ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-107/2022 от 02.06.2022 Володарского районного суда (Нижегородская область)

№ 5-107/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Володарск 02 июня 2022 года

Судья Володарского районного суда Нижегородской области Полидорский А.А.,

с участием защитников Абрамовой О.А. и Розова М.Э. на основании доверенностей от 14.01.2022г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении генерального директора АО 53 «Арсенал» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

15 марта 2022 года в 16 часов 00 минут при проведении плановой выездной проверки в период с 01.03.2022г. по 15.03.2022г. на основании решения заместителя руководителя Волжско-Окского управления Ростехнадзора ФИО2 от 22.02.2022г. № Р-311-135-рм «О проведении плановой выездной проверки» - Акционерного общества «53 арсенал» по адресу: 606077, Нижегородская область Володарский район рабочий <...> на опасном производственном объекте – «Площадке производства (испытаний, расснаряжения, хранения, утилизации) взрывчатых материалов»рег. А40-18520-0001, I класса опасности, были выявлены нарушения требований промышленной безопасности, определенных Федеральным законом от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020г. № 458, выразившиеся в следующем:

работники организации: начальник ОТК ФИО3, начальник учетно-операционного отдела ФИО4, не аттестованы в области промышленной безопасности в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 25.10.2019г. №1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики»;

декларация промышленной безопасности «Площадка производства (испытаний, расснаряжения, хранения, утилизации) взрывчатых материалов АО «53 Арсенал» не представлена органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством РФ;

не проведена экспертиза промышленной безопасности декларации промышленной безопасности «Площадка производства (испытаний, расснаряжения, хранения, утилизации) взрывчатых материалов АО «53 Арсенал»;

не внесены результаты анализа риска аварий на опасном производственном объекте I класса опасности и связанных с ними угроз, условия безопасной эксплуатации ОПО в технологическую (эксплуатационную) документацию;

не представлена документация на отдельно стоящее сооружение (здание) (бронекабина) с данными о сроке службы, в котором осуществляется распатронирование выстрелов ПР-103;

в технологической документации (технологические регламенты) не предусмотрено соблюдение требований норм и правил безопасности;

не проведена экспертиза промышленной безопасности техническим устройствам: станка для распатронирования выстрелов ПР-103, установки вымывания тротила 397.008.000, приспособления для вывинчивания капсюльных втулок, трассерных узлов и пробок 243.000, ранее проведенная экспертиза промышленной безопасности от 19.05.2014г. №40ТУ-02291-2014 указанным устройствам не содержат сведения о сроках безопасной эксплуатации.

В судебное заседание представитель Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствии представителя Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В судебном заседании защитниками Абрамовой О.А. и Розовым М.Э. заявлено о том, что по результатам проверки Ростехнадзором по Нижегородской области требований законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса составлены протоколы об административном правонарушении в отношении юридического лица АО «53 арсенал» и генерального директора АО «53 арсенал» ФИО1 Выявленные нарушения признаются и в настоящее время устраняются.

В суде защитником Абрамовой О.А. заявлено письменное ходатайство, поддержанное защитником Розовым М.Э., о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица генерального директора АО «53 арсенал» ФИО1 на основании ч.5 ст.2.1 КоАП РФ в связи с тем, что 17.05.2022г. Володарским районным судом Нижегородской области за то же бездействие АО «53 арсенал» уже было привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.9.1 КоАП РФ и назначен административный штраф.

Выслушав объяснения лиц, принимающих участие при рассмотрении дела, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 9.1 ч. 2 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет.

Плановой выездной проверкой в период с 01.03.2022г. по 15.03.2022г. на основании решения Волжско-Окского управления Ростехнадзора от 22.02.2022г. №Р-311-135-рш проведена проверка деятельности АО «53 Арсенал» в сфере оборонно-промышленного комплекса.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.

В ходе проверки установлено, что АО «53 Арсенал» осуществляется деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов (далее также - ОПО).

При проведении осмотра ОПО «Площадки производства (испытаний, расснаряжения, хранения, утилизации) взрывчатых материалов» рег. А40-18520-0001, I класса опасности, осмотрены документы и сведения.

В нарушение ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», предусматривающей необходимость работникам, в том числе руководителям организаций, осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности, а также п.19 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии» - работники организации: начальник ОТК ФИО3, начальник учетно-операционного отдела ФИО4, не аттестованы в области промышленной безопасности в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 25.10.2019г. №1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики».

В нарушение п.п. 6, 7 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ, согласно которой декларацию промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации. (п. 6), декларация промышленной безопасности, представленная в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, вносится в реестр деклараций промышленной безопасности в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующих документов. (п. 7), декларация промышленной безопасности «Площадка производства (испытаний, расснаряжения, хранения, утилизации) взрывчатых материалов АО «53 Арсенал» не представлена органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством РФ.

В нарушение ст. 13 п. 1 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ, согласно которой экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, - в АО «53 Арсенал» не проведена экспертиза промышленной безопасности декларации промышленной безопасности «Площадка производства (испытаний, расснаряжения, хранения, утилизации) взрывчатых материалов.

В нарушение ст.ст.1, 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п.п.6, 13, 14 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии», согласно которых в соответствии с условиями безопасной эксплуатации ОПО должны быть реализованы в технологической (эксплуатационной) документации и изменениях к ней и внесены в декларацию промышленной безопасности ОПО, для вновь проектируемых и реконструируемых объектов - реализованы в проектной документации и изменения к ней; технологические процессы, проводимые на ОПО, следует разрабатывать на основе проектной, конструкторской и технологической документации, федеральных норм и правил, межгосударственных, национальных и отраслевых стандартов и с учетом количества взрывопожароопасных и химически опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на ОПО, а также анализа риска опасностей, возникающих при ведении процесса, условий возникновения и развития возможных аварийных ситуаций; результаты анализа риска, виды опасных воздействий, перечень опасных и особо опасных операций должны быть отражены в технологической и проектной документации, утверждены руководителем организации (или его заместителем) и доведены до всех работников, принимающих участие в технологических процессах; - не внесены результаты анализа риска аварий на опасном производственном объекте I класса опасности и связанных с ними угроз, условия безопасной эксплуатации ОПО в технологическую (эксплуатационную) документацию.

В нарушение ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п.17 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии», согласно которых в организациях, где проводятся работы со взрывоопасными веществами, должна применяться следующая технологическая документация: комплект проектной (исполнительной) документации на здания и сооружения; документация, содержащая расчетные, нормативные и предельные загрузки взрывчатых материалов в производственных и складских зданиях (помещениях); расчеты, обосновывающие нормы нахождения взрывопожароопасных веществ в отдельных производственных помещениях и на рабочих местах; технологические планировки; технологическая документация, содержащая требования, направленные на обеспечение безопасности персонала; - не представлена документация на отдельно стоящее сооружение (здание) (бронекабина) с данными о сроке службы, в котором осуществляется распатронирование выстрелов ПР-103.

В нарушение ст.ст.1, 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п.49 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии», согласно которых в проектной, конструкторской и технологической документации должно быть предусмотрено соблюдение требований норм и правил по охране труда и санитарных норм, промышленной безопасности, защите от статического электричества, охране окружающей среды и иных нормативных правовых документов, - в технологической документации (технологические регламенты) не предусмотрено соблюдение требований норм и правил безопасности.

В нарушение ст.ст.1, 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п.51 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии», согласно которых все производственное оборудование должно содержаться в исправности, чистоте, порядке и соответствовать установленным для него техническим нормам, проходить осмотры, текущие и капитальные ремонты, необходимые испытания (освидетельствоваться) и экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке, - не проведена экспертиза промышленной безопасности техническим устройствам: станка для распатронирования выстрелов ПР-103, установки вымывания тротила 397.008.000, приспособления для вывинчивания капсюльных втулок, трассерных узлов и пробок 243.000, ранее проведенная экспертиза промышленной безопасности от 19.05.2014г. №40ТУ-02291-2014 указанным устройствам не содержат сведения о сроках безопасной эксплуатации.

Из содержания ч.1 ст.2.1 КоАП РФ следует, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностным лицом, допустившим выявленное правонарушение, является генеральный директор АО «53 арсенал» ФИО1.

Вина генерального директора АО «53 Арсенал» ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении №315 от 04.04.2022г.; решением о проведении внеплановой выездной проверки от 22.02.2022г. №Р-311-135-рш.; актом плановой выездной проверки от 15.03.2022г., №Р-311-135-рш/А; протоколом осмотра опасного производственного объекта «Площадка производства (испытаний, расснаряжения, хранения, утилизации) взрывчатых материалов, рег. А40-18520-0001»; приказом от 12.09.2019г. № 179/1-лс о вступлении ФИО1 в должность генерального директора акционерного общества «53 арсенал»; приказом от 12.09.2019г. о переводе ФИО1 с должности временного генерального директора на должность генерального директора АО «53 арсенал».

В судебном заседании установлено, что генеральным директором АО «53 арсенал» при осуществлении деятельности нарушены требования промышленной безопасности, определенные Федеральным законом от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020г. № 458.

Учитывая изложенное, привлечение генерального директора АО «53 арсенал» ФИО1 к ответственности по ч.2 ст.9.1 КоАП РФ является обоснованным.

Деяние генерального директора АО «53 арсенал» ФИО1 суд квалифицирует по ч.2 ст.9.1 КоАП РФ как нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах.

Довод защитников Абрамовой О.А. и Розова М.Э. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица генерального директора АО «53 арсенал» ФИО1 на основании ч.5 ст.2.1 КоАП РФ, не являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении по следующим основаниям.

В соответствии с ч.5 ст.2.1 КоАП РФ если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица не подлежат административной ответственности (часть 5 введена федеральным законом от 26.03.2022г. № 70-ФЗ).

В соответствии со ст.3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере до шестидесяти миллионов рублей или может выражаться в величине, кратной: 1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; 5) начальной (максимальной) цене гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работ или оказание услуги и который заключен от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением или иным юридическим лицом в соответствии с частями 1,4-6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», цене контракта, заключенного единственным поставщиком.

Как следует из постановления Володарского районного суд Нижегородской области от 17.05.2022г. АО «53 арсенал» признано виновным совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.1 ч.2 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей. Санкции указанной нормы закона не предусматривает кратного назначения штрафа.

Таким образом, оснований для применения ч.5 ст.2.1 КоАП РФ и прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица генерального директора АО «53 арсенал» ФИО1 не имеется.

В соответствии с ч.1 ст. 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 4.2, 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

Санкцией ч.2 ст.9.1 КоАП РФ предусмотрено наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере от тридцати до сорока тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до полутора лет.

Исходя из смысла административного законодательства, административное наказание не должно носить карательный характер, обременять правонарушителя в степени, явно противоречащим принципам и целям административного наказания, назначение административного наказания не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства или причинение ему нравственных страданий.

Оснований для назначения административного наказания в виде дисквалификации судья не усматривает.

Назначение наказания в виде штрафа в пределах санкции ч.2 ст.9.1 КоАП РФ будет отвечать принципу гуманизма и индивидуализации наказания, а также соответствовать задачам законодательства об административных правонарушениях, критериям соразмерности и справедливости совершенного административного правонарушения, степени вины генерального директора АО «53 арсенал» ФИО1.

Оснований для применения при назначении наказания положений ч.2.2 и 2.3 ст.4.1 КоАП РФ не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.7-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Должностное лицо генерального директора АО «53 арсенал»ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 ч. 2 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Реквизиты для оплаты штрафа: УФК по Нижегородской области (Волжско-Окское Управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору), ИНН <***>, КПП 526001001, БИК ТОФК 012202102, ОКТМО 22701000, Банк получателя: Волго-Вятское ГУ Банка России//УФК по Нижегородской области г. Нижний Новгород, счет ЕКС 40102810745370000024, Номер казначейского счета 03100643000000013200, КБК 49811601091010001140, УИН 49852602204315000003.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения отсрочки или срока рассрочки предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.А. Полидорский