№ 4а-1039/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Иркутск 24 июля 2019 г.
Заместитель председателя Иркутского областного суда Трапезников П.В., рассмотрев жалобу защитника Улыбиной О.А. в интересах администрации Нижнеудинского муниципального образования на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 76 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 4 февраля 2019 г. и решение судьи Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 18 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Нижнеудинского муниципального образования,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 76 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 4 февраля 2019 г. администрация Нижнеудинского муниципального образования признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 18 марта 2019 г. данное постановление мирового судьи от 4 февраля 2019 г. о привлечении администрации Нижнеудинского муниципального образования к административной ответственности оставлено без изменения, жалоба защитника Улыбиной О.А. в интересах администрации Нижнеудинского муниципального образования – без удовлетворения.
В поданной в Иркутский областной суд жалобе защитник Улыбина О.А. в интересах администрации Нижнеудинского муниципального образования просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 76 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 4 февраля 2019 г. и решение судьи Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 18 марта 2019 г., прекратить производство по делу.
Законный представитель администрации Нижнеудинского муниципального образования в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещен о подаче защитником Улыбиной О.А. жалобы. Возражения на жалобу либо дополнения к жалобе в установленный срок не представлены.
Проверив с учетом требований частей 1, 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Данное требование Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении в отношении администрации Нижнеудинского муниципального образования выполнено.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
При этом следует учитывать, что, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, связано с исполнением обязанности по государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, оно является обязательным для исполнения в установленный срок и за нарушение данного предписания наступает административная ответственность по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как усматривается из материалов дела, 16 февраля 2018 г. ведущим советником отдела организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах в управлении по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и организации регионального государственного надзора министерства имущественных отношений Иркутской области администрации Нижнеудинского муниципального образования выдано предписание № 13 сроком исполнения до 31 декабря 2018 г., согласно которому администрации предписано прекратить допущенные нарушения требований: Приложения к Приказу МЧС РФ от 25 октября 2004 г. № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»; пункта 8 Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденный Приказом МЧС РФ от 19 января 2004 г. № 19; подпункта «д» пункта 2 и подпункта «в» пункта 6 Положения «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547; пункта «м» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; пунктов 4, 10 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 г. № 422/90/376 «Об утверждении положения о системах оповещения населения».
С целью проверки исполнения названного предписания № 13 от 16 февраля 2018 г. администрации Нижнеудинского муниципального образования предложено к 31 декабря 2018 г. представить документы, подтверждающие исполнение предписания.
В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что администрацией Нижнеудинского муниципального образования в установленный срок не выполнены требования об устранении нарушений, содержащихся в пунктах 1 и 4 предписания № 13 от 16 февраля 2018 г.: паспорт безопасности Нижнеудинского муниципального образования не согласован с Главным управлением МЧС России по Иркутской области; система оповещения администрации Нижнеудинского муниципального образования технически и программно не обеспечивает доведение сигналов в установленном порядке (отсутствует сопряжение с системой оповещения с Нижнеудинским районом).
Факт частичного невыполнения предписания в установленный срок послужил основанием для составления 9 января 2019 г. в отношении администрации Нижнеудинского муниципального образования протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения 4 февраля 2019 г. мировым судьей администрации к административной ответственности.
Вышестоящая судебная инстанция с выводами мирового судьи и принятым им решением согласилась. Вместе с тем, в связи с предоставлением администрацией Нижнеудинского муниципального образования доказательств исполнения в срок пункта 1 указанного предписания, из состава инкриминируемого правонарушения исключено неисполнение этого пункта предписания.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что предписание должностного лица РНЧС вынесено уполномоченным на то органом, изложенные в пункте 4 предписания требования основаны на законе.
Предписание подписано главой Нижнеудинского муниципального образования, возражений в части заведомой неисполнимости предписания не содержит. Кроме того, администрация Нижнеудинского муниципального образования, полагая требования, содержащиеся в предписании, незаконными, имело возможность обжаловать его в установленном законом порядке. Сведений о том, что указанное предписание было обжаловано, в материалах дела не имеется, с настоящей жалобой не представлено.
Фактические обстоятельства совершенного администрацией правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что администрация Нижнеудинского муниципального образования не приняла все зависящие от нее меры по надлежащему выполнению пункта 4 предписания должностного лица РНЧС № 13 от 16 февраля 2018 г. об устранении нарушений пункта «м» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; пунктов 4, 10 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 г. № 422/90/376 «Об утверждении положения о системах оповещения населения», в установленный срок и обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Вывод судебных инстанций о наличии в деянии администрации Нижнеудинского муниципального образования состава указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Статьей 1 Федерального закона 21.12.1994 № 68-ФЗ определено, что оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите; информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности; комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определен Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, в силу пункта 2 которого единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Законом № 68-ФЗ.
Согласно пункту 3 Положения № 794 единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Пунктом 6 этого же Положения предусмотрено, что на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях. При этом системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, создаются только на региональном, муниципальном и объектовом уровнях единой системы.
Пунктами 3,4,10 Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25 июля 2006 г., предписано создание на муниципальном уровне местной системы оповещения. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием, специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты, населения, проживающего на территории муниципального образования. Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.
В силу пункта 6.44 «СП 165.1325800.2014 Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 12 ноября 2014 г. № 705/пр) все подсистемы систем оповещения населения должны сопрягаться на программно-аппаратном уровне.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских поселений относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу пункта 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены, в том числе организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Круг полномочий органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определен частью 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктами «м» и «н» которой предусмотрены полномочия по созданию и поддержанию в постоянной готовности муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и осуществление сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмена такой информацией, обеспечение своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, довод, приведенный в настоящей жалобе, о том, что неправомерно возлагать обязанности по техническому и программному сопряжению систем оповещения населения на муниципальный уровень противоречит приведенным положениям закона и не ставит под сомнение наличие в деянии администрации Нижнеудинского муниципального образования объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные обстоятельства, на которые ссылается заявитель в жалобе, не опровергают виновность администрации Нижнеудинского муниципального образования в совершении вмененного административного правонарушения.
Постановление о привлечении администрации Нижнеудинского муниципального образования к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено администрации Нижнеудинского муниципального образования по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 19.5 указанного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
постановление мирового судьи судебного участка № 76 г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области от 4 февраля 2019 г. и решение судьи Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 18 марта 2019 г., вынесенные в отношении администрации Нижнеудинского муниципального образования по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Улыбиной О.А. в интересах администрации Нижнеудинского муниципального образования – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Иркутского областного суда П.В. Трапезников