ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1061/17 от 19.10.2017 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, 6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«19» октября 2017 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лошаков Тарас Николаевич при секретаре Гончаренко А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении

министра строительства Камчатского края ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки Российской Федерации, проживающей по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

20 декабря 2016 года министр строительства Камчатского края ФИО1, находясь на своем рабочем месте по адресу: <адрес>, допустила нарушение условий предоставления субсидий, выразившееся в том, что при заключении между Министерством Камчатского края и государственным унитарным предприятием Камчатского края «Камчатскгражданпроект» соглашения от 20 декабря 2016 года № 2 о предоставлении субсидий юридическим лицам – государственным унитарным предприятиям Камчатского края, осуществляющим деятельность в сфере проектирования и архитектурной деятельности, в целях финансового обеспечения затрат в связи с выполнением работ в размере 68 000 000 рублей, в перечень обязательных условий предоставления субсидий, включаемых в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не был включен запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, чем нарушены требования ч. 5.1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

ФИО1 извещалась о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступило, в связи с чем на основании ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело рассмотрено без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В представленном защитниками при рассмотрении дела письменном мнении на протокол ФИО1 выразила несогласие с составленным в отношении нее протоколом, ссылаясь на то, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях совершается умышленно, однако никаких умышленных действий, направленных на нарушение запрета, предусмотренного п. 5.1 ст. 78 БК РФ при предоставлении ГУП КК «Камчатскгражданпроект», ею не совершалось. При этом также ссылалась на мнение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ, приведенное в апелляционном определении от 27 марта 2017 года № 60-АПГ17-2. Помимо этого, указала, что постановлением Правительства Камчатского края от 14 декабря 2015 года № 461-П «О расходных обязательствах Камчатского края по предоставлению субсидий юридическим лицам – государственным унитарным предприятиям Камчатского края, осуществляющим деятельность в сфере проектирования и архитектурной деятельности, в целях финансового обеспечения затрат в связи с выполнением работ» не был предусмотрен запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам. При этом данные операции ГУП КК «Камчатскгражданпроект» не осуществлялись. В связи с чем полагала, что перечисление субсидии произведено в соответствии с действующим нормативным правовым актом Камчатского края. Полагала, что правовые основания для наложения на нее административного штрафа отсутствуют, поскольку отсутствует состав правонарушения, в связи с чем привлечение ее к административной ответственности необоснованно.

Защитник Воронова Е.Н., действующая на основании доверенности от 17 октября 2017 года, при рассмотрении дела поддержала вышеприведенную позицию своего доверителя, ссылаясь также на то, что утвержденный постановлением Правительства Камчатского края от 14 декабря 2015 года № 461-П Порядок предоставления субсидий не предусматривал запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты. Умысел на совершение административного правонарушения у ФИО1 отсутствовал, условия предоставления субсидий не нарушены, валюта не приобреталась, нарушений не допущено.

Защитник Бзырин С.С., действующий на основании доверенности от 17 октября 2017 года, при рассмотрении дела поддержала вышеприведенную позицию своего доверителя, ссылаясь также на мнение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ, приведенное в апелляционном определении от 27 марта 2017 года № 60-АПГ17-2.

Выслушав защитников Воронову Е.Н. и Бзырина С.С., исследовав материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, нахожу факт совершения административного правонарушения ФИО1 и ее вину в содеянном полностью доказанными в связи со следующим.

Частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса.

Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется БК РФ, нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством РФ, а также уполномоченными органами субъектов Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.

Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пп. 6 и 7 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять помимо прочего цели, условия и порядок предоставления субсидий (п. 3 ст. 78 БК РФ).

В силу п. 5.1 ст. 78 БК РФ при предоставлении субсидий, предусмотренных данной статьей, юридическим лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, является запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий указанным юридическим лицам.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что соблюдение всех критериев и выполнение обязательных условий при предоставлении субсидии возможно только на договорной основе.

Постановлением Правительства Камчатского края от 14 декабря 2015 года № 461-П был утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам – государственным унитарным предприятиям Камчатского края, осуществляющим деятельность в сфере проектирования и архитектурной деятельности, в целях финансового обеспечения затрат в связи с выполнением работ (данный Порядок действовал на момент совершения вменяемого административного правонарушения) (далее – Порядок предоставления субсидий).

В соответствии с п.п. 2, 3 данного Порядка предоставления субсидий субсидии предоставляются Министерством строительства Камчатского края в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству на цели, указанные в части 1 данного Порядка.

К категории получателей субсидий относятся государственные унитарные предприятия Камчатского края, осуществляющие деятельность в сфере проектирования и архитектурной деятельности и не имеющие возможности рассчитаться с кредиторами за счет собственных денежных средств или имущества в полном объеме.

Как следует из материалов дела, между Министерством строительства Камчатского края («Главный распорядитель») в лице министра строительства Камчатского края ФИО1, действующей на основании распоряжения Губернатора Камчатского края от 19 октября 2016 года № 1224-р, и государственным унитарным предприятием Камчатского края «Камчатскгражданпроект» («Получатель») в лице исполняющего обязанности директора Киста Ф.Э., действующего на основании Устава, было заключено Соглашение от 20 декабря 2016 года № 2 о предоставлении субсидий юридическим лицам – государственным унитарным предприятиям Камчатского края, осуществляющим деятельность в сфере проектирования и архитектурной деятельности, в целях финансового обеспечения затрат в связи с выполнением работ (далее – Соглашение № 2) (л.д. 14-18).

Согласно Соглашению № 2, его предметом является предоставление субсидии из краевого бюджета Получателю, осуществляющему деятельность в сфере проектирования и архитектурной деятельности в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ, предусмотренных Главному распорядителю Законом Камчатского края в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (п. 1.1).

Субсидия предоставляется в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Главному распорядителю средств краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период и составляет 68 000 000 рублей (п. 2.1).

Как усматривается из Соглашения № 2 и дополнительного соглашения № 1 к нему, в нарушение требований п. 5.1 ст. 78 БК РФ в перечень обязательных условий предоставления субсидии, указанных в соглашении, не включен запрет приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий.

6 июля 2017 года в отношении министра строительства Камчатского края ФИО1 по вышеуказанным обстоятельствам ведущим инспектором Счетной палаты Российской Федерации был составлен протокол № ПА-286/13-01 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. ФИО1 с протоколом ознакомлена, замечаний по содержанию протокола и объяснений не привела (л.д. 9-13).

Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предъявляемым к его содержанию, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены.

Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

ФИО1 является министром строительства Камчатского края, назначена на указанную должность распоряжением губернатора Камчатского края № 1224-Р от 19 октября 2016 года (л.д. 21-28).

Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве строительства Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 433-П (далее – Положение о Минстрое Камчатского края), Министерство строительства Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области градостроительной деятельности, применения в строительстве материалов (изделий) и строительных конструкций, ценообразования на строительную продукцию в Камчатском крае.

Министерство строительства Камчатского края является распорядителем средств федерального и краевого бюджетов, предусмотренных на реализацию федеральных и краевых адресных инвестиционных программ на строительство (реконструкцию) и сейсмоусиление объектов жилищного и социально-культурного назначения Камчатского края, обеспечивает целевое и эффективное их использование, а также исполнителем федеральных программ и государственных программ Камчатского края, ведомственных целевых программ, реализация которых возложена на Министерство, и распорядителем средств федерального и краевого бюджетов, предусмотренных на реализацию указанных программ. Министерство строительства Камчатского края осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий, в том числе обеспечивает контроль за соблюдением получателями субсидий, предоставленных Министерством, условий, установленных при их предоставлении (подп. 13, 33 п. 2.1 Положения о Минстрое Камчатского края).

Министерство строительства Камчатского края возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором Камчатского края (п. 3.1 Положения о Минстрое Камчатского края).

ФИО1, являясь должностным лицом, заключая Соглашение № 2 о предоставлении субсидий юридическим лицам – государственным унитарным предприятиям Камчатского края, осуществляющим деятельность в сфере проектирования и архитектурной деятельности, в целях финансового обеспечения затрат в связи с выполнением работ от 20 декабря 2016 года, должна была знать в силу публичной известности и доступности, обеспечить неукоснительное выполнение положений нормативных актов, определяющих условия предоставления субсидий.

На основании исследованных доказательств установлено, что предоставление субсидии ГУП КК «Камчатскгражданпроект» осуществлено Министром строительства Камчатского края ФИО1 с нарушением условий предоставления субсидий в части подписания Соглашения № 2, не соответствующего требованиям предоставления субсидий, установленных п. 5.1 ст. 78 БК РФ.

Утвержденный постановлением Правительства Камчатского края от 14 декабря 2015 года № 461-П Порядок предоставления субсидий юридическим лицам – государственным унитарным предприятиям Камчатского края, осуществляющим деятельность в сфере проектирования и архитектурной деятельности, в целях финансового обеспечения затрат в связи с выполнением работ в редакции, действовавшей на момент совершения вменяемого ФИО1 административного правонарушения действительно не содержат требования к указанию в заключаемых соглашениях о предоставлении субсидий запрета приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, на что ссылалась ФИО1 в представленном письменном мнении, а также защитники – при рассмотрении дела, однако указанное не имеет правового значения по настоящему делу, поскольку нарушение положений указанного Порядка в рамках производства по данному делу ФИО1 не вменялось

Ссылки ФИО1 и ее защитников на отсутствие умысла на совершение административного правонарушения не могут повлечь вывод об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку диспозиция ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях не содержит указания на то, что административное правонарушение может быть совершено исключительно в форме умысла.

То обстоятельство, что получателем субсидии валюта не приобреталась, также не влияет на вывод о виновности ФИО1 в совершении вмененного ей административного правонарушения, поскольку административное правонарушение было окончено в момент подписания Соглашения № 2, не содержащего запрета приобретения за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, в связи с чем последующие действия получателя субсидии по ее использованию не входят в предмет доказывания по настоящему делу.

Ссылки на мнение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ, приведенное в апелляционном определении от 27 марта 2017 года № 60-АПГ17-2, также являются необоснованными, поскольку указанный судебный акт не имеет отношения к настоящему делу, в нем приведена позиция по иным обстоятельствам, связанным с иными отношениями.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, достоверность и допустимость которых не вызывают сомнения, считаю доказанной вину Министра строительства Камчатского края ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Указанная выше квалификация полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Существенных нарушений процессуальных норм по делу не допущено, административное расследование проведено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Учитывая характер и конкретные обстоятельства совершенного ФИО1 административного правонарушения, существенным образом нарушающего установленный нормативными правовыми актами порядок охраняемых законом общественных отношений в сфере бюджетного регулирования, обеспечивающий устойчивость бюджетной системы Российской Федерации, оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и прекращения производства по данному делу в связи с малозначительностью административного правонарушения не усматриваю.

При этом необходимо учитывать, что причинение ущерба либо наступление иных последствий не является обязательным квалифицирующим признаком формального состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а само по себе отсутствие материального ущерба (вреда) не может расцениваться в качестве обстоятельства, характеризующего малозначительность совершенного административного правонарушения.

Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ФИО1, согласно ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, расцениваю совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, в соответствии со ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.

При решении вопроса о назначении административного наказания, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, личность виновного, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений полагаю необходимым назначить ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Оснований для назначения административного наказания в виде дисквалификации по настоящему делу не усматриваю.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать министра строительства Камчатского края ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа: получатель – Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Счетная палата Российской Федерации, л/с <***>) в Операционном департаменте банка России, <...>, ИНН <***>, КПП 770401001, БИК 044501002, р/с <***>, ОКТМО 45383000, КБК 305 1 1618010 01 6000 140.

Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии.

Судья подпись Т.Н. Лошаков

Верно:

Судья Т.Н. Лошаков