ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1-1545/2021 от 17.11.2021 Ливенского районного суда (Орловская область)

№5-1-1545/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17 ноября 2021 г. г.Ливны Орловской области

Судья Ливенского районного суда Орловской области Скрябин Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда Орловской области дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Анисимова М.В., <данные изъяты>

установил:

12 октября 2021 г. в отношении индивидуального предпринимателя Анисимова М.В. должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г. Ливны, ведущим специалистом-экспертом Сергеевой Г.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно протоколу, 12.10.2021 г. в 12:00 в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Орловской области в г.Ливны по адресу: Орловская область, г.Ливны, ул.Капитана Филиппова, д.52, при проведении административного расследования в отношении индивидуального предпринимателя Анисимова Максима Викторовича (определение о возбуждении административного расследования №36 от 29.09.2021 года) установлено, что в 10 часов 40 минут 30.09.2021 года при осмотре помещения предприятия японской кухни «Фуди Фуд» индивидуального предпринимателя Анисимова М.В. расположенного по адресу: <адрес>, установлены нарушения ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; п.п.2.16; 2.18; 4.6; 4.4; СанПиН 2.3./2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания», а именно:

- в части нарушения п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» индивидуальный предприниматель Анисимов М.В. не организовал при входе на объект обработку рук кожными антисептиками (установленный при входе дозатор с наименованием жидкий антисептик «Триклосепт» не распыляет, в связи с недостаточностью средства;

- в части нарушения п.3.4 СанПиН 2.3./2.4.3590-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания», п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» - в помещении санузла для служебного пользования отсутствуют моющие и дезинфицирующие средства для обработки рук персонала после посещения туалета, что может привести к загрязнению пищевых продуктов при их изготовлении;

- в части нарушения п.4.6 СанПиН 2.3./2.4.3590-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания», и п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» - в производственном помещении имеется наведённый дезинфекционный раствор, наименование которого размыто, отсутствует информация о его концентрации, дате приготовления, предельном сроке годности, в связи с чем не представляется возможным определить пригодность и эффективность данного раствора для его применения;

- в части нарушения п.2.16 Сан ПиН 2.3./2.4.3590-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания», и п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» - в помещении санузла для служебного пользования полы частично неровные, имеют выбоины (на полу имеется выбитая плитка), что затрудняет проведение влажной уборки и обработку моющими и дезинфицирующими средствами;

- в части нарушений п.2.18 Сан ПиН 2.3./2.4.3590-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания», и п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» - в помещениях производственного назначения не проводится ежедневная уборка, стены имеют потёки, полы не промыты, раковина для мытья рук в помещении санузла для служебного пользования грязная, со следами плесени и известкового налёта.

Таким образом, обязанность продавца по соблюдению санитарных правил установленная ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» не исполняется. Ответственным за допущенные нарушения является индивидуальный предприниматель Анисимов М.В..

В судебном заседании Анисимов М.В. вину в административном правонарушении признал, пояснив, что в связи с развитием бизнеса в другом регионе, не обеспечил должного контроля за выполнением назначенным им управляющим ФИО4 санитарных правил в части дезинфекции, в чём раскаивается, в настоящее время нарушения, отмеченные в протоколе об административном правонарушении, полностью устранены.

Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере по защите прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г. Ливны Букина Э.В. в судебном заседании подтвердила доводы, указанные в протоколе об административном правонарушении, просила привлечь индивидуального предпринимателя Анисимова М.В. к административной ответственности по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, просила в случае, если суд придёт к выводу о виновности Анисимова М.В. в административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа назначить его ниже минимального размера.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующему.

Частью 2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершённое в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, что влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а также не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Согласно требованиям ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 указанного Федерального закона.

Пункт 4.4 санитарных правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ 22.05.2020 г., нарушение которого вменяется лицу, привлекаемому к административной ответственности, содержит перечень мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции, в числе которых указано организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха.

Однако, содержание данного пункта правил, в части обязательности выполнения отдельных мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции, должно толковаться исходя из общего содержания санитарных правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в их взаимосвязи.

Так, согласно п.1.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», указанные санитарно-эпидемиологические правила (далее – санитарные правила) устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.

В силу п.2.2 тех же санитарных правил, в целях принятия решений, направленных на предупреждение распространения COVID-19, разработки санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение рисков распространения COVID-19 и предотвращение формирования очагов с множественными случаями заболеваний, проводятся, в том числе: контроль и обоснованная оценка масштабов, качества и эффективности осуществляемых профилактических и противоэпидемических мероприятий для их корректировки, планирование последовательности и сроков их реализации.

Разделом 4 названного нормативного акта определены противоэпидемические мероприятия в отношении COVID- 19.

Согласно п.4.1 санитарных правил противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Требования к устройству и содержанию помещений организаций общественного питания предусматриваются Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 г. №32 (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Указанные требования распространяются на юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по оказанию услуг общественного питания населению.

Согласно п.3.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 для исключения риска микробиологического и паразитарного загрязнения пищевой продукции работники производственных помещений предприятий общественного питания обязаны, в том числе, тщательно мыть руки с мылом или иным моющим средством для рук после посещения туалета.

В соответствии с п.4.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 ёмкости с рабочими растворами дезинфицирующих, моющих средств должны быть промаркированы с указанием названия средства, его концентрации, даты приготовления, предельного срока годности (при отсутствии оригинальной маркировки на емкости со средством). Контроль за содержанием действующих веществ дезинфицирующих средств должен осуществляться в соответствии с программой производственного контроля.

Согласно п.2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 внутренняя отделка производственных и санитарно-бытовых помещений предприятий общественного питания должна быть выполнена из материалов, позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами, и не иметь повреждений.

Согласно п.2.18 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 все помещения, предназначенные для организации общественного питания, должны подвергаться уборке. В производственных помещениях ежедневно проводится влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств. Столы для посетителей должны подвергаться уборке после каждого использования.

Как усматривается из материалов дела, Анисимов М.В. включён в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (дата регистрации 17.02.2017 г.), основной вид деятельности: торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках прочими товарами.

В целях недопущения распространения коронавирусной инфекции среди населения Орловской области начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области в г.Ливны ФИО6 индивидуальному предпринимателю Анисимову М.В. вынесено предписание №131 от 8 июля 2020 года, в котором было предписано, в том числе: организовать при входе на объект место для обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в т.ч. с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками; организовать проведение ежесменной влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования с применением дезинфицирующих средств противовирусного действия, дезинфекцию с кратностью обработки каждые 2-4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники; обеспечить не менее пятидневного запаса моющих и дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора), перчаток; установить контроль за соблюдением работниками правил личной и общественной гигиены, включая режим регулярного мытья рук с мылом, обработки кожными антисептиками в течение всего рабочего дня; организовать и обеспечить соблюдение санитарно-противоэпидемиологического режима во всех помещениях предприятия (проветривание помещений каждые 2 часа, проведение уборки и дезинфекции помещений с использованием дезинфицирующих средств по типу вирусной инфекции, обеззараживание воздуха бактерицидными облучателями-рециркуляторами в закрытых помещениях с постоянным нахождением работников).

- в части нарушения п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» индивидуальный предприниматель Анисимов М.В. не организовал при входе на объект обработку рук кожными антисептиками (установленный при входе дозатор с наименованием жидкий антисептик «Триклосепт» не распыляет, в связи с недостаточностью средства;

- в части нарушения п.3.4 СанПиН 2.3./2.4.3590-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания», п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» - в помещении санузла для служебного пользования отсутствуют моющие и дезинфицирующие средства для обработки рук персонала после посещения туалета, что может привести к загрязнению пищевых продуктов при их изготовлении;

- в части нарушения п.4.6 СанПиН 2.3./2.4.3590-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания», и п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» - в производственном помещении имеется наведённый дезинфекционный раствор, наименование которого размыто, отсутствует информация о его концентрации, дате приготовления, предельном сроке годности, в связи с чем не представляется возможным определить пригодность и эффективность данного раствора для его применения;

- в части нарушения п.2.16 Сан ПиН 2.3./2.4.3590-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания», и п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» - в помещении санузла для служебного пользования полы частично неровные, имеют выбоины (на полу имеется выбитая плитка), что затрудняет проведение влажной уборки и обработку моющими и дезинфицирующими средствами;

- в части нарушений п.2.18 Сан ПиН 2.3./2.4.3590-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания», и п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» - в помещениях производственного назначения не проводится ежедневная уборка, стены имеют потёки, полы не промыты, раковина для мытья рук в помещении санузла для служебного пользования грязная, со следами плесени и известкового налёта.

Указанные нарушения послужили основанием к составлению в отношении индивидуального предпринимателя Анисимова М.В. протокола об административном правонарушении №347 от 12 октября 2021 г.

Факт совершения индивидуальным предпринимателем Анисимовым М.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, а именно: протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений и документов от 30.09.2021 г. с фототаблицей, выпиской из ЕГРИП от 29.09.2021 г., предписанием о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от 8.07.2020 г., объяснением Анисимова М.В., протоколом об административном правонарушении №347 от 12.10.2021 г.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность Анисимова М.В., является признание вины и раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Анисимова М.В., по материалам дела об административном правонарушении не установлено.

При назначении наказания индивидуальному предпринимателю Анисимову М.В., судья в соответствии со ст.ст.4.1-4.3 КоАП РФ учитывает характер и опасность совершённого им административного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, и назначает индивидуальному предпринимателю Анисимову М.В. административное наказание в виде административного штрафа.

Согласно ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Руководствуясь указанной нормой права и принимая во внимание характер совершённого административного правонарушения, отсутствие вредных последствий и устранение выявленных нарушений санитарных норм и правил до принятия решения по делу, а также личность привлекаемого к административной ответственности физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, судья считает возможным назначить ему административный штраф в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст.6.2 КоАП РФ для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.2, 4.3, 22.1, 23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Признать индивидуального предпринимателя Анисимова М.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.

Банковские реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель: УФК по Орловской области (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области л/с 04541787910)

ИНН: 5753036541

КПП: 575301001

ОКТМО: 54705000

Банк: ОТДЕЛЕНИЕ ОРЕЛ БАНКА РОССИИ//УФК по Орловской области г. Орёл

БИК ТОФК: 015402901

Номер казначейского счета: 03100643000000015400 (поле 17 платежного поручения)

ЕКС: 40102810545370000046 (поле 15 платежного поручения)

КБК: 14111601061010003140

УИН 14104570001100097083

Назначение платежа: административный штраф по постановлению от 17.11.2021 г. №5-1-1545/2021.

Постановление может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья