ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-2356 от 14.03.2018 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Казань ___ марта 2018 года

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу защитника М.В. Первухина на вступившие в законную силу решение судьи Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 16 июня 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 20 сентября 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Газпром»,

установил:

постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Татарстан от 21 марта 2017 года ПАО «Газпром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица ПАО «Газпром» обратилось с жалобой в районный суд.

Решением судьи Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 16 июня 2017 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

Обжалованное заявителем решение судьи районного суда было также оставлено без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 20 сентября 2017 года.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, заявитель просит вышеуказанные постановления судей обеих инстанций отменить, производство по данному делу прекратить.

Изучение представленных материалов, доводов заявителя, показало, что оснований для удовлетворения указанной жалобы не имеется в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 26 Лесного Кодекса Российской Федерации ежегодная лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Согласно частям 2 и 4 статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации в отчете об использовании лесов содержится информация об объеме заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, о видовом (породном) и сортиментном составе древесины и другая информация. Перечень информации, включаемой в отчет об использовании лесов, порядок фиксации этой информации, форма и порядок представления отчета об использовании лесов, а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, в силу части 3 указанной статьи настоящего Кодекса, граждане, юридические лица, осуществляющие заготовку древесины, за исключением лиц, осуществляющих заготовку древесины при использовании лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, в целях подтверждения соблюдения требований, указанных в части 3 статьи 16 настоящего Кодекса, прилагают к отчету об использовании лесов материалы дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), фото- и видеофиксации.

Согласно положениям статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации отчет об использовании лесов представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Из протокола об административном правонарушении следует, что ПАО «Газпром» пользуется лесными участками площадью 0,81 га, квартал <данные изъяты>, на основании договора аренды № 692 от 9 сентября 2014 года. Лесной участок предоставлен в аренду для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов (реконструкция газопровода Миннибаево-Казань на участке <данные изъяты>). Использование данного участка осуществляется с нарушением подпункта «д» пункта 11 договора аренды лесных участков № 692 от 9 сентября 2014 года, а именно, не предоставлен отчет об использовании лесов, установленный положениями статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации.

Данное обстоятельство подтверждается протоколом об административном правонарушении от 27 февраля 2017 года (л.д. 10) и другими собранными по делу доказательствами, допустимость и достоверность которых не вызывает сомнений.

Указанные доказательства были оценены судьями обеих инстанций в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в том, что лесопользователь нарушает установленные заключенным договором условия использования леса.

Доводы заявителя о том, что в действиях ПАО «Газпром» отсутствует состав административного правонарушения, поскольку условия договора о предоставлении информации о пользовании лесным фондом, отчеты, установленные законодательством, необходимо было предоставлять Обществу только в случае использования лесного участка, а поскольку на момент привлечения Общества к административной ответственности реконструкционные работы не производились, нарушения предусмотренного договором условия использования участка допущено не было, нельзя признать состоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, так как противоречат условиям договора, в соответствии с которыми данные обязанности установлены конкретными периодами, указанными в договоре.

Кроме того, договор аренды возлагает на арендатора обязанность по ежегодному предоставлению лесной декларации, статья 26 Лесного кодекса Российской Федерации не содержит условий, освобождающих от исполнения указанной обязанности.

Довод жалобы о том, что в протоколе не указаны время и место совершения правонарушения, не может являться основанием для отмены или изменения вынесенных по делу судебных постановлений, поскольку вмененное ПАО «Газпром» правонарушение, выразившееся в использовании лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, является длящимся, а потому сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правильно исчислены со дня обнаружения правонарушения (часть 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), то есть с 27 февраля 2017 года.

Ссылка в жалобе на то, что в протоколе и постановлении об административном правонарушении не указан отчетный период, за который ПАО «Газпром» надлежало представить в уполномоченный орган отчет об использовании лесов, не может служить основанием для освобождения Общества от административной ответственности за совершение инкриминируемого ему правонарушения.

Согласно представленным материалам протокол об административном правонарушении составлен в отношении ПАО «Газпром» за использование лесного участка с нарушением подпункта «д» пункта 11 договора аренды лесных участков № 692 от 9 сентября 2014 года. В протоколе об административном правонарушении № 2 от 15 марта 2017 года, указано что ПАО «Газпром» пользуется лесными участками площадью 0,81 га<данные изъяты>, которые предоставлены в аренду для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов (реконструкция газопровода Миннибаево-Казань на участке <данные изъяты>).

В соответствии с частью 12 статьи 50.6 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации на предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, а также на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, прием лесных деклараций и отчетов об использовании лесов, представляют в ЕГАИС в срок не более чем три рабочих дня со дня:

1) подписания договора аренды лесного участка, подписания договора купли-продажи лесных насаждений или принятия решения о предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования - информацию, указанную в пунктах 1 - 4 части 9 указанной статьи;

2) приема лесной декларации, отчета об использовании лесов - информацию, указанную в пунктах 5 и 6 части 9 указанной статьи.

На момент составления протокола об административном правонарушении, а именно по состоянию на 27 февраля 2017 года, отчет об использовании лесов ПАО «Газпром» в уполномоченный орган не был представлен.

Согласно приказу Минприроды России от 21 августа 2017 года № 451 «Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме» граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие использование лесов при использовании лесов в целях заготовки древесины, а также при использовании лесов в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений предоставляют такой отчет ежемесячно, при использовании лесов без осуществления рубки лесных насаждений, гражданами, осуществляющими заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений – ежегодно в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Утверждение заявителя о том, что в отношении ПАО «Газпром» неправомерно составлено два протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено два постановления, в каждом из которых указано нарушение Обществом одного и того же подпункта «д» пункта 11 договора № 692 от 9 сентября 2014 года аренды лесных участков, вопреки тому, что при таких обстоятельствах имеет место лишь одно правонарушение, было предметом рассмотрения судьи вышестоящей инстанции и обоснованно им отвергнуто по указанным в соответствующем решении основаниям.

При таких обстоятельствах судья районного суда, с мнением которого согласился и судья вышестоящей инстанции, пришел к правильному и обоснованному выводу о наличии в действиях ПАО «Газпром» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы судьи районного суда и судьи вышестоящей инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам произошедшего и не противоречат нормам материального права.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л :

решение судьи Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 16 июня 2017 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 20 сентября 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Газпром» оставить без изменения, жалобу защитника М.В. Первухина – без удовлетворения.

Заместитель

Председателя Верховного Суда

Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров