Дело №
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«25» ноября 2016 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края Лобановская Евгения Александровна, при секретаре ФИО3, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> кут <адрес>, зарегистрированного в <адрес> Камчатского края по <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
В ходе проверки законности и результативности использования средств краевого бюджета, выделенных в виде субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителей Камчатского края (животноводство, растениеводство) установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в г. Петропавловске-Камчатском на <адрес>, должностное лицо – министр сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО2 (далее по тексту – ФИО2) выполняя свои должностные обязанности в нарушение п.п. 1 п. 2.2 ч. 2, ч. 4, ч. 8 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Камчатского края на возмещение части затрат, связанных с развитием животноводства в рамках реализации государственной программы Камчатского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края на 2014-2018 годы», утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее по тексту – Порядок), п.п. 3.1.6 п. 3.1 раздела 3 Соглашения о взаимодействии по реализации государственной программы Камчатского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края на 2014-2018 годы» в сфере сельскохозяйственного производства № от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Соглашение), посредством электронной подписи, санкционировал перечисление Министерством платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 469,8 тысяч рублей по заявке на кассовый расход № от ДД.ММ.ГГГГ субсидии ООО «Агротек» без документов, подтверждающих понесенные затраты на производство и реализацию мяса свиней.
ФИО2 в судебном заседании пояснил, что вменяемое ему правонарушение формально имело место быть но, умысел (деяние) на его совершение у него отсутствовал. Между Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края и ООО «Агротек», имеются долгосрочные правоотношения до 2018 года (Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№ о взаимодействии по реализации государственной программы Камчатского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края на 2014-2018 годы» в сфере сельскохозяйственного производства). Таким образом, правоотношения, начатые в 2014 году, фактически не прекращаются до настоящего времени. В рамках вышеуказанного Соглашения, ООО «Агротек», ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Министерство с просьбой рассмотреть возможность авансового перечисления субсидии на производство и реализацию мяса для перечисления данных денежных средств ООО «Петропавловск-Камчатский комбикормовый завод», в целях срочного закупа кукурузы и ячменя. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Агротек» просит рассмотреть возможность авансового перечисления субсидии на производство и реализацию мяса в целях обеспечения стабильной работы. Аналогичные запросы от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Агротек» поясняет сложившуюся ситуацию, с января по декабрь 2015 года, о дефиците денежных средств у компании, с приложением письма ОАО «Камчатская мельница». Таким образом, при совершении данных действий он руководствовался исключительно следующими объективными причинами: 1) дефицитом денежных средств, спровоцировавшим риск остановки производства качественных комбикормов, что привело бы к отрицательному влиянию на хозяйственную деятельность сельхозтоваропроизводителей; 2) поддержкой сельхозтоваропроизводителей Камчатского края в целях ведения ими эффективной хозяйственной деятельности; 3) развитие ситуации на комбикормовом заводе повлияло бы на деятельность сельхозтоваропроизводителей Камчатского края в целом, произошел бы сбой производства качественных комбикормов, что привело бы к убыткам на предприятиях, в том числе к вынужденному забою сельскохозяйственных животных; 4) удорожание комбикормов привело бы к существенному изменению цен на рынке сельскохозяйственной продукции Камчатского края. В результате его действий краевой бюджет не понес ущерба, сельхозтоваропроизводитель сохранил статус действующего предприятия, внепланового забоя поголовья свиней не произошло. ДД.ММ.ГГГГ, через 14 дней после выплаты субсидии, сельхозтоваропроизводитель предоставил все необходимые документы для финансового возмещения, в том числе на сумму, перечисленную ДД.ММ.ГГГГ. Полагал, что вышеуказанные действия, направленные на авансирование субсидии сельхозтоваропроизводителю, не представляют существенной угрозы охраняемым законам интересам и общественным отношениям, поскольку не повлекли нарушения прав и законных интересов граждан и организаций. В связи с чем, полагал, что подлежит освобождению от административной ответственности с объявлением устного замечания.
Защитник ФИО4 поддержала объяснения ФИО2, суду пояснила, что признает, что в действиях ФИО2 формально содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, но, учитывая исключительный случай, связанный с возникновением обстоятельств, повлекших выплату субсидии до фактического возникновения затрат и то, что ФИО2 принял решение только на основании предварительных расчетов специалистов Министерства, принял во внимание совместное письмо Минфина РФ и Министерства экономического развития РФ, выраженное в пункте 3 письма от ДД.ММ.ГГГГ №№-АП/<адрес> «О применении статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ», что предоставление субсидий юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения, имеющее рекомендательный характер, размер выплаченной субсидии, полагала, что действия ФИО2 не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, поскольку впоследствии бюджет Камчатского края ущерба не понес, нарушения охраняемых прав и законных интересов граждан и организаций не имеется (не произошло), а также учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда РоссийскойФедерации в п. 21 постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», о том, что ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения дает возможность судье, органу, должностному лицу, уполномоченным решить дело об административном правонарушении, возможность освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, просила освободить ФИО2 от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав ФИО2 и защитника ФИО4, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушением признается нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим бюджетные субсидии, условий их предоставления.
Основанием для возбуждения ДД.ММ.ГГГГ дела об административном правонарушении послужил факт непосредственного обнаружения должностным лицом Контрольно-счетной палаты Камчатского края, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных указывающих на наличие события правонарушения, а именно.
В ходе проверки законности и результативности использования средств краевого бюджета, выделенных в виде субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителей Камчатского края (животноводство, растениеводство) установлено следующее.
В целях реализации Государственной программы Камчатского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края на 2014-2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№-П Главным распорядителем средств бюджета Камчатского края Министерством и ООО «Агротек» ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение № (л.д. 8-24).
Пунктом 3.1.6 раздела 3 Соглашения № установлено, что Министерство предоставляет государственную поддержку за счет бюджетных средств, предусмотренных на реализацию Государственной программы Камчатского края, в соответствии с действующими Порядками предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Камчатского края, с учетом достигнутых значений показателей эффективности, характеризующих отклонение достигнутых результатов в предшествующем году от среднего по Камчатскому краю.
С учетом положений п.п. 1 п. 2.2 ч. 2, ч. 4, ч. 8 Порядка возмещение затрат, связанных с развитием животноводства, предусмотрено только в случае предоставления документов, подтверждающих факт осуществления указанных затрат сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Согласно представленным в материалы дела документам ООО «Агротек» в течение 2015 года были перечислены субсидии связанные с затратами на производство и реализацию мяса свиней:
По платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 6603,3 тысяч рублей, при этом ООО «Агротек» предоставило документы, подтверждающие произведенные затраты на производство и реализацию мяса свиней за февраль 2015 года по справке-расчету (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) на сумму 3917,5 тысяч рублей. Переплата субсидий в адрес ООО «Агротек» на конец месяца составила 2685,8 тысяч рублей;
По платежным поручениям № и № от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 7314,2 тысяч рублей при этом ООО «Агротек» предоставило документы, подтверждающие произведенные затраты на производство и реализацию мяса свиней за март 2015 год по справке-расчет (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) на сумму 4514,7 тысяч рублей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ переплата субсидий составила 2685,8 тысяч рублей, на конец месяца составила 5485,3 тысяч рублей;
По платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 4500,0 тысяч рублей, при этом ООО «Агротек» предоставило документы, подтверждающие произведенные затраты на производство и реализацию мяса свиней за апрель 2015 год по справке-расчет (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) на сумму 5211,5 тысяч рублей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ переплата субсидий составляла 5485,3 тысяч рублей, на конец месяца составила 4773,8 тысяч рублей;
По платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 11000,0 тысяч рублей, при этом ООО «Агротек» предоставило документы, подтверждающие произведенные затраты на производство и реализацию мяса свиней за июнь 2015 год по справке-расчет (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) на сумму 4796,9 тысяч рублей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ переплата субсидий составляла 66,9 тысяч рублей, на конец месяца составила 6270,1 тысяч рублей;
По платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10,3 тысяч рублей, по платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 469,8 тысяч рублей, при этом ООО «Агротек» предоставило документы, подтверждающие произведенные затраты на производство и реализацию мяса свиней за ноябрь 2015 года, по справке-расчет (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ), на сумму 4510,3 тысяч рублей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ переплата субсидий составляла 4500,0 тысяч рублей, на конец месяца составила 469,8 тысяч рублей, при предоставлении ООО «Агротек» документов, подтверждающих произведенные затраты на производство и реализацию мяса свиней за декабрь 2015 года по справке-расчет (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) на сумму 5186,6 тысяч рублей.
Перечисление денежных средств ООО «Агротек» по платежном поручениям: № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 6603,3 тысяч рублей; № и № от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 7314,2 тысяч рублей; № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 4500,0 тысяч рублей; № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 11000,0 тысяч рублей; № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10,3 тысяч рублей; № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 469,8 тысяч рублей, в отсутствии документов, подтверждающих произведенные ООО «Агротек» затраты на производство и реализацию мяса свиней, санкционировано ФИО2
Распоряжением №-Р от ДД.ММ.ГГГГ, на должность министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края назначен ФИО2 (л.д. 131).
Договором об обмене электронными документами № УФК-ЭДО-133 от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено использование Министерством форму электронного документооборота в системе электронного документооборота УФК по Камчатскому краю (л.д. 132-134).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении правом электронной цифровой подписи» ФИО2 наделен правом первой электронно-цифровой подписи (л.д. 135-136).
Согласно под.п. 1 п. 2.2. ч. 2 Порядка (с учетом изменений внесенных Приказом Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№) субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям Камчатского края из краевого бюджета, в том числе за счет средств, поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета, по ставкам, определяемым Министерством сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), производящим и реализующим на территории Камчатского края свыше 10 тонн мяса свиней и птицы в год, на возмещение части затрат на производство и реализацию мяса по ставке за 1 тонну мяса в убойном весе.
Как установлено ч. 4 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям Камчатского края при соблюдении ими следующих условий: 1) подтверждение произведенных затрат с приложением копий документов, необходимых для предоставления субсидии, 2) представление в установленные сроки в Министерство справки-расчета на предоставление субсидий по форме, утвержденной Министерством.
В соответствие с ч. 5 Порядка (с учетом изменений внесенных Приказом Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№) получатели субсидий предоставляют в Министерство документы, необходимые для получения субсидий согласно приложению к Порядку. Ставки субсидий, утверждаются приказом Министерства.
Согласно ч. 6 Порядка (с учетом изменений внесенных Приказом Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№) предоставление субсидий их получателям осуществляется на основании соглашения, заключаемого между получателями субсидий и Министерством по форме, утвержденной приказом Министерства.
Как установлено ч.ч. 8, 9 Порядка (с учетом изменений внесенных Приказом Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№) Министерством на основании документов, предоставленных получателями субсидий в соответствии с приложением к Порядку, в течение 15 рабочих дней со дня получения полного пакета документов принимает решение о предоставлении субсидий, определяет объемы субсидий или принимает решение об отказе в предоставлении субсидий (ч. 8); Перечисление средств краевого бюджета на счета получателей субсидий, открытые ими в кредитных организациях, осуществляется путем предоставления в территориальный орган Федерального казначейства платежного документа на перечисление субсидий, оформленного в установленном порядке, в течение 30 дней со дня определения Министерством субсидий (ч. 9).
Учитывая изложенное, Порядком предусмотрено возмещение затрат, связанных с развитием животноводства только исключительно при предоставлении документов, подтверждающих факт осуществление этих затрат сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Приложением № к Порядку утвержден перечень документов, необходимых для получения субсидий на возмещение части затрат, связанных с развитием животноводства, а именно заявление о предоставлении субсидии на возмещение части затрат связанных с развитием животноводства; справку-расчет на предоставление в 201___ году субсидии на развитие производства продукции животноводства на производство и реализацию мяса свиней с приложением документов: документы первичного бухгалтерского учёта (накладные, приёмные квитанции) или их реестры, подтверждающие реализацию, заверенные получателем субсидии.
В соответствии с приложением № к приказу от ДД.ММ.ГГГГ№ для сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), производящим и реализующим свыше 10 тонн мясо свиней в год, на возмещение части затрат на производство и реализацию мяса, утверждены ставки – 40000 руб/тн в убойном весе.
Таким образом, ФИО2 при перечислении ООО «Агротек» субсидий на возмещение части затрат, связанных с развитием животноводства, необходимо было руководствоваться положениями установленными под.п. 3.1.6 п. 3.1 раздела 3 Соглашения № и п.п. 1 п. 2.2 ч. 2, ч. 4, ч. 8 Порядка.
Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения дела, ООО «Агротек» субсидия, связанная с развитием животноводства в рамках реализации государственной программы Камчатского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края на 2014-2018 годы» производилась Министерством при отсутствии документов, подтверждающих произведенные затраты на производство и реализацию мяса свиней.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют, что ФИО2ДД.ММ.ГГГГ допустил перечисление ООО «Агротек» субсидии на возмещение части затрат, связанных с развитием животноводства в рамках реализации государственной программы Камчатского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края на 2014-2018 годы» производились Министерством при отсутствии документов, подтверждающих произведенные затраты на производство и реализацию мяса свиней, с нарушением условий их предоставления. То есть субсидия производилась ООО «Агротек» не по фактически произведенным затратам, а до их возникновения (авансом).
Действия ФИО2 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По итогам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2, за нарушения положений под.п. 3.1.6 п. 3.1 раздела 3 Соглашения № и п.п. 1 п. 2.2 ч. 2, ч. 4, ч. 8 Порядка, составлен протокол № о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившееся в санкционировании ФИО2, посредством электронной подписи, перечисления Министерством платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 469,8 тысяч рублей по заявке на кассовый расход № от ДД.ММ.ГГГГ субсидии ООО «Агротек» без документов, подтверждающих понесенные затраты на производство и реализацию мяса свиней. ФИО2 с протоколом ознакомлен, указал, что с правонарушением не согласен, так как Краевой бюджет не понес ущерба, документы сельхозпроизводителем были представлены. Соглашение не ограничено сроком ДД.ММ.ГГГГ и носит длительный характер (л.д. 1-6).
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалах дела доказательства, достоверность и допустимость которых не вызывают сомнения, считаю доказанной вину ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях – нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления.
Указанная выше квалификация полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении.
При этом доводы о несогласии с правонарушением, указанные ФИО2 в протоколе об административном правонарушении несостоятельны, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях правонарушением признается нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим бюджетные субсидии, условий их предоставления.
Пунктом 3.1.6 раздела 3 Соглашения № установлено, что Министерство предоставляет государственную поддержку за счет бюджетных средств, предусмотренных на реализацию Государственной программы Камчатского края, в соответствии с действующими Порядками предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Камчатского края, с учетом достигнутых значений показателей эффективности, характеризующих отклонение достигнутых результатов в предшествующем году от среднего по Камчатскому краю.
С учетом положений п.п. 1 п. 2.2 ч. 2, ч. 4, ч. 8 Порядка возмещение затрат, связанных с развитием животноводства, предусмотрено только в случае предоставления документов, подтверждающих факт осуществления указанных затрат сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Перечислив ООО «Агротек» субсидию в отсутствие документов (на момент перечисления), подтверждающих факт осуществления затрат сельскохозяйственным товаропроизводителем связанных с развитием животноводства, ФИО2 совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом перечисление ООО «Агротек» документов в последствие, не влияет на правильность квалификации совершенного ФИО2 административного правонарушения.
Также не являются основанием для освобождения ФИО2 от административной ответственности его и защитника доводы об отсутствии ущерба Краевому бюджету, поскольку отсутствие ущерба, не указывает на отсутствие состава правонарушения. Отсутствие ущерба в силу ч. 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях может учитываться при назначении административного наказания.
Несостоятельны доводы о несогласие с датой совершения правонарушения, в связи с тем, что соглашение не ограничено сроком ДД.ММ.ГГГГ и носит длительный характер, по следующим основаниям.
Как следует из ч. 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Не длящееся правонарушение носит одномоментный характер. После того, как правонарушение окончено (то есть в деянии усматриваются все предусмотренные законом признаки состава правонарушения), никакой противоправной деятельности уже не осуществляется, то есть отсутствует противоправное поведение.
В данном случае совершенное ФИО2 правонарушение носит не длящийся характер, поскольку санкционировав, посредством электронной подписи, перечисление Министерством платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 469,8 тысяч рублей по заявке на кассовый расход № от ДД.ММ.ГГГГ субсидии ООО «Агротек» без документов, подтверждающих понесенные затраты на производство и реализацию мяса свиней, ФИО2 более никаких противоправных действий, связанных с перечислением субсидии, не совершал.
Следовательно, датой совершения ФИО2 правонарушения, в данном случае является ДД.ММ.ГГГГ, то есть дата санкционирования, посредством электронной подписи, перечисления Министерством платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 469,8 тысяч рублей по заявке на кассовый расход № от ДД.ММ.ГГГГ субсидии ООО «Агротек» без документов, подтверждающих понесенные затраты на производство и реализацию мяса свиней.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На момент совершения административного правонарушения ФИО2 являлся министром сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края.
В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденном Постановлением Правительства Камчатского края №-П от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Камчатского края (п. 3.1). Министр осуществляет руководство деятельностью Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий (под.п. 1 п. 3.3).
На основании вышеизложенного прихожу к выводу, что ФИО2 при предоставлении ООО «Агротек» субсидии, нарушены требования положений под.п. 3.1.6 п. 3.1 раздела 3 Соглашения № и п.п. 1 п. 2.2 ч. 2, ч. 4, ч. 8 Порядка.
Также не может быть удовлетворено ходатайство ФИО2 и его защитника о признании правонарушения малозначительным.
Частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом РФ, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
Пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ закрепляет нормы, согласно которым случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти.
Согласно п. 3 данной статьи нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий из соответствующего бюджета, должен определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Таким образом, субсидии юридическим лицам выдаются в соответствие с положениями ст. 78 Бюджетного кодекса РФ при строгом соблюдении установленных в нормативном правовом акте порядка, срока и условий предоставления субсидии.
При малозначительности правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Возможность применения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью судьи должностного лица.
Согласно ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, отсутствие вредных последствий, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях могут учитываться при назначении административного наказания.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в нарушении главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим бюджетные субсидии, условий их предоставления.
Совершенное ФИО2 правонарушение считается оконченным с момента предоставления бюджетной субсидии, с нарушением условий их предоставления.
При этом ФИО2, являясь министром сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края и зная о своей обязанности обеспечить соблюдение действующего законодательства, в части порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Камчатского края, не принял всех зависящих от него мер для выполнения возложенных на него обязанностей, что указывает на пренебрежительное отношение ФИО2 к своим должностным обязанностям по соблюдению подписанного им же Порядка и Соглашения, что уже само указывает на угрозу охраняемым общественным отношениям, выраженным в пренебрежительном отношении ФИО2 как ответственного за соблюдением министерством Порядка предоставления субсидий, а следовательно, оснований для признания правонарушения малозначительным, не имеется.
Довод защитника о том, что ФИО2, предоставляя ООО «Агротек» субсидию, принял во внимание письмо Минфина РФ и Министерства экономического развития РФ, выраженное в пункте 3 письма от ДД.ММ.ГГГГ №№-АП/<адрес> «О применении статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ», указывающее о том, что предоставление субсидий юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения, имеющее рекомендательный характер, следовательно, действия ФИО2 не представляют существенной угрозы, не может являться основанием для освобождения последнего от административной ответственности.
Так, указанное письмо, размещенное на информационно-правовом портале, не было официально опубликовано, в связи с чем, не может рассматриваться как правоприменительный документ. Кроме того, текст письма содержит разъяснительный порядок предоставления из бюджета субъектов РФ и местных бюджетов субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений). Вместе с тем, в рассматриваемом случае речь идет о предоставлении субсидии Сельхозпроизводителю, являющимся коммерческой организацией- ООО «Агротек».
Существенных нарушений процессуальных норм по делу не допущено.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ФИО2 согласно ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, расцениваю совершение административного правонарушения впервые, отсутствие по делу ущерба.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО2 в соответствии со ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
При решении вопроса о назначении административного наказания ФИО2 учитываю характер совершенного впервые административного правонарушения, обстоятельства настоящего дела, совокупность представленных доказательств, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, полагаю возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которое сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо – министра сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.
Копию постановления для сведения направить в Контрольно-счетную палату Камчатского края.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.А. Лобановская
Штраф следует перечислить по реквизитам Контрольно-счетной палаты Камчатского края: 683017, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, а/я 2, ИНН <***>, КПП 410101001, ОКПО 97862797, л/счет <***> в УФК по Камчатскому краю, Р/сч 40№ в ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю, БИК 043002001, ОГРН <***>, КБК 80№.