ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-952/19 от 29.07.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья – Митракова Т.В.

Судья – Тотьмянина Е.И. 44-а-952/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Пермь 29 июля 2019 года

Заместитель председателя Пермского краевого суда Киселева Н.В., рассмотрев жалобу ООО «Язьва» на вступившие в законную силу постановление начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Н. № 02-05/191-18 от 7 декабря 2018 года, решение судьи Красновишерского районного суда Пермского края от 1 апреля 2019 года, решение судьи Пермского краевого суда от 27 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Язьва»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Н. №02-05/191-18 от 07.12.2018 ООО «Язьва» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.32 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. (л.д. 1-4 административного материала)

Решением судьи Красновишерского районного суда Пермского края от 01.04.2019 постановление начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Н. №02-05/191-18 от 07.12.2018 изменено, из выводов должностного лица исключено указание на совершение юридическим лицом однородного административного правонарушения, в остальной части вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба директора ООО «Язьва» Петровой Н.А.- без удовлетворения.

Решением судьи Пермского краевого суда от 27.05.2019 постановление начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края № 02-05/191-18 от 07.12.2018, решение судьи Красновишерского районного суда Пермского края от 01.04.2019 оставлены без изменения, жалоба защитника ООО «Язьва» Симакова А.Г. – без удовлетворения.

Определением заместителя председателя Пермского краевого суда от 02.07.2019 жалоба принята к рассмотрению, дело об административном правонарушении № 12-32/2019 истребовано 02.07.2019, поступило в Пермский краевой суд 12.07.2019, подлинный административный материал поступил в суд 11.07.2019.

В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 27.06.2019, ООО «Язьва» ставит вопрос об отмене принятых по делу постановления должностного лица и судебных актов с прекращением производства по делу об административном правонарушении в связи с нарушением процессуальных норм.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.

В силу ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).

Данные Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).

Согласно п. 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Согласно п. 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела об административном правонарушении, административного материала следует, что ООО «Язьва» на основании договора купли-продажи лесных насаждений № 02-01/001-АУ-16 от 14.10.2016 и дополнительного соглашения №1 от 21.09.2017 передан для заготовки древесины лесной участок в выделе ** квартала ** Акчимского (Акчимское) участковое лесничество ГКУ «Красновишерское лесничество (Вайское).

По условиям подпунктов «в,г,ж» пункта 15, пункта 16 договора купли-продажи лесных насаждений от 14.10.2016 № 02-01/001-АУ-16 ООО «Язьва» приняло на себя следующие обязательства:

-соблюдать правила заготовки древесины, правила ухода за лесами, правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденные соответствии с законодательством Российской Федерации;

-выполнять работы в соответствии с технологической картой лесосечных работ;

-осуществлять своевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков в соответствии с настоящим договором, правилами заготовки древесины, правилами ухода за лесами, правилами пожарной безопасности, правилами заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, а также порядком проведения лесосечных работ, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим договором, нести ответственность согласно законодательству Российской Федерации и настоящему договору (л.д. 50-60 административного материала).

В соответствии с лесной декларацией, технологической картой в период с 14.10.2016 по 13.10.2017 ООО «Язьва» осуществляло на делянке 1 в указанном выделе заготовку древесины способом сплошной рубки.

Участковым лесничим Акчимского участкового лесничества ГКУ «Красновишерское лесничество» Я. 01.06.2018 и 06.08.2018 произведен осмотр указанной лесосеки, по результатам которого выявлено невыполнение обществом работ по очистке места рубки (лесосеки) от порубочных остатков на площади 1,2 га, о чем составлены акты осмотра мест рубок (мест заготовки древесины).

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления государственным лесным инспектором Пермского края Е.А. Трефиловой 22.11.2018 в отношении ООО «Язьва» протокола о совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ (л.д. 10-12 административного правонарушения).

Постановлением начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Н. №02-05/191-18 от 07.12.2018 ООО «Язьва» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.32 КоАП РФ (л.д. 1-4 административного материала).

С выводами должностного лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о наличии в бездействии ООО «Язьва» состава вменяемого административного правонарушения по ч. 1 ст.8.32 КоАП РФ согласился судья районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении по жалобе юридического лица.

Судья краевого суда, проверяя законность и обоснованность принятых судьей районного суда решения, постановления должностного лица, оснований для их отмены не установил.

Выводы должностного лица, судебных инстанций о совершении ООО «Язьва» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, не противоречат установленным по делу вышеуказанным обстоятельствам, а также нормам права, регулирующим вышеуказанные правоотношения.

Обстоятельства нарушения правил пожарной безопасности в лесах подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 22.11.2018 (л.д. 10-12 административного материала), определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 22.11.2018 (л.д. 9), выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Язьва» (л.д. 19-20 административного материала), претензионным письмом от 23.08.2018 (л.д. 22-23 административного материала), ведомостью учета подроста на лесосеке (л.д. 25-27, 32-35 административного материала), актом повторного осмотра от 06.08.2018 (л.д. 28-29 административного материала), перечётной ведомостью лесонарушений (л.д.30 административного материала); актом осмотра лесосеки от 01.06.2018 (л.д. 36-37), перечётной ведомостью лесонарушений (л.д. 38 административного материала); копией технологической карты (л.д. 39-46 административного материала); договором купли – продажи лесных насаждений от 14.10.2016 с приложением (л.д. 50-60 административного материала) и другими имеющимися в деле доказательствами.

Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ, им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Доводы заявителя жалобы о незаконном составлении протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Язьва» в отсутствие его законного представителя являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов суда не имеется.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Согласно частям 1, 3 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Из приведенных норм и разъяснений следует, что должностное лицо административного органа обязано направить юридическому лицу извещение о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц. При этом данное юридическое лицо несет риск последствий неполучения этого сообщения, доставленного по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

В материалах дела об административном правонарушении содержатся сведения о надлежащем извещении ООО «Язьва» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении (л.д. 6-7 административного материала).

Определение о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования от 08.11.2018 направлено в ООО «Язьва» по адресу: ул.Центральная, дом 7А, д. Нижняя Язьва, Красновишерский район, Пермский край и получено по указанному адресу 20.11.2018 Я1. (л.д.13-15 административного материала).

Не опровергает данные выводы и представленное заявителем жалобы письмо начальника ОСП Березниковский почтамт УФПС Пермского края – филиала ФГУП «Почта России» от 31.05.2019, из содержания которого следует, что в ходе проведенной проверки по обращению Петровой Н.А. установлено нарушение доставки заказного письма № 80086129038588 в адрес ООО «Язьва», так как почтовое отправление вручено ненадлежащему лицу.

По запросу Пермского краевого суда из обособленного структурного подразделения «Березниковский почтамт» УФПС Пермского края-Филиала ФГУП «Почта России» истребованы объяснения почтальона К., в которых указано, что почтовая корреспонденция от Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, направленная в адрес ООО «Язьва» по личной просьбе руководителя ООО «Язьва» Петровой Н.А. вручена продавцу магазина ООО «Язьва» Я1.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц Петрова Н.А. является генеральным директором:

- ООО «Язьва» (ОГРН 1105919000593), основным видом деятельности которого является розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.

- ООО «Язьва» (ОГРН 1125919001801), дополнительным видом деятельности которого, помимо вышеуказанного основного вида, является лесозаготовка, распиловка и строгание древесины, предоставление услуг по пропитке древесины.

При этом ООО «Язьва» (ОГРН 1105919000593) и ООО «Язьва» (ОГРН 1125919001801) имеют один юридический адрес: ул. Центральная, 7а, д.Нижняя Язьва, Красновишерский район, Пермский край.

На основании изложенного вручение почтальоном К. в нарушение требований Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, заказного письма № 80086129038588, направленного в адрес ООО «Язьва», продавцу магазина ООО «Язьва», не опровергает вывод судов о том, что законный представитель ООО «Язьва» своевременно уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

То обстоятельство, что указанное извещение получено не лично директором ООО «Язьва», а сотрудником общества, не свидетельствует о том, что оно является ненадлежащим. Должностным лицом административного органа приняты необходимые меры к надлежащему извещению ООО «Язьва» о месте и времени составления протокола.

С учетом изложенного у должностного лица имелись законные основания для составления протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя ООО «Язьва».

Постановление о привлечении ООО «Язьва» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.32 КоАП РФ, вынесено должностным лицом административного органа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Наказание ООО «Язьва» назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является безопасность окружающей среды и природопользования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13, п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

постановление начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Н. № 02-05/191-18 от 7 декабря 2018 года, решение судьи Красновишерского районного суда Пермского края от 1 апреля 2019 года, решение судьи Пермского краевого суда от 27 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Язьва» оставить без изменения, жалобу ООО «Язьва» - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пермского краевого суда