ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-229/16 от 15.03.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Мировой судья – Снегирева Е.Г.

Судья – Мень О.А. 44а-229/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Пермь 15 марта 2016 года

Заместитель председателя Пермского краевого суда Гилева М.Б., рассмотрев жалобу администрации Чернушинского муниципального района на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Чернушинского судебного района Пермского края от 12 ноября 2015 года и решение судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 15 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Чернушинского муниципального района Пермского края,

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Чернушинского судебного района Пермского края от 12.11.2015 года администрация Чернушинского муниципального района признана виновной в совершении правонарушения по ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 15.12.2015 года постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба администрации Чернушинского муниципального района – без удовлетворения.

В жалобе на вступившие в законную силу судебные постановления, поступившей в Пермский краевой суд 05.02.2016 года, администрация Чернушинского муниципального района просит изменить постановление и решение по делу об административном правонарушении в части снижения размера административного штрафа.

Определением заместителя председателя Пермского краевого суда от 10.02.2016 года жалоба на вступившие в законную силу судебные акты принята к рассмотрению, истребовано дело об административном правонарушении, которое поступило в Пермский краевой суд 26.02.2016 года.

Изучив материалы дела, доводы жалобы заявителя на вступившие в законную силу судебные постановления, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения жалобы не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (статья 11), а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 года N 105 утверждены Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения. Согласно пункту 50 указанных Требований показатели степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера уточняются организациями, эксплуатирующими потенциально опасные объекты, с периодичностью не реже одного раза в пять лет или чаще в случаях проведения реконструкций, изменений технологий, увеличении численности производственного персонала, ужесточения требований по безопасности, смены эксплуатирующей организации или передачи объекта в аренду.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий от 04.11.2004 года N 506 утверждён типовой паспорт безопасности опасного объекта. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач: определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения; определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; оценки возможного воздействия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах; оценки состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте (пункт 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 года N 794 (ред. от 14.04.2015) утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно абзацу 3 пункта 7 указанного Положения координационным органом единой системы на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в целях совершенствования подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Правительство Российской Федерации Постановлением от 04.09.2003 года N 547 утвердило Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 указанного Положения подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники). Согласно подпункту «д» пункта 4 данного Положения подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, а также уполномоченных работников получение дополнительного профессионального образования или курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.

Часть 1 статьи 20.6 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается, что администрация Чернушинского муниципального района Пермского края не выполнила предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, не выполнила требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, а именно:

- не провела уточнение показателей степени риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера в связи с уточнением (раз в 5 лет), показателей степени риска организациями, эксплуатирующими потенциально опасные объекты на территории Чернушинского муниципального района – не откорректировала (раз в 5 лет) паспорт безопасности Чернушинского муниципального района, разработанный в 2006 году, нарушив требования пунктов 7, 21 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пункта 12 приказа МЧС России от 25.10.2004 года № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

- должностное лицо М., входящее в состав комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Чернушинского муниципального района с 2011 года, не прошёл обучение (переподготовку, повышение квалификации) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствующих образовательных учреждениях (центрах, курсах), чем нарушены требования, установленные пунктами 7, 21 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктами 7, 18 Положения «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 года № 794, подпунктом «д» пункта 2, подпунктом «д» пункта 4, подпунктом «в» пункта 6 Положения «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 года № 547.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами:

- протоколом № ** об административном правонарушении от 23.09.2015 года (л.д.57-59);

- актом проверки Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 28.08.2015 года № 39, согласно которому выявлены вышеуказанные допущенные администрацией Чернушинского муниципального района нарушения (л.д. 41-44);

- копиями титульных листов паспортов безопасности Чернушинского муниципального района Пермского края от 2006 года и 2013 года (л.д. 45, 47);

- копией постановления главы Чернушинского муниципального района от 31.07.2015 года № 458, которым утверждён состав комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Чернушинского муниципального района (л.л. 48-50);

- объяснениями представителя юридического лица ФИО1 при составлении протокола об административном правонарушении, согласно которым ведётся работа по объявлению конкурса на разработку паспорта безопасности района, после заключение договора паспорт будет переработан; М. из членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций выведен, вместо него назначено другое лицо, будет обучено в октябре 2015 года (л.д. 59);

- объяснениями представителя юридического лица ФИО1 от 06.11.2015 года относительно обстоятельств, изложенных в протоколе об административном правонарушении, согласно которым паспорт безопасности Чернушинского муниципального района, разработанный в 2006 году, не был согласован ГУ МЧС России по Пермскому краю, денежные средства на приведение паспорта в соответствие не выделялись; в настоящее время в проекте решения Земского Собрания Чернушинского муниципального района предусмотрены расходы на разработку паспорта в сумме 100000 руб.; М. исключён из состава комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Чернушинского муниципального района; в состав комиссии включён Ш., главный инженер МУП «Чернушинские городские коммунальные электрические сети», который прошёл соответствующее обучение и получил удостоверение установленного образца; указывает на отсутствие денежных средств в бюджете района (л.д.70-72);

- объяснениями представителей юридического лица ФИО2, ФИО1 в судебном заседании 09.11.2015 года, согласно которым они согласны с протоколом об административном правонарушении (л.д.82).

Признавая администрацию Чернушинского муниципального района Пермского края виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, мировой судья и судья районного суда пришли к правильному выводу о том, что юридическое лицо нарушило положения Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Имеющимся в деле доказательствам мировым судьей дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, на основе которых вынесено обоснованное, мотивированное и справедливое постановление о привлечении администрации Чернушинского муниципального района Пермского края к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ. При этом судом соблюдён срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену оспариваемых постановления должностного лица и судебных актов при производстве по делу об административном правонарушении, не допущено.

Доводы, изложенные в жалобе, ранее были предметом рассмотрения судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки установленных по делу обстоятельств не имеется. Каких-либо доказательств, опровергающих правильность выводов судебных инстанций, заявителем не представлено.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания мировым судьей были соблюдены требования статей 3.1, 3.5, 3.8, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, наказание за совершенное административное правонарушение определено в пределах санкции части 1 статьи 20.6 КоАП РФ – в минимальном размере, при этом мировым судьёй правомерно не установлено оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ч. 2 ст. 30.13, п. 1. ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Чернушинского судебного района Пермского края от 12 ноября 2015 года и решение судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 15 декабря 2015 года оставить без изменения, жалобу администрации Чернушинского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пермского краевого суда подпись