ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44ГА-34/19 от 15.05.2019 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

1-я инстанция: Сибиев Р.Р.

2-я инстанция: председательствующий Сибгатуллина Л.И. 44-ГА-34

Гафиятуллин Ш.Ш., Сайдашева Э.Р. (докл.)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

президиума Верховного Суда Республики Татарстан

15 мая 2019 года город Казань

Президиум Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Гафарова Р.Ф.,

членов президиума Галимуллина И.С., Герасимова А.Ю., Гилманова Р.Р., Курмашевой Р.Э., Романова Л.В.,

при секретаре судебного заседания Сафиной А.Р.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе открытого акционерного общества «Заинский сахар» на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 17 августа 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 ноября 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Заинский сахар» об оспаривании решения Государственной инспекции труда в Республике Татарстан.

Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С., выслушав объяснения представителя открытого акционерного общества «Заинский сахар» Черновой А.В., поддержавшей жалобу, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество (далее - ОАО) «Заинский сахар» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Государственной инспекции труда в Республике Татарстан.

В обосновании требований указано, что по результатам плановой выездной проверки Государственным инспектором труда в Республике Татарстан Кабировым Е.А. административному истцу были выданы акт проверки и предписание от 1 июня 2018 года с возложением обязанности устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Административный истец, с учетом уточнений административного иска, просил признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в Республике Татарстан № .... от 1 июня 2018 года в части, возлагающий на ОАО «Заинский сахар» в срок до 29 июня 2018 года обязанности: установить оплату труда работникам в соответствии с минимальным размером оплаты труда в Российской Федерации 11 163 рублей (пункт 1), заключить трудовой договор с работником Жижикиным Ю.М. (пункт 2), обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (пункты 4, 9); признать незаконным акт проверки № .... от 1 июня 2018 года в части пунктов 4, 10, 18; обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод; взыскать понесенные по делу судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 17 августа 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 ноября 2018 года, административное исковое заявление ОАО «Заинский сахар» удовлетворено частично.

Признано незаконным предписание Государственной инспекции труда в Республике Татарстан № .... от 1 июня 2018 года в части пунктов 2, 4, 9. На административного ответчика возложена обязанность исключить из предписания № .... от 1 июня 2018 года указанные пункты требований. С Государственной инспекции труда в Республике Татарстан в пользу ОАО «Заинский сахар» в возврат уплаченной государственной пошлины взыскано 2000 рублей.

В удовлетворении требований о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Республике Татарстан № .... от 1 июня 2018 года в части, возлагающей на ОАО «Заинский сахар» в срок до 29 июня 2018 года обязанность установить оплату труда работникам в соответствии с минимальным размером оплаты труда в Российской Федерации 11 163 рублей (пункт 1), отказано.

Принимая решение об отказе в иске в указанной части, суд первой инстанции, с позицией которого согласилась судебная коллегия, со ссылкой на статьи 133, 135 Трудового кодекса Российской Федерации указал, что размер тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющих месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством. Компенсационные, стимулирующие, а равно социальные выплаты могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

В кассационной жалобе ОАО «Заинский сахар» просит решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 17 августа 2018 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 ноября 2018 года в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Республике Татарстан № .... от 1 июня 2018 года в части, возлагающей на ОАО «Заинский сахар» в срок до 29 июня 2018 года обязанность установить оплату труда работникам в соответствии с минимальным размером оплаты труда в Российской Федерации 11 163 рублей (пункт 1), отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований. При этом приводит доводы о том, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального и процессуального права.

ОАО «Заинский сахар» указывает, что первая и вторая судебные инстанции необоснованно ссылаются на неправомерное установление административным истцом тарифных ставок (окладов) работникам ниже минимального размера оплаты труда, поскольку трудовое законодательство Российской Федерации возлагает на работодателей обязанность оплачивать труд работников в размере не ниже установленного законом минимального уровня, при этом допускает установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 марта 2019 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Татарстан.

Проверив материалы административного дела, президиум полагает, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, что в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены состоявшегося судебного акта в кассационном порядке.

Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право организации обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно части первой статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью первой статьи 354, абзацем вторым статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что федеральная инспекция труда и ее территориальные органы - государственные инспекции труда, осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.

На основании абзаца шестого части первой статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда вправе предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников.

Судами установлено, что Государственной инспекцией труда в Республике Татарстан в отношении ОАО «Заинский сахар» в период с 11 мая 2018 года по 7 июня 2018 года проводилась плановая выездная проверка соблюдения требований трудового законодательства, по результатам которой составлен соответствующий акт № .... от 1 июня 2018 года и выдано предписание № .... от 1 июня 2018 года.

В соответствии с содержанием упомянутого акта проверки Государственным инспектором труда указано на выявленные нарушения требований трудового законодательства, в том числе, со ссылкой на статьи 133, 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации на установление заработной платы отдельным категориям работников ОАО «Заинский сахар» ниже минимального размера оплаты труда, составляющего с 1 мая 2018 года 11 163 рубля.

Пунктом 1 Предписания Государственной инспекции труда в Республике Татарстан № .... от 1 июня 2018 года на административного истца возложена обязанность в срок до 29 июня 2018 года установить оплату труда работникам в соответствии с минимальным размером оплаты труда в Российской Федерации 11 163 рубля.

Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным пункта 1 названного предписания, суд первой инстанции, с позицией которого согласилась судебная коллегия, применительно к конкретным фактическим обстоятельствам дела, нашедшим отражение в исследованных судами документах, оставлены без внимания следующие обстоятельства.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть вторая, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Однако действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад - базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае с 1 мая 2018 года не менее 11 163 рубля).

Согласно пункту 2.3 раздела IV «Оплата труда» коллективного договора ОАО «Заинский сахар» в данной организации следующие системы оплаты труда: повременная, повременно-премиальная, сдельная, сдельно-премиальная.

Указанный локальный правовой акт ОАО «Заинский сахар» предусматривает доплаты, надбавки и компенсации при выполнении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также с целью стимулирования эффективности производства и производительности труда стимулирующие выплаты (премии, надбавка за выслугу лет, надбавка за наставничество). Помимо этого, коллективный договор закрепляет, что заработная плата работников не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством.

Более того, с работниками, тарифная ставка (оклад) которых ниже минимального размера оплаты труда, до проведения проверки Государственной инспекцией труда заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, согласно которым работодатель принимает на себя обязательства по производству доплаты до установленного на дату расчета минимального размера оплаты труда, если сумма заработной платы работника за расчетный месяц ниже минимальной заработной платы. Эти дополнительные соглашения исследованы в судебном заседании.

Податель кассационной жалобы также отмечает, что Государственному инспектору труда представлены все вышеуказанные документы, расчетные листки работников, подтверждающие размер заработной платы, ни в одном из них не обнаружена выплата заработной платы ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством.

В связи с допущенными судами первой и апелляционной инстанций существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход административного дела, принятый по делу второй инстанцией судебный акт нельзя признать законным, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 ноября 2018 года в оспариваемой части подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, правильно и в полном объеме определить значимые по делу обстоятельства, поставить на обсуждение вопросы, имеющие правовое значение для правильного разрешения дела, оценить представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и постановить законный и обоснованный судебный акт в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 ноября 2018 года по данному делу в части оставления без изменения решения Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 17 августа 2018 года об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Республике Татарстан № .... от 1 июня 2018 года в части, возлагающей на ОАО «Заинский сахар» в срок до 29 июня 2018 года обязанность установить оплату труда работникам в соответствии с минимальным размером оплаты труда в Российской Федерации 11 163 рублей отменить и направить дело в этой части на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.

Председательствующий Р.Ф. Гафаров