ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-451/19 от 15.08.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 4а-451/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 августа 2019 года г. Оренбург

Заместитель председателя Оренбургского областного суда КужабаевМ.Д., рассмотрев жалобу Буханцова Е.Ю., действующего в интересах ООО «Оренбург Водоканал», на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 27 декабря 2018 года и решение судьи Оренбургского областного суда от 27 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал»,

установил:

постановлением судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 27 декабря 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Оренбургского областного суда от 27 февраля 2019 года, общество с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» (далее – ООО «Оренбург Водоканал», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», далее - Закон № 52-ФЗ).

Статьей 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Как следует из материалов дела, одним из основных видов деятельности ООО «Оренбург Водоканал» является предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению на территории города Оренбурга. В производственной эксплуатации общества находятся очистные сооружения, расположенные по адресу: г. Оренбург, ул. Луганская, д. 46.

На основании сведений, поступивших в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области из Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры, произведенный отбор проб атмосферного воздуха в зоне влияния очистных сооружений ООО «Оренбург Водоканал» обнаружено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: содержание сероводорода в атмосферном воздухе превышает нормативную величину.

Согласно протоколу результатов испытаний проб атмосферного воздуха от 1 ноября 2018 года ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» в контрольных пробах атмосферного воздуха, отобранных на расстоянии 500 м от ограждения очистных сооружений по ул. Луганская с подветренной стороны зафиксировано превышение ПДК загрязняющих веществ по сероводороду в 3,8 раза (концентрация составила 0,030 мг/м3 + 0,0008мг/м3 при ПДК 0,008 мг/м3).

Протоколом исследования атмосферного воздуха населенных мест от 6 ноября 2018 года ООО «Центр охраны труда» в отобранных 1 ноября 2018 года пробах на границе санитарно-защитной зоны в 500 м восточнее очистных сооружений ООО «Оренбург Водоканал» зафиксировано превышение ПДК загрязняющих веществ по сероводороду (концентрация составила 0,026 мг/м3 + 0,0008мг/м3 при ПДК 0,008 мг/м3).

Указанные превышения нормативных величин сероводорода являются нарушением ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных пунктов», п. 2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

По данному факту должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области в отношении ООО «Оренбург Водоканал» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, и вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по названной норме.

Фактические обстоятельства и вина ООО «Оренбург Водоканал» в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Судья районного суда пришел к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения; отсутствии в действиях административного органа существенных процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности.

Действия ООО «Оренбург Водоканал» правильно квалифицированы ст. 6.3 КоАП РФ.

Законность и обоснованность постановления о назначении ООО «Оренбург Водоканал» административного наказания в полном объеме проверены судьёй областного суда с соблюдением требований ст. 30.6 КоАП РФ. Все доводы законного представителя общества были проверены судьёй областного суда и отклонены с указанием мотивов, подробно приведенных в судебном решении, не согласиться с которыми оснований не имеется.

В жалобе заявитель указывает на нарушение требований ст. ст. 25.7, 26.5, 27.10 КоАП РФ при производстве по делу, а именно на отсутствие в материалах дела протокола отбора проб атмосферного воздуха и на необходимость участия понятых при осуществлении соответствующих процессуальных действий.

Данные доводы жалобы обоснованно отклонены судебными инстанциями. Судьями верно указано, что отбор проб атмосферного воздуха производился в ходе государственного экологического контроля в соответствии с положениями Закона № 52-ФЗ, в котором не содержится требований о порядке отбора проб и его процессуального оформления. Производство по делу об административном правонарушении было возбуждено позднее, на основании представленных в уполномоченный орган данных.

Доводы жалобы о допущенных нарушениях процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, а именно, о не проведении административного расследования по факту выявленного превышения допустимых значений сероводорода в атмосферном воздухе, с последующим назначением экспертизы, не могут повлечь отмену постановления, поскольку в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится в случае, если по делу осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.

В иных случаях после выяснения всех обстоятельств дела и установления данных о лице, подлежащем привлечению к административной ответственности, составляется протокол об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Оренбург Водоканал» был составлен на основании информации, поступившей из ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области», содержащей достаточные данные о наличии в действиях юридического лица события административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, что согласуется с требованиями ст. 28.1 КоАП РФ.

В жалобе заявитель отрицает факт совершения вмененного административного правонарушения, при этом указывает на то, что доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что вменяемое обществу деяние совершено источником загрязнения атмосферы, принадлежащим обществу, при рассмотрении настоящего дела не добыто. Отборы проб воздуха на самом предполагаемом источнике загрязнения (очистных сооружениях) не производились.

Из материалов дела следует, что отбор проб производился в непосредственной близости от объекта загрязнения, с подветренной стороны на расстоянии 500 м от ограждения очистных сооружений ООО «Оренбург Водоканал».

Превышение предельно допустимой концентрации по сероводороду зафиксировано в 500 м от границы санитарно - защитной зоны общества с подветренной стороны.

При этом по сообщениям заместителя министра министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 5 октября 2018 года и исполняющего обязанности руководителя Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 25 сентября 2018 года в районе очистных сооружений ООО «Оренбург Водоканал» по ул. Луганская г. Оренбурга отсутствуют объекты негативного воздействия на окружающую среду, подлежащие федеральному (региональному) государственному экологическому надзору. Включенная в региональный реестр объектов негативного воздействия с массой выбросов сероводорода 0,0007 тонн в год канализационная насосная станция «Центральная», расположенная по адресу: г. Оренбург, ул. М. Джалиля, д. 4, эксплуатируется ООО «Оренбург Водоканал» (л.д. 50, 52).

Таким образом, довод общества о наличии других организаций - источников загрязнения сероводорода в районе очистных сооружений ООО «Оренбург Водоканал» материалами дела не подтверждается. Доказательств обратному обществом не представлено.

Отсутствие сведений о наличии лицензии ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» на забор проб атмосферного воздуха не влечет отмену обжалуемых актов, поскольку полномочия на проведение отбор таких проб закреплены Уставом и Аттестатом Аккредитации, которые в том числе находятся в общем доступе в информационной сети Интернет на официальном сайте: http.//eco56.org/.

Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, ООО «Оренбург Водоканал» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 КоАП РФ.

Доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах. Выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, основаны на положениях названного Кодекса, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено обществу с соблюдением требований ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном ст.ст. 30.6, 30.9 КоАП РФ соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.

Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановил:

постановление судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 27 декабря 2018 года и решение судьи Оренбургского областного суда от 27 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Оренбург Водоканал» оставить без изменения, а жалобу Буханцова Е.Ю. - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев