Мировой судья – Котегова Л.А. 44а-1430/2019
Судья – Янаева О.Ю.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Пермь 31 октября 2019 года
Заместитель председателя Пермского краевого суда Н.В.Киселева, рассмотрев вопрос о принятии к производству жалобы общества с ограниченной ответственностью «Чернушинское управление технологического транспорта (далее – ООО «Чернушинское УТТ») на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Чернушинского судебного района Пермского края от 09.08.2019, решение судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 17.09.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ООО «Чернушинское УТТ»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Чернушинского судебного района Пермского края от 09.08.2019 ООО «Чернушинское УТТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренных ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 17.09.2019 постановление мирового судьи судебного участка № 2 Чернушинского судебного района Пермского края от 09.08.2019 оставлено без изменения, жалоба законного представителя ООО «Чернушинское УТТ» - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 25.09.2019, заявитель просит отменить судебные постановления, вынесенные по делу, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что защитные сооружения граждансой обороны (далее - ЗС ГО) № 00887-25 и №73-25 не принадлежат на праве собственности и не состоят на балансе ООО «Чернушинское УТТ», в связи с чем на юридическое лицо безосновательно возложена обязанность по содержанию указанных объектов недвижимости в состоянии, отвечающем требованиям Федерального закона от 12.02.1998 № 28 «О гражданской обороны», Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МСЧ РФ от 15.12.2002. Помимо этого, судьи оставили без должного внимания то обстоятельство, что спорные объекты недвижимости, находящиеся на территории ООО «Чернушинское УТТ», не включены в перечень защитных сооружений гражданское обороны. Безусловных доказательств вины ООО «Чернушинское УТТ» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, материалы дела не содержат.
Для проверки доводов жалобы дело об административном правонарушении истребовано 30.09.2019, поступило в Пермский краевой суд 10.10.2019.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Согласно ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Правовое регулирование отношений в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и иных объектов гражданской обороны, порядок создания которых определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно статье 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», организации в пределах своих полномочии и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с п. 1.2, 1.3, 1.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (п.1.3).
Для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости (п.1.4).
Согласно пункту 3.2.11 указанных Правил, инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании распоряжения начальника 18 ОНПР по Чернушинскому и Куединскому муниципальным районам УНПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 26.04.2019 № 1 в период с 13.05.2019 по 07.06.2019 проведена проверка объектов ГО, расположенных на территории ООО «Чернушинское УТТ», на предмет соблюдения требований законодательства в области ГО в соответствии с утвержденным ежегодным планом проведения плановых проверок на 2019 г.
В ходе проверки установлено, что ООО «Чернушинское УТТ» не обеспечивает надлежащее содержание защитных сооружений ГО: Противорадиационного укрытия № 73-25, убежища № 00887-25, расположенных по адресу ****. В нарушение ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28 «О гражданское обороне», п.п. 1,2, 2.2, 3.6, 1.5, 6.2.3, 6.2.1, 6.2.2., 3.2.8, 3.2.1, 4.1.2, 4.1.7, 5.2.1, 4.1.2, 4.1.7, 4.2.5, 3.2.10, 3.2.7, 3.2.5, 4.3.10, 3.2.24 Правил эксплуатации защитных сооружений ГО, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583; п.2.51, 2.44, 2.48, 7.35*, 7.43*, 7.44*, 8.12 строительных норм и Правил СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны».
В связи с выявленными нарушениями 11.06.2019 в отношении ООО «Чернушинское УТТ» инспектором 18 ОНПР по Чернушинскому и Куединскому муниципальным районам УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю, старшим лейтенантом внутренней службы М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом № 1 об административном правонарушении от 11.06.2019 (л.д.4-7); распоряжением (приказом) о проведении плановой, выездной проверки от 26.04.2019 № 1 (л.д.8-11), актом проверки от 29.05.2019 (л.д.11-13), решением единого учредителя ООО «Чернушинское УТТ» от 22.08.2016 (л.д.16), уставом ООО «Чернушинское УТТ» (л.д.19-22), паспортом защитного сооружения гражданской обороны № 25/2358 (л.д.24), актом инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО противорадиационного укрытия инв. № 73-25 (л.д.25), паспортом защитного сооружения гражданской обороны № 25/2358 (л.д.26), актом инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО противорадиационного укрытия инв. № 00887-25 (л.д.27), выпиской из ЕГРН (л.д.30), техническим планом (л.д.31-34), служебными записками (л.д. 62-63).
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Таким образом, совершенное ООО «Чернушинское УТТ» деяние образует составы административных правонарушений, предусмотренное ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Факт виновного бездействия ООО «Чернушинское УТТ»подтверждается совокупностью вышеприведенных доказательств, оцененных мировым судьей на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что ООО «Чернушинское УТТ» не является собственником и балансодержателем указанных выше защитных сооружений гражданской обороны, в связи с чем на ООО «Чернушинское УТТ» не может быть возложена обязанность по его содержанию, являлись предметом проверки судебных инстанций и обоснованно отвергнуты.
Отсутствие у ООО «Чернушинское УТТ» права собственности на спорные объекты не свидетельствует об отсутствии у него статуса эксплуатирующей организации по отношению к расположенным на его территории защитным сооружениям, используемых как склады, а также об отсутствии у ООО «Чернушинское УТТ» обязанности по соблюдению нормативных требований, предъявляемых к содержанию и эксплуатации этих объектов.
Ссылка заявителя на то, что на балансе общества защитное сооружение - помещение противорадиационного укрытия № 73-25, убежища № 00887-25 не числятся, правомерно отклонена, поскольку непостановка обществом защитного сооружения на баланс не означает, что общество не отвечает за обеспечение его надлежащего состояния.
Несогласие заявителя с выводом о том, что спорные объекты, расположенные на территории ООО «Чернушинское УТТ», являются защитными сооружениями гражданской обороны, основанием для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений служить не может.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Согласно п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583, при эксплуатации ЗС ГО в мирное время должны быть обеспечены сохранность: защитных свойств как сооружений в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметичных и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток, при наличии проектного обоснования и согласования чрезвычайным ситуациям, допускается устройств о временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.
В соответствии с п. 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание, что согласно журнала учета защитных сооружений ГО Пермского края на территории ООО «Чернушинское УТТ» расположены два защитных сооружения ГО: № 00887-25, отдельно стоящее IV класса защиты, вместимостью 150 чел., общей площадью 126,0 кв.м, год постройки 1982 и № 73-25, отдельно стоящее, класса защиты П-4, вместимостью 150 чел., общей площадью 621,6 кв.м, год постройки 1981, которые не утратили статус защитных сооружений гражданской обороны, судьи первой и второй инстанции пришли к верному выводу, что юридическим лицом - ООО «Чернушинское УТТ» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, предусмотренных законодательством в области гражданской обороны, доказательств, свидетельствующих о невозможности для выполнения указанных выше норм и правил, не представлено.
Таким образом, бездействие ООО «Чернушинское УТТ» верно квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ООО «Чернушинское УТТ» в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.8 и 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является общественная безопасность, в отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, при наличии смягчающего обстоятельства – совершение правонарушения впервые.
Порядок и срок давности привлечения ООО «Чернушинское УТТ» к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 Чернушинского судебного района Пермского края от 09.08.2019, решение судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 17.09.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении ООО «Чернушинское УТТ» оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Чернушинское УТТ» - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда подпись