции не выполнил возложенные на него обязанности, не определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ).
Принятое по данному делу решение суда первой инстанции установленным законом требованиям не соответствует. Допущенная ошибка не была устранена при рассмотрении дела в апелляционном порядке.
Исходя из изложенного, допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права, являясь существенными, повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя жалобы, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 августа 2018 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в целях соблюдения разумных сроков судопроизводства.
Руководствуясь статьями 387, 388, пунктом 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Хабаровского краевого суда
п о с т а н о в и л :
кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить в части,
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 августа 2018 года отменить,
гражданское дело по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Федеральному агентству лесного хозяйства, Управлению лесами Правительства Хабаровского края о возложении обязанности по организации проведения лесоустроительных работ передать в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда для нового рассмотрения в апелляционном порядке в ином составе судей.
Постановление президиума Хабаровского краевого суда вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий Н.Н. Веретенников