Дело № 5-1056/2020
(УИД 25RS0015-01-2020-001733-43)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
25 августа 2020 года город Дальнегорск
Судья Дальнегорского районного суда Приморского края Салмина Е.С.,
(692446, <...> Октября, д. 89),
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении
ФИО1, <...>
привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
25 июля 2020 года начальником отделения ИАЗ МО МВД России «Дальнегорский» ФИО был составлен протокол об административном правонарушении № 25 ПК 160828869 в отношении ФИО1 по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Из протокола следует, что 25 июля 2020 года в период времени с 12 часов 00 минут до 12 часов 25 минут на центральной площади около дома № 120 по проспекту 50 лет Октября в г. Дальнегорске, ФИО1 организовал и провел публичное мероприятие митинг без подачи уведомления в органы исполнительной власти и призывал граждан поддержать г.Хабаровск, чем нарушил ст. 5 ФЗ-54 от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
28 июля 2020 года протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела был направлен для рассмотрения в Дальнегорский районный суд Приморского края.
В судебном заседании ФИО1 представил суду отзыв на протокол об административном правонарушении, из которого следует, что производство по делу следует прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. Ссылаясь на ФЗ «О собраниях и митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», указывает, что его действия не подпадают под признаки публичного мероприятия, для проведения которого необходима подача уведомления.
23 июля 2020 года ему переслали сообщение в мессенджере«WhatsApp», что 25 июля 2020 года в 12 часов дня на центральной площади г. Дальнегорска состоится акция «Покормить голубей» в поддержку города Хабаровска. В данном ролике, который он сам лично не озвучивал, сведений о том где будет проходить акция «Покормить голубей», так как место проведения акции еще не было определено.
24 июля 2020 года он разместил в мессенджере «WhatsApp» сообщение, в котором указал, что акция «Покормить голубей» переносится на неопределенный срок, до согласования с органами местного самоуправления. В этот же день 25 июля, день памяти ФИО2, советского поэта, актёра театра и кино, автора-исполнителя песен (бард).
25 июля 2020 года примерно в 11 часов 50 минут он приехал на центральную площадь г. Дальнегорска для того, чтобы проинформировать об отмене акции тех, кто не прочитал сообщение об этом в мессенджере «WhatsApp».
На площади находились люди, которые гуляли по площади, кто-то с детьми, кто-то кормил голубей, кто-то отдыхал на лавочке. К нему подошли знакомые, стали задавать ему вопросы, некоторые касались жизни его города, в том числе и проблемы города, на которые он был вынужден отвечать, так как город маленький, он ведёт общественную деятельность на территории Дальнегорского городского округа. С 2006 года является официальным президентом общественной организации «Федерации бокса г. Дальнегорска», ведёт патриотическое воспитание молодежи. Также является заместителем председателя Всероссийской общественной организации «Боевое братство» на территории Дальнегорского городского округа, а так же является членом партии КПРФ г. Дальнегорска.
К их беседе присоединился (подошел) сотрудник МО МВД России «Дальнегорский», заместитель начальника полиции ФИО В ходе небольшого разговора с людьми он (ФИО1) сказал, что поддерживает жителей города Хабаровска, что у них тоже имеются такие же проблемы, и передает им привет.
Сотрудник МО МВД России «Дальнегорский», заместитель начальника полиции ФИО попросил его прекратить высказывать такие слова, предупредил не проводить личную акцию, так как это являлось несанкционированным митингом. На что, он (ФИО1) ответил, что данная беседа никакого отношения к митингу и акции не имеет. И озвучил информацию о том, что акция «Покормить голубей» в поддержку города Хабаровска сегодня не состоится. После чего, он (ФИО1) сказал, что надо расходиться, и при этом не забыть покормить голубей. В 12 часов 25 минут он ушел с центральной площади г. Дальнегорска. Перед уходом, ФИО попросил подъехать в МО МВД России «Дальнегорский», где он дал объяснения по данному поводу. Никаких документов и материалов, подтверждающих его причастность к размещению информации о готовящемся митинге протеста в приложении «Instagram», к организации этого митинга не имеется.
Дополнительно пояснил, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, просит производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель МО МВД РФ «Дальнегорский» ФИО3 показала, что материалами дела об административном правонарушении доказан факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, просмотрев видео от 25 июля 2020 года содержащееся на носителе DVD - дисков, приобщенных к административному материалу начальником отделения ИАЗ МО МВД России «Дальнегорский» ФИО, суд приходит к следующему выводу:
Порядок обеспечения реализации конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»
В силу статьи 2 указанного Федерального закона под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Собранием признается совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
митингом признается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
демонстрацией признается организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
шествием признается массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
пикетированием признается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции;
В рамках организации публичного мероприятия статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам, в частности, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» относится уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации.
В данной норме определен исчерпывающий перечень публичных мероприятий, проведение которых не требует подачи уведомления.
К таким мероприятиям настоящим законом отнесены публичные мероприятия, проводимые в форме собрания, а также пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции.
Во всех остальных случаях закон обязывает организатора в установленные данной нормой сроки подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме уведомление о проведении публичного мероприятия под которым, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Закона, понимается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном названным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с администрацией муниципального района (городского округа) или уполномоченным органом исполнительной власти не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 указанного Кодекса, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется) (пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности на основании части 2 статьи 20.2 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, из которых следует, что 25 июля 2020 года в период времени с 12 часов 00 минут до 12 часов 25 минут на центральной площади около дома № 120 по проспекту 50 лет Октября в г. Дальнегорске, ФИО1, организовал и провел публичное мероприятие митинг без подачи уведомления в органы исполнительной власти и призывал граждан поддержать г. Хабаровск.
Согласно видео фиксации на вышеуказанных файлах носителей, следует, что 25 июля 2020 года в период времени с 12 часов 00 минут по 12 часов 25 минут на центральной площади около дома № 120 по проспекту 50 лет Октября в г. Дальнегорске ФИО1 организовано и проведено публичное мероприятие без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении, с предварительным размещением в приложении «Instagram» обращения, адресованного неопределенному кругу лиц, содержащего информацию о проведении указанного мероприятия.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении ПК-25 № 160828869 от 25 июля 2020 года (л.д.1), заявлением ФИО (л.д.4), рапортами врио нач. смены ДЧ МО МВД России «Дальнегорский» (л.д.6-7), рапортом ст. о/у ОУР МО МВД России «Дальнегорский» ФИО (л.д.9), скан-изображением (л.д.10), рапортом командира ОВ ППС МО МВД России «Дальнегорский» (л.д. 11), объяснением ФИО (л.д.12), объяснением ФИО (л.д.13), объяснением ФИО (л.д.14), объяснением ФИО1 (л.д.15), фотографией (л.д.16), скан-изображением (л.д.17), постановлением о приобщении вещественных доказательств (л.д.18), DVD-диск (л.д.19), объяснением ФИО (л.д.21), оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ФИО1 судом квалифицируются по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Не соглашаясь с вынесенным в отношении него протоколом об административном правонарушении, ФИО1 в ходе рассмотрения данного дела, в числе прочего, приводил доводы о том, что им не был организован митинг (сход граждан), он только 24 июля 2020 года разместил в мессенджере «WhatsApp» сообщение, в котором указал, что акция «Покормить голубей» в поддержку города Хабаровска переносится на неопределенный срок, до согласования с органами местного самоуправления и что 25 июля 2020 года день памяти ФИО2, советского поэта, актёра театра и кино, автора-исполнителя песен (бард).
О том, что 25 июля 2020 года в 12 часов дня на центральной площади г. Дальнегорска состоится акция «Покормить голубей» в поддержку города Хабаровска в видеоролике 23 июля 2020 года, он сам это лично не озвучивал, где будет проходить акция «Покормить голубей», так как место проведение акции еще не было определено.
25 июля 2020 года примерно в 11 часов 50 минут он (ФИО1) приехал на центральную площадь г. Дальнегорска для того, чтобы проинформировать об отмене акции тех, кто не прочитал сообщение об этом в мессенджере «WhatsApp».
В связи с чем уведомление о проведении данного мероприятия в порядке, предусмотренном статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», не требовалось.
Данные суждения заявителя являются несостоятельным, поскольку организованное ФИО1 мероприятие нельзя признать сходом граждан, процедура созыва и проведения которого установлена законодательно в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 25 и 25.1).
При этом, как следует из материалов дела организованное ФИО1 мероприятие отвечает признакам публичного мероприятия в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, исходя из положений статьи 2 которого проведение публичных мероприятий допускается в различных сочетаниях перечисленных в данной норме форм.
В данном случае организованное и проводимое ФИО1 публичное мероприятие не подпадает под исключения, перечисленные в части 1 статьи 7 Федерального закона, в том числе не отвечает признаками собрания, проведение которого возможно только в специально отведенном или приспособленном для этого месте. Следовательно, ФИО1 обязан был в письменной форме подать соответствующее уведомление в орган местного самоуправления, однако данное требование ФИО1 выполнено не было.
Согласно пояснения ФИО1 о том, что он приехал на центральную площадь г.Дальнегорска с целью информирования участников акции о её отмене, противоречат не только пояснениям последнего, но и материалам дела. Исследованная в судебном заседании видеозапись и содержащейся на ней информации, находящейся на DVD-диске, подтверждает, что ФИО1, приехав на обозначенное и не согласованное с органами местного самоуправления место акции не покинул её, а прибыв туда стал высказываться о поддержке жителей г. Хабаровска, то есть стал осуществлять действия по проведению несанкционированного публичного мероприятия.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, судья приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае организация и проведение ФИО1 публичного мероприятия в отсутствие уведомления о проведении публичного мероприятия являются установленными.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм указанного Кодекса и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для прекращения производства по делу не имеется.
Мирный характер состоявшегося публичного мероприятия и соблюдение общественного порядка при его проведении вопреки утверждению заявителя, не исключает его виновности в совершении вменяемого правонарушения, поскольку нарушение общественного порядка не является квалифицирующим признаком состава правонарушения по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ в данном случае является юридически значимым то обстоятельство, что ФИО1, являясь организатором публичного мероприятия, организовал и провел публичное мероприятие без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении. При этом внутреннее законодательство Российской Федерации, регулирующее порядок проведения массовых публичных мероприятий, возлагает на его организатора обязанность выполнять установленный Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ порядок организации и проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей по подаче уведомления о проведении публичного мероприятия.
Довод ФИО1 о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАп РФ, так как он не являлся организатором пикетирования, противоречит материалам дела.
Действительно, ответственность по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ за организацию либо проведение публичного мероприятия без соблюдения обязательной уведомительной процедуры несут только организаторы такого мероприятия.
Статья 4 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к организации публичного мероприятия относит: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подачу уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации; другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Как следует из представленных в дело доказательств, ФИО1 были совершены подготовительные действия к проведению пикетирования, а именно: видеоролик, на котором обращение, адресованное неопределенному кругу лиц, содержащего информацию о проведении указанного мероприятия, выложен в «Instagram», определена дата мероприятия,
Всё это свидетельствует об организационной роли ФИО1 в проведении публичного мероприятия 27 июля 2020 года.
При таких обстоятельствах судья признаетто, что являясь организатором публичного пикетирования и не исполнив возложенную законом обязанность уведомить о проведении публичного мероприятия компетентный орган исполнительной власти, ФИО1 провел публичное мероприятие митинг группой лиц в нарушении установленного законом порядка о проведении публичных мероприятий, за что подлежит административной ответственности по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам привлечение ФИО1 к административной ответственности за нарушение организатором порядка проведения публичного мероприятия не свидетельствует о нарушении прав, предусмотренных статьями 10 и 11 Европейской Конвенции по правам человека, гарантирующих свободу выражения мнения, мирных собраний и объединений.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, закрепленное как в выше названных нормах международного права, так и статьёй 31 Конституции РФ, не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страныи безопасности государства; такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 года № 12-П).
Необходимость уведомлять уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления о публичном мероприятии и нести иные установленные Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обременения не является отступлением от конституционных основ права на свободу мирных собраний, а направлена на обеспечение в процессе реализации данного права баланса частных и публичных интересов, на создание безопасных условий проведения публичного мероприятия, как для самих участников публичного мероприятия, так и для иных лиц.
Уведомив компетентный орган о проведении публичного пикетирования, ФИО1 имел возможность реализовать в установленном порядке конституционное право на проведение митингов, свободу выражения мнения при соблюдении надлежащего общественного порядка и отсутствии угрозы безопасности своей личности и третьих лиц, но не воспользовался такой возможностью, что и явилось основанием для привлечения к административной ответственности.
При определении меры наказания суд учитывает положения ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, личность виновного лица.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в соответствии со ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ, не установлено.
В связи с изложенным, считаю возможным назначить наказание в виде административного штрафа в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, считая, что данное административное наказание будет согласовываться с его предупредительными целями и соответствовать принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9, статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Квитанция об уплате административного штрафа должна быть представлена в Дальнегорский районный суд Приморского края не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа.
При неуплате административного штрафа в указанный срок взыскать административный штраф принудительно.
Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.С. Салмина
Реквизиты административного штрафа указаны : р/счет 40№ КБК 18№ ОКТМО 05707000 ИНН <***> БИК 040507001 КПП 250501001 УФК по Приморскому краю (МО МВД России «Дальнегорский» по Приморскому кр.) Дальневосточное ГУ Банка России <адрес>. УИН 18№.
Срок предъявления постановления к исполнению два года.
Постановление вступило в законную силу:__________________
Дата выдачи для принудительного взыскания:_______________