ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-103/19 от 30.05.2019 Михайловского районного суда (Волгоградская область)

Дело №5-103/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 мая 2019 года г. Михайловка

Судья Михайловского районного суда Волгоградской области Солодкий Р.С. по адресу: <...>,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Карагичевская средняя школа городского округа город Михайловка Волгоградской области», ИНН<***>, КПП 341601001, место нахождения юридического лица и фактического осуществления деятельности: 403334, Адрес,

ответственность за совершение которого предусмотрено ч.3 ст.19.20 КоАП РФ,

установил:

юридическое лицо Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Карагичевская средняя школа городского округа город Михайловка Волгоградской области» (далее МКОУ «Карагичевская СШ», Школа) совершило осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), при следующих обстоятельствах.

МКОУ «Карагичевская СШ» ведет образовательную деятельность по адресу: Адрес. При этом:

- у педагогического работника ФИО2, имеющей высшее профессиональное образование, квалификация «учитель истории и обществознания», которая так же реализует учебный предмет «география», отсутствует соответствующее образование либо дополнительное профессиональное образование (переподготовка) по указанному направлению;

- у педагогического работника ФИО3, имеющей высшее профессиональное образование, квалификация «учитель русского языка и литературы средней школы», которая так же реализует учебный предмет «музыка», отсутствует соответствующее образование либо дополнительное профессиональное образование (переподготовка) по указанному направлению;

- у педагогического работника ФИО4, имеющей среднее профессиональное образование, квалификация «учитель начальных классов», которая так же реализует учебный предмет «математика» в 5 классе, отсутствует соответствующее образование либо дополнительное профессиональное образование (переподготовка) по указанному направлению.

Таким образом образовательный ценз педагогических работников не соответствует предъявляемым квалификационным требованиям.

Юридическое лицо МКОУ «Карагичевская СШ» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Исследовав представленные доказательства, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Согласно пункту "д" части 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966, наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, является лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности.

Частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предусмотрено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В соответствии с разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (далее - Квалификационный справочник), требования к квалификации по должности "учитель": высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Требования к квалификации работника по должности "преподаватель": высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В то же время, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (пункт 9 раздела "Общие положения" Квалификационного справочника).

Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории в порядке, утвержденном приказом Минобрнауки России от Дата N 276.

Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность (части 1, 2 статьи 49 Федерального закона).

Учитывая изложенное, руководитель образовательной организации может назначить на должность педагогического работника лицо, не имеющее необходимого для выполнения должностных обязанностей уровня профессиональной подготовки, удостоверяемого документами об образовании, в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии образовательной организации или после прохождения им профессиональной переподготовки с последующей аттестацией на соответствие занимаемой должности.

Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В силу пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных п.п. «д», п.6 данного Положения.

При рассмотрении дела установлено, что в период с Дата по Дата, на основании приказа комитета образования, науки и молодёжной политики Адрес от ДатаНомер-у, отделом надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования управления по надзору и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования, науки и молодежной политики Адрес в отношении юридического лица МКОУ «Карагичевская СШ» была проведена плановая выездная проверка.

При проведении проверки установлено, что у педагогических работников ФИО4, ФИО3, ФИО2, в нарушение ч.1 ст.46 Федерального закона от ДатаНомер ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела III «Должности педагогических работников» приказа министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ФИО1 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», отсутствует необходимый уровень квалификации.

По факту выявленных нарушений должностным лицом отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования управления по надзору и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования, науки и молодежной политики Адрес в отношении юридического лица МКОУ «Карагичевская СШ» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

Вина МКОУ «Карагичевская СШ» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств, в том числе:

- лицензией Номер выданной комитетом образования и науки АдресДата, согласно которой МКОУ «Карагичевская СШ» предоставлено право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ …, с приложением к ней;

- актом проведения проверки юридического лица МКОУ «Карагичевская СШ» от Дата, в котором содержатся выявленные в ходе ее проведения нарушения в деятельности юридического лица;

- протоколом об административном правонарушении Номер от Дата, в котором подробно изложены и описаны выявленные нарушения.

Допустимость и достоверность вышеуказанных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что МКОУ «Карагичевская СШ» приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеуказанных требований.

Объективных обстоятельств, препятствовавших МКОУ «Карагичевская СШ» выполнить нормы законодательства Российской Федерации в области осуществления деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без грубого нарушения требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), не установлено.

Протокол об административном правонарушении и иные материалы оформлены с соблюдением требований, предъявляемым КоАП РФ, существенных процессуальных нарушений при их составлении не допущено.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу о доказанности вины МКОУ «Карагичевская СШ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Санкция ч.3 ст.19.20 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наложение административного штрафа от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

С учетом изложенного, а также особенностей состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, значимости общественных отношений, являющихся объектом данного административного правонарушения, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, его общественную опасность, обстоятельства совершения, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Так же, при назначении наказания судья учитывает характер деятельности юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, опасности возникновения пожаров.

Нарушение условий лицензий на осуществление деятельности в области образовательной деятельности создает угрозу жизни и здоровью детей, на основании чего, судья считает необходимым назначить МКОУ «Карагичевская СШ» административное наказание в виде административного приостановления деятельности что, в свою очередь, будет способствовать возможности устранения допущенных нарушений.

Менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДатаНомер (ред. от Дата) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» в постановлении не должны указываться конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с частями 1 и 2 ст. 32.12 КоАП РФ и ч. 2 ст. 109 Федерального закона от Дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно.

В соответствии со ст. 32.12 КоАП РФ в части исполнения административного приостановления деятельности постановление подлежит немедленному исполнению.

В целях обеспечения исполнения данного наказания запретить МКОУ «Карагичевская СШ» осуществление деятельности по адресу: Адрес.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

юридическое лицо Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Карагичевская средняя школа городского округа город Михайловка Волгоградской области» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности по адресу: 403334, Волгоградская область, Михайловский район, х. Карагичевский, ул. Пархоменко, 13, сроком на 1 (одни) сутки.

Настоящее постановление подлежит исполнению судебным приставом-исполнителем немедленно после его вынесения.

Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд Михайловский районный суд Волгоградской области либо непосредственно в Волгоградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья подпись Р.С. Солодкий

Копия верна: Судья:

Секретарь: