ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-750/2014 от 21.07.2014 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 г.Уфа РБ 21 июля 2014 года

 Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Иващенко В.Г., рассмотрев с истребованием и изучением материалов административного дела (дело поступило дата) надзорную жалобу защитника Галиуллина Р.Р., действующего в интересах ФИО1, на постановление административной комиссии Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 31 октября 2013 года, решение судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 января 2014 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 марта 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

 У С Т А Н О В И Л А:

 постановлением административной комиссии Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 31 октября 2013 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

 Решением судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 января 2014 года по жалобе ФИО1 постановление административной комиссии Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 31 октября 2013 года оставлено без изменения.

 Решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 марта 2014 года по жалобе защитника ФИО1 – Минькова Е.С. решение судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 января 2014 года оставлено без изменения.

 Не соглашаясь с вынесенными по делу постановлением коллегиального органа и судебными актами, защитник ФИО1 – Галиуллин Р.Р. обжаловал их в Верховный Суд Республики Башкортостан, просит отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.3 КоАП РБ составляет нарушение Правил благоустройства ГО г.Уфа РБ, а в решении судьи Верховного Суда РБ от 12 марта 2014 г. указано на нарушение ФИО1 п. 1.2 Правил охраны, защиты и воспроизводства лесов и содержания зеленых насаждений в ГО г. Уфа РБ; административный коллегиальный орган немотивированно назначил ФИО1 максимальный административный штраф, предусмотренный санкцией ч.1 ст. 6.3 КоАП РБ.

 Проверив материалы дела, доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

 Согласно части 1 статьи 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях нарушение правил благоустройства территорий городов, если указанное деяние не образует состав правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации или настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

 В соответствии с пунктом 15.1 Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 02 июля 2009 года № 17/7 «Об утверждении Правил благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан» содержание зеленых насаждений на территории городского округа осуществляется в соответствии с Правилами по охране, защите и воспроизводству лесов и содержанию зеленых насаждений в городском округе город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

 Таким образом, указанная норма Правил благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 02 июля 2009 года № 17/7, является бланкетной и отсылает к Правилам по охране, защите и воспроизводству лесов и содержанию зеленых насаждений в городском округе город Уфа Республики Башкортостан.

 Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 26 февраля 2010 года № 23/19 утверждены «Правила охраны, защиты и воспроизводства лесов и содержания зеленых насаждений в городском округе город Уфа Республики Башкортостан и Положение о порядке оценки и возмещения ущерба, нанесенного лесам и зеленому фонду на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (далее – Правила).

 Названные Правила охраны, защиты и воспроизводства лесов и содержания зеленых насаждений разработаны на основании Конституции Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан с целью упорядочения деятельности по содержанию зеленых насаждений и лесов, выполняющих архитектурно-декоративные, экологические и санитарно-гигиенические функции, их оздоровления и расширения зеленых зон городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

 Согласно пункту 1.2 Правил к зеленым насаждениям городского округа город Уфа Республики Башкортостан относятся дикорастущие и искусственно посаженные деревья и кустарники, травяной слой, газоны и цветы на всей территории городского округа, а также леса городского округа, которые образуют зеленый фонд.

 Охрана зеленых насаждений городского округа является общественным долгом каждого жителя городского округа (пункт 6.1).

 Все граждане, посещающие парки, сады, скверы, бульвары и другие места отдыха городского округа и его пригородные зоны, обязаны поддерживать чистоту и порядок, относиться к зеленым насаждениям бережно.

 В соответствии с пунктом 6.2.1 Правил в садах, скверах, бульварах, парках категорически запрещается портить деревья и кустарники, цветники, газоны.

 Юридические и физические лица, имеющие зеленые насаждения на своей территории и прилегающих к ним участках, обязаны:

 обеспечить полную сохранность зеленых насаждений, газонов и цветников, уход за ними в соответствии с агротехническими требованиями, а также принимать меры к расширению площади озеленения до проектного объема по генеральному плану и санитарно-гигиеническим нормам (пункт 2.22.1).

 Как следует из материалов дела, дата в 14 часов 47 минут ФИО1, управляя автомобилем марки ФИО13, государственный регистрационный знак №..., возле дома №... по ул. адрес в адрес Республики Башкортостан, заехал на газон, что в дальнейшем повлекло порчу грунта на газоне и вынос грязи и грунта на территорию городского округа адрес Республики Башкортостан.

 Указанные обстоятельства подтверждаются:

 протоколом об административном правонарушении от дата, составленным членом административной комиссии Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО5, с письменными объяснениями ФИО1 о том, что больше заезжать на газон он не будет. При составлении протокола ему были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и положения ст. 51 Конституции Российской Федерации, что подтверждается его подписями (л.д.5);

 фотографиями, из которых усматривается порча грунта на газоне и вынос его на тротуарную часть улицы (л.д.6-12).

 Достоверность, допустимость и относимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

 Как правильно установлено судьей Верховного Суда Республики Башкортостан в решении от 12 марта 2014 года, нарушение пункта 11.5 «Правил благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан» от 02.07.2009 №17/7, согласно которому запрещается вынос грунта и грязи колесами автотранспорта на городскую территорию со строительной площадки строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства, действительно не регламентирует действия, совершенные ФИО1, что, однако, не повлияло на правильность их квалификации.

 Судьей Верховного Суда Республики Башкортостан верно указано на нарушение ФИО1 пунктов 1.2, 6.1,6.2.1 Правил охраны, защиты и воспроизводства лесов и содержания зеленых насаждений в городском округе город Уфа Республики Башкортостан, к которым отсылает пункт 15.1 Правил благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях.

 При таких обстоятельствах судья Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан и судья Верховного Суда Республики Башкортостан пришли к правильному выводу о совершении ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях. Юридическая квалификация и оценка действиям ФИО1 судьей районного суда даны верные, с чем обоснованно согласился судья Верховного Суда Республики Башкортостан.

 Представленным в деле доказательствам судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные доказательства обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия по нему судебных постановлений. При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, судьями обоснованно не выявлено.

 В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее Правила благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Правила охраны, защиты и воспроизводства лесов и содержания зеленых насаждений в городском округе город Уфа Республики Башкортостан, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 Вместе с тем, довод жалобы о том, что назначенное ФИО1 административное наказание не является мотивированным с точки зрения его соответствия требованиям ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нахожу обоснованным.

 Так, административная комиссия Администрации Кировского района городского округа город Уфа РБ, назначая ФИО1 за совершенное административное правонарушение максимальное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, не учла требования ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об общих правилах назначения наказания за совершение административного правонарушения.

 В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

 При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 указанной статьи).

 Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

 При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

 Между тем, материалы дела не содержат сведений об отягчающих наказание обстоятельствах (ст. 4.3 КоАП РФ), его письменные объяснения, внесенные в протокол об административном правонарушении, свидетельствуют о признании вины и раскаянии в содеянном, что возможно расценить как смягчающее обстоятельство (ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ) и необходимо было учесть коллегиальному органу при назначении ФИО1 административного наказания.

 В соответствии с п.2 ч.2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

 При таких обстоятельствах, считаю необходимым изменить постановление административной комиссии Администрации Кировского района городского округа город Уфа РБ от 31 октября 2013 года в части назначенного ФИО1 административного наказания в виде административного штрафа, снизив его размер до 2000 рублей.

 На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 П О С Т А Н О В И Л А:

 жалобу защитника Галиуллина Р.Р. удовлетворить частично.

 Постановление Административной комиссии Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24 января 2014 года изменить, снизив размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до  2000 рублей. В остальном постановление Административной комиссии Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 31 октября 2013 года, решение судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 января 2014 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 марта 2014 года  по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения.

 Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.

 Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.

 Постановление направить ФИО1, защитнику Галиуллину Р.Р. для сведения.

 Заместитель Председателя

 Верховного Суда

 Республики Башкортостан В.Г.Иващенко

 Справка

федеральный судья Харисов Ф.В.    судья Верховного Суда РБ Абземилова З.Р.

№ 44а-383/14