ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-165/2018 от 02.04.2018 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело № 4а-165/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Барнаул 2 апреля 2018 года

И.о. заместителя председателя Алтайского краевого суда Ермаков Э.Ю., рассмотрев жалобу и дополнение к ней Крупина А. О. на вступившие в законную силу решение судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 15 января 2018 года, постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 6 Центрального района г.Барнаула от 13 сентября 2017 года, которым

Крупин А. О., ДД.ММ.ГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Трест»,

признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

согласно протоколу об административном правонарушении от 26 июля 2017 года, в ходе внеплановой документарной проверки, проведенной 20 июля 2017 года на основании приказа заместителя руководителя Государственной инспекции Алтайского края Гричанова С.Н. от 6 июля 2017 года, выявлено, что Крупин А.О., являясь генеральным директором общества с ограниченной ответственностью «Трест» (далее – ООО «Трест»), которое осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению, в том числе многоквартирным жилым домом № 11 по пр.Строителей в г.Барнауле (дом газифицирован) на основании лицензии № 186 от 22 июня 2016 года, допустил не выполнение предписания консультанта отдела жилищного надзора по г.Барнаулу Государственной инспекции Алтайского края Бабкина В.И. от 24 мая 2017 года в части заключения договора на проверку и обслуживание вентиляционных каналов вышеуказанного дома в срок не позднее 20 июня 2017 года, представления актов выполненных работ по внутридомовому газовому оборудованию – не позднее 10 июня 2017 года.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

Решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 15 января 2018 года постановление оставлено без изменения, жалоба Крупина А.О. – без удовлетворения.

В жалобе и дополнении к ней, поступивших в Алтайский краевой суд, Крупин А.О. просит об отмене вынесенных судебных постановлений в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что предписание незаконно, поскольку оснований для проведения внеплановой проверки в отношении общества не имелось; копия приказа о проведении проверки от 11 мая 2017 года обществу не вручена; акт проверки от 19 мая 2017 года составлен в отсутствие законного представителя общества, чем нарушено право на защиту; собственники помещений многоквартирного жилого дома приняли решение об отказе от заключения договора на проверку технического состояния вентиляционных каналов и дымовых систем, в связи с чем предписание в данной части исполнению не подлежало; копия приказа о проведении проверки исполнения предписания вручена неуполномоченному лицу; о времени и месте составления протокола об административном правонарушении он не был извещен, поскольку в соответствующем уведомлении не было указано, в связи с совершением какого именно правонарушения будет составлен протокол.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения) невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон №99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ, являются соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

В силу ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Минимальный перечень).

Минимальным перечнем в разделе 2 «Работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме» предусмотрены в числе работ, выполняемых в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, - организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; - организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений; - при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению (пункт 21).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года № 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее – Правила).

В силу п. 5 Правил обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.

Согласно пп. «а» п. 11 Правил в редакции, действовавшей в момент совершения административного правонарушения, надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (при наличии у них лицензии, предусмотренной п. 14 настоящих Правил), либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, указанной в п. 14 настоящих Правил.

В соответствии с пп. «в», «г» п. 12 Правил проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) – не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона); при отсутствии тяги, выявленной в процессе эксплуатации, при техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.

В соответствии с п. 14 Правил, действовавшим в момент совершения вмененного правонарушения, договор о проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте дымовых и вентиляционных каналов заключается с организацией, допущенной к выполнению соответствующих работ на основании лицензии, выданной в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1225, и исполняется в порядке, предусмотренном ст. 730-739 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем (п. 16 Правил).

Согласно пп. «а» п. 17 Правил заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома является управляющая организация.

В соответствии с пп. «и» п. 39 Правил в договоре о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования указывается, в том числе перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включающий в себя минимальный перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования согласно приложению, а также сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг), включая периодичность выполнения отдельных работ (услуг) по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Минимальным перечнем выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющимся Приложением к Правилам, предусмотрено проведение работ по проверке наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах, состояния соединительных труб с дымовым каналом.

Таким образом, организация выполнения работ по проверке и обслуживанию вентиляционных каналов возложена на управляющую организацию независимо от наличия по этому вопросу решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома.

Факт совершения Крупиным А.О. вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 26 июля 2017 года (л.д.1-4), копиями письма Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от 30 марта 2017 года (л.д.5-6), приказов о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 11 мая, 6 июля 2017 года (л.д.7, 11), актов проверок от 19 мая, 20 июля 2017 года (л.д.8-9,12), предписания (л.д.10), лицензии от 22 июля 2016 года (л.д.23), должностной инструкции генерального директора ООО «Трест» (л.д.26-28), устава ООО «Трест» (л.д.29-49), договора управления многоквартирным домом от 18 декабря 2015 года (л.д.50-54), оцененными мировым судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В этой связи вывод мирового судьи о наличии в действиях Крупина А.О. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Довод жалобы о том, что оснований для проведения внеплановой проверки в отношении общества не имелось, подлежит отклонению.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент назначения проверки, внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным п. 1, 4, 5 ч. 10 ст.19 Федерального закона № 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

Как следует из материалов дела, внеплановая проверка проведена на основании письма заместителя начальника управления по жилищно-коммунальному хозяйству Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края Хроменкова И.А. от 30 марта 2017 года о несоблюдении управляющими компаниями лицензионных требований в части отсутствия договоров на техническое обслуживание, диагностику внутридомовых газопроводов, что соответствует вышеприведенной норме.

Утверждения заявителя о том, что копия приказа о проведении проверки от 11 мая 2017 года обществу не вручена, копия приказа о проверке исполнения предписания вручена неуполномоченному лицу, опровергаются копиями данных документов, содержащих штамп ООО «Трест» с указанием входящего номера и даты получения – 15 мая и 19 июля 2017 года соответственно, а также подпись сотрудника общества – Ф.И.О. 1

Указание в жалобе на то, что акт проверки от 19 мая 2017 года составлен в отсутствие законного представителя ООО «Трест», не может повлечь отмену обжалуемых судебных актов.

В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

Из материалов дела следует, что акт проверки был составлен 19 мая 2017 года, его копия вручена юридическому лицу 29 мая 2017 года (л.д.8-9), при этом о проведении проверки общество было извещено, получив копию приказа о проведении таковой.

Доводы жалобы о том, что собственники помещений многоквартирного жилого дома приняли решение об отказе от заключения договора на проверку технического состояния вентиляционных каналов и дымовых систем, в связи с чем предписание в данной части исполнению не подлежало, противоречат вышеприведенным нормам жилищного законодательства.

Кроме того, как следует из материалов дела, общим собранием собственников помещений вышеназванного многоквартирного дома 17 июня 2017 года принято решение об отказе от заключения договора на проверку и обслуживание вентиляционных каналов с <данные изъяты> из расчета стоимости работ 3000 руб. в год с включением в квитанцию единовременной строки прочие расходы исходя из 6,97 руб./кв.м. Таким образом, данное решение принято в отношении конкретного юридического лица и предложенных условий. Сведений об отказе собственников от заключения договора на проверку технического состояния вентиляционных каналов и дымовых систем материалы дела не содержат.

Довод заявителя о том, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении он не был извещен, подлежит отклонению, поскольку данный документ составлен в его присутствии.

Всем доказательствам судьями дана надлежащая оценка с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности для разрешения дела, с которой следует согласиться.

Законность и обоснованность постановления мирового судьи проверены судьей районного суда в полном объеме в соответствии с положениями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом доводов жалобы заявителя.

Поскольку нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, оснований для отмены либо изменения вынесенных по делу судебных постановлений не имеется.

Руководствуясь ч. 2 ст. 30.13 и п. 1 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 6 Центрального района г.Барнаула от 13 сентября 2017 года, решение судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 15 января 2018 года оставить без изменения, жалобу и дополнение к ней Крупина А. О. – без удовлетворения.

И.о. заместителя председателя

Алтайского краевого суда Э.Ю. Ермаков