№ 4а-1552/2017 Судья Кокоева О. А. Судья Майорова Е.Н. ПОСТАНОВЛЕНИЕ 22 января 2018 года г. Челябинск Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу защитника ООО «Золотое поле» ФИО1 на постановление заместителя начальника управления - начальника отдела регионального надзора управления природных ресурсов Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области *** от 17 октября 2016года, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 25 августа 2017 года и решение судьи Челябинского областного суда от 25 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Золотое поле», установил: постановлением заместителя начальника управления - начальника отдела регионального надзора управления природных ресурсов Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области *** от 17 октября 2016года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 25 августа 2017 года и решением судьи Челябинского областного суда от 25 октября 2017 года, ООО «Золотое поле» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. В жалобе защитника ООО «Золотое поле» ФИО1, поданной на вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты, поставлен вопрос об их отмене ввиду незаконности. Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу постановлений не нахожу. В соответствии со ст. 8.9 КоАП РФ нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Как усматривается из материалов дела, на основании лицензии на пользование недрами *** от 05.05.2016г., с целевым назначением и видами работ - добыча подземных вод на участке Тюбукский -2 для технологического обеспечения водой сельскохозяйственного предприятия, обществу предоставлен участок недр, расположенный в 2,9 км | ||
2 | ||
северо-восточнее с. Тюбук на территории Каслинского муниципального района для добычи подземных вод. Согласно основных условий пользования недрами, установленных указанной лицензией, недропользователь - ООО «Золотое поле» обязано осуществлять добычу подземных вод в пределах участка недр в соответствии с п. 4.5.1. Приложения к лицензии - оборудование скважин в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» устройство для замера дебита, уровня подземных вод и отбора проб воды; п. 4.5.4. обязывает иметь достоверный приборный учет добываемых подземных вод. 04.10.2016 должностным лицом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном названной выше нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором зафиксированы нарушения, выявленные представителями ОМВД России по Каслинскому району и Минимущества Челябинской области в ходе проведения мероприятий по проверке рационального использования и охраны недр 11.07.2016 г. и 08.09.2016г. 11.07.2016г. В ходе проверки было выявлено 7 (семь) скважин по добыче подземных вод, в 6 (шести) из которых были установлены глубинные водяные насосы, подключенные к системе гибких шлангов и полипропиленовых труб, а также к источникам электрического питания (проводами). 1 (одна) скважина не имела глубинный водяной насос. 6 (шесть) скважин не оборудованы приборами учета добытой воды; не ведется и отсутствует документация (журналы) по учету добычи подземных вод. Глубинные водяные насосы в количестве 6 (шести) штук были изъяты из скважин сотрудниками ОМВД России по Каслинскому району Челябинской области. На момент осмотра 08.09.2016г. водоподъемное оборудование в скважинах отсутствовало, доступ посторонних лиц к скважинам не ограничен, оголовки скважин находились в открытом состоянии. Проект консервации скважин не предоставлен. Выявленные нарушения образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 КоАП РФ -нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки. Данные обстоятельства, послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности должностным лицом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области и подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении *** от 04 октября 2016 г. (л.д. 14 -16), протоколом осмотра участка недр, расположенного в 2,9 км северо-восточнее с. Тюбук на территории Каслинского муниципального района, *** от 08 сентября | ||
3 | ||
2016г., составленного с участием директора ООО «Золотое поле» (л.д. 55-56), лицензией на пользование недрами *** от 05.05.2016г. (л.д. 36-38) и иными материалами дела, которые получили оценку должностного лица и судебных инстанций на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Как следует из статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах", основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в частности, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами. К обязанностям пользователя недр в силу статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» относятся, помимо прочего, соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами. В пунктах 150, 151 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации, от 06.06.2003 N 71, определено, что при использовании поверхностных и подземных вод обеспечивается первоочередное удовлетворение питьевых и бытовых нужд населения, охрана вод от загрязнения и истощения, предупреждение и устранение вредного воздействия горных работ и дренажных вод на окружающую среду. В пределах горного отвода обеспечиваются гидрогеологические наблюдения и контроль за состоянием подземных и поверхностных вод. В соответствии с пп. «б» п.З, п. 13, 14, 15, 16 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 №94, охрана подземных водных объектов при добыче подземных вод, осуществляется в соответствиями с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Мероприятия по охране подземных водных объектов предусматриваются | ||
4 | ||
техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, подготовленным, согласованным и утвержденным в установленном порядке. Разрешается добыча подземных вод устройствами (скважинами и коптажами), оборудованными измерительными устройствами (счетчиками, расходомерами). Ликвидация аварийных и непригодных к дальнейшему использованию скважин, а также консервация неиспользуемых скважин осуществляются пользователями недр в соответствии с проектной документацией на ликвидацию или консервацию указанных скважин. Согласно п.8 Правил охраны подземных водных объектов с целью наблюдения за состоянием подземных вод и своевременного принятия специальных мер по их охране на водозаборах подземных вод эксплуатационные и резервные скважины должны быть оборудованы приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровня подземных вод. С учетом изложенного, действия ООО «Золотое поле» правильно квалифицированы по ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Принимая во внимание вышеприведенные требования норм законодательства об охране недр и положений, содержащихся в упомянутых документах, определяющих пользование обществом лицензионным участком недр, исследовав фактические обстоятельства, установленные по данному делу об административном правонарушении, должностное лицо Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области и судебные инстанции обоснованно сочли, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Несогласие заявителя жалобы с этим выводом и оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области и судами допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. | ||
5 | ||
Доводы жалобы о иной правовой позиции Аппарата уполномоченных по правам человека, правам ребенка, защите прав предпринимателей Челябинской области, которая направлена в адрес Министерства имущества и природных ресурсов по жалобе директора ООО «Золотое поле» на неправомерные действия должностных лиц, являлись предметом рассмотрения судьи областного суда, им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется. Доводы общества, заявленные в рассматриваемой жалобе, являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в совершенном обществом деянии объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ соблюдены. Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено. Постановление о назначении ООО «Золотое поле» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.9 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ. При рассмотрении жалоб ООО «Золотое поле» на постановление по делу об административном правонарушении, судьями дело проверено в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. В судебных актах дана полная и объективная оценка доводам жалобы. Нарушений требований ст.ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ, влекущих отмену постановления должностного лица и судебных решений, допущено не было. Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судебными инстанциями обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой не имеется. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено. | ||
6 | |||
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил: постановление заместителя начальника управления - начальника отдела регионального надзора управления природных ресурсов Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области *** от 17 октября 2016года, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 25 августа 2017 года и решение судьи Челябинского областного суда от 25 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.9 КоАП РФ, в отношении ООО «Золотое поле» оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Золотое поле» ФИО1 - без удовлетворения. | |||
Заместитель председателя областного суда | Н.В. Козлова | ||