№4а1274/2016 Судья Гладких Е.В. Судья Майорова Е.Н. ПОСТАНОВЛЕНИЕ 27 декабря 2016 года г. Челябинск Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Открытого Акционерного общества Ордена Трудового Красного Знамени Племенной завод «Россия» на решение судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 12 июля 2016 года и решение судьи Челябинского областного суда от 15 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого Акционерного общества Ордена Трудового Красного Знамени Племенной завод «Россия», установил: постановлением старшего государственного инспектора РФ по Челябинской области, начальника отдела надзора за земельными ресурсами, в сфере охоты, особо охраняемых природных территорий и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области от 15 декабря 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 12 июля 2016 года и решением судьи Челябинского областного суда от 15 сентября 2016 года, Открытое Акционерное общество Орден Трудового Красного Знамени Племенной завод «Россия» (далее - ОАО Племзавод «Россия») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, генеральный директор ОАО Племзавод «Россия» Данилов В.В. просит их отменить, считая незаконными. Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу постановлений не нахожу. В соответствии с ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального | ||
2 | ||
использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса; в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон «Об охране окружающей среды») размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. | ||
3 | ||
В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В соответствии с п. 3 «Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации», утвержденных Приказом МПР РФ от 03.03.2003 № 156, организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также иные организации, имеющие опасные производственные объекты и обязанные в соответствии с законодательством разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - планы ЛАРН), в случаях аварийных разливов информируют соответствующие территориальные органы или специализированные морские инспекции МПР России по установленному образцу. В соответствии с приложением 2 «Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации» для источников загрязнения - мелкотоннажные хранилища легких нефтепродуктов на промышленных площадках с твердым покрытием - нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов для | ||
4 | ||
отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации составляет 10 тонн. В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей. Как следует из материалов дела, в ходе плановой проверки, проведенной должностным лицом Росприроднадзора на основании распоряжений исполняющего обязанности руководителя Управления Росприроднадзора по Челябинской области от 14 октября 2015 года № 227, от 27 ноября 2015 года № 265, в отношении ОАО Племзавод «Россия» установлено, что на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: Челябинская область, Сосновский район, ***, расположена автозаправочная станция (АЗС) ОАО Племзавод «Россия», включающая в себя комплекс зданий и сооружений (нефтебаза) в составе: операторская; резервуар ГСМ объемом 25 куб. м. - 2 штуки; ворота, ограждение. АЗС находится в собственности ОАО Племзавод «Россия» в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 26 октября 2011 года серия ***. При этом установлено, что юридическое лицо ОАО Племзавод «Россия» допускает несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, а именно, на ОАО Племзавод «Россия» отсутствует план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) на автозаправочной станции ОАО Племзавод «Россия». Факт отсутствия плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) на автозаправочной станции ОАО Племзавод «Россия» не оспаривается в рассматриваемой жалобе и подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, | ||
5 | ||
но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что ОАО Племзавод «Россия» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению экологических требований при эксплуатации автозаправочной станции, не предусмотрены мероприятия по защите окружающей среды от вредного воздействия АЗС, исключающих негативное воздействие на землю как на компонент природной среды, не предусмотрены меры, направленные на предупреждение и ликвидацию последствий аварийных разливов нефти, нефтепродуктов на АЗС, не разработан план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН). Таким образом, действиям ОАО Племзавод «Россия» дана верная юридическая оценка и оно обоснованно привлечено по ст. 8.1 КоАП РФ за несвоевременное сообщение экологической информации. Доводы жалобы аналогичны доводам при рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания, были предметом исследования судей, и обоснованно оставлены без удовлетворения, о чем полно и мотивированно изложено в судебных актах. Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено. Протокол об административном правонарушении соответствует ст. 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все сведения, необходимые для рассмотрения дела, при составлении протокола защитник ОАО Племзавод «Россия» -главный инженер ОАО Племзавод «Россия» Щапов В.Н., действующий на основании доверенности, принимал участие, права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ, Щапову В.Н. разъяснены, копия протокола об административном правонарушении ему вручена в установленном законом порядке (л.д. 13-20). Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ. При рассмотрении жалобы судьей районного суда законный представитель ОАО Племзавод «Россия» - генеральный директор Данилов В.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, участие в судебном заседании не принимал, направил в суд защитника ОАО Племзавод «Россия» Липатову Ф.А., действующую на основании доверенности, которая обосновывала позицию общества по делу. При пересмотре дела судьей областного суда законный представитель ОАО | ||
6 | |||
Племзавод «Россия» - генеральный директор Данилов В.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, участия не принимал, распорядился своими процессуальными правами по своему усмотрению. Таким образом, ОАО Племзавод «Россия» не было лишено возможности реально защищать свои права и законные интересы. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено. Оснований ставить под сомнение установленные судьями обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы судей, в материалы дела заявителем не представлено. Доводы жалобы не содержат новых аргументов, которые бы не являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, по существу они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, несогласие с оценкой судом доказательств по делу не свидетельствует о незаконности постановлений судей и не влечет их отмену. Нарушений требований ст.ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ, влекущих отмену постановления должностного лица и судебных решений, допущено не было. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, | |||
постановил: | |||
решение судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 12 июля 2016 года и решение судьи Челябинского областного суда от 15 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого Акционерного общества Ордена Трудового Красного Знамени Племенной завод «Россия» оставить без изменения, жалобу Открытого Акционерного общества Ордена Трудового Красного Знамени Племенной завод «Россия» - без удовлетворения. Заместитель председателя | |||
областного суда | Н.В. Козлова | ||