ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-108/2022 от 02.08.2022 Калининского районного суда (Краснодарский край)

К делу №5-108/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ст.Калининская Калининского района Краснодарского края 02 августа 2022 года

Калининский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Осовик С.В., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Рубцова С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании поступивший из Контрольной счетной палаты Краснодарского края административный материал в отношении должностного лица Рубцов С.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по адресу:, работающего заместителем главы муниципального образования Калининский район, по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Должностное лицо Рубцов С.П. совершил нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, то есть административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

В соответствии с п.2.21 плана работы Контрольно-счетной палаты на 2022 год проведено экспертно-аналитическое мероприятие в части анализа исполнения государственной программы Краснодарского края «Дети Кубани» за 2021 год».

Обеспечение детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда осуществляется в рамках реализации мероприятий государственной программы Краснодарского края «Дети Кубани», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 №964 (далее - Государственная программа).

В соответствии с п.8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В целях обеспечения определенных Федеральным законом № 159-ФЗ дополнительных гарантий прав детей-сирот на имущество и жилое помещение принят Закон Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (далее - Закон №1748-КЗ).

В соответствии со ст.2 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» (далее - Закон №805-КЗ) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.

Во исполнение вышеуказанных требований законодательства в 2021 году между министерством труда и социального развития Краснодарского края (далее - Министерство труда) и администрацией муниципального образования Калининский район (далее - Администрация, муниципальное образование) заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в 2021, 2022 и 2023 годах из краевого бюджета бюджету муниципального образования Калининский район субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (дополнительные соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ), согласно п. 1.1 которого муниципальному образованию предоставлена субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты).

Согласно п.2.2.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное образование обязано обеспечить достижение значения показателя результативности предоставления субвенции - количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями, согласно приложению к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, а именно в 2021 году (то есть до 31.12.2021) количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями, составляет 27 человек.

В силу положения п.3.1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе мероприятия установлено, что в 2021 году администрация муниципального образования Калининский район, приобрела 27 жилых помещений общей стоимостью 41 708,6 тыс. рублей (подтверждается заключенными муниципальными контрактами и актами приема-передачи, которые размещены на сайте zakupki.gov.ru) с целью передачи их детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.

В 2021 году 24 жилых помещения, приобретенных в 2021 году (из 27), переданы в пользование детям-сиротам на основании постановления администрации муниципального образования Калининский район «О предоставлении жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Калининский район, по договору найма специализированных жилых помещений» от ДД.ММ.ГГГГ, а также заключенных договоров найма жилого помещения для детей-сирот (далее - договор найма) от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно отчету о достижении значения показателя результативности предоставления субвенции муниципальным образованием Калининский район в 2021 году количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями, составило 24 человека, что не соответствует значению, установленному в Соглашении (27 человек).

Муниципальным образованием не были приняты все необходимые и достаточные меры для надлежащего исполнения государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, а также не реализованы должным образом полномочия как получателя бюджетных средств по обеспечению результативности использования предусмотренных им бюджетных ассигнований, что нарушает требования подп.3 п.1 ст.162 БК РФ, п.2.2.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно распоряжения администрации муниципального образования Калининский район от ДД.ММ.ГГГГ-р «О назначении ответственного», заместитель главы муниципального образования Калининский район (вопросы социального развития) Рубцов С.П. назначен ответственным должностным лицом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании распоряжения администрации муниципального образования Калининский район от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении Рубцова С.П.», трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) и должностных обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, Рубцов С.П. назначен на должность заместителя главы муниципального образования Калининский район с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с информацией администрации муниципального образования Калининский район (письмо от ДД.ММ.ГГГГ) в результате проведенного служебного расследования, должностным лицом, допустившим недостижение в 2021 году значение показателя результативности предоставления субвенции по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, повлекшее нарушение условий расходования межбюджетных трансфертов в 2021 году, является заместитель главы муниципального образования Калининский район Рубцов С.П.

Исходя из положений ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащем исполнением своих должностных обязанностей. Согласно примечанию к ст.2.4 КоАП РФ за совершение административного правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций работники несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, по состоянию на 00 часов 01 мин. 01.01.2022 по адресу: 353780, Краснодарский край, Калининский район, ст.Калининская, ул.Ленина, д.147, должностным лицом - заместителем главы муниципального образования Калининский район, Рубцов С.П., в нарушение требований подп.3 п.1 ст.162 БК РФ, п.2.2.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ не обеспечено достижение значения показателя результативности предоставления субвенции «количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, обеспеченных жилыми помещениями» в 2021 году, за что предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

Обстоятельств, исключающих административную ответственность Рубцова С.П., на стадии возбуждения дела об административном правонарушении не установлено.

Согласно ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности составляет два года со дня совершения административного правонарушения.

Состав административного правонарушения по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ относится к формальным составам и не предполагает наступление негативных последствий. В формальных составах административных правонарушений вина заключается в осознании лицом противоправного характера совершаемого действия или бездействия, т.е. их незаконности.

С учетом позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. В соответствии с указанным постановлением Пленума Верховного Суда РФ такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч.2 и 3 ст.4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Аналогичную позицию высказал и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который в постановлении от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

В частности, существенность нарушения Рубцовым С.П. охраняемых общественных отношений проявляется в характере общественной опасности совершенного административного правонарушения, который обусловлен характером охраняемых государством общественных отношений. Так, данное правонарушение посягает на установленный законом порядок межбюджетных отношений, подрывает основы бюджетной системы РФ, нарушает нормальное функционирование государственных институтов в сфере межбюджетных отношении.

Существенность нарушения охраняемых общественных отношений вменяемым правонарушением также подтверждается тем, что в результате его совершения были нарушены права детей-сирот, гарантированные ст.40 Конституции РФ. При этом следует отметить, что нарушение прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, признается существенным даже при совершении наиболее опасного вида правонарушений - преступлений, а именно при совершении должностных преступлений (см. абз.2 п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»). Тем более, это должно признаваться существенным нарушением прав граждан при совершении рассматриваемого административного правонарушения.

А также, совершенное деяние не может быть признано малозначительным в силу его высокой социальной опасности. Так, в результате несвоевременного предоставления муниципальным образованием жилья были нарушены права одной из наиболее социально незащищенной группы населения - детей-сирот. При этом очень высока социальная значимость для детей-сирот нарушенного права - права на жилье, которое является жизненно необходимым для существования любого человека, а детей-сирот в особенности, поскольку они лишены родительской заботы, собственного жилья, и в связи с этим нуждаются в особой защите со стороны государства (в соответствии с федеральным и краевым законодательством сказанное право дается детям-сиротам, не имеющим собственного жилья, либо если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным).

Замена административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение на основании ст.4.1.1 КоАП РФ не допустима в отношении государственных или муниципальных органов и учреждений, поскольку совершенное административное правонарушение против порядка управления создает угрозу причинения вреда безопасности государства, которая заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного правонарушении, а в пренебрежительном отношении к установленному законодательством порядку межбюджетных отношений, подрывает основы бюджетной системы РФ, нарушает нормальное функционирование государственных институтов в сфере межбюджетных отношений, поскольку расходы по мероприятиям Государственной программы (документ стратегического планирования) увязаны с конкретными целями социально-экономического развития и разрабатываются для достижения важнейших целей развития социально-экономической системы. Кроме того, в соответствии со ст.172 БК РФ государственные программы являются основой для составления проекта бюджета на очередной финансовый и плановый год. Таким образом, недостижение результатов может привести к невыполнению поставленных целей социально- экономического развития региона, то есть к угрозе безопасности государства.

В судебном заседании должностное лицо - Рубцов С.П. признал свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ при обстоятельствах, указанных в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав должностное лицо - Рубцова С.П. и на основании исследованных доказательств в их совокупности приходит к выводу, что вина должностного лица – Рубцова С.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ - установлена в судебном заседании.

В судебном заседании вина должностного лица – Рубцова С.П. подтвердилась кроме признания правонарушителем своей вины, также материалами дела, а именно:

протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленному ведущим инспектором Контрольно-счетной палаты Краснодарского края, в котором приведены выше установленные судом обстоятельства;

уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;

заключением Контрольно-счетной палаты Краснодарского края о результатах анализа исполнения государственной программы Краснодарского края «Дети Кубани» за 2021 год, проведенного в рамках экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения государственных программ Краснодарского края и краевой адресной инвестиционной программы за 2021 год» от ДД.ММ.ГГГГ годасоглашением предоставлении в 2021, 2022 и 2023 годах из краевого бюджета бюджету муниципального образования Калининский район субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» от 03.05.2021 года;

дополнительным соглашением к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в 2021,2022 и 2023 годах из краевого бюджета бюджету муниципального образования Калининский район субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Обобеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» от 24.03.2021 года;

дополнительным соглашением к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в 2021,2022 и 2023 годах из краевого бюджета бюджету муниципального образования Калининский район субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» от ДД.ММ.ГГГГ;

дополнительным соглашением к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в 2021,2022 и 2023 годах из краевого бюджета бюджету муниципального образования Калининский район субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» от ДД.ММ.ГГГГ;

дополнительным соглашением к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в 2021,2022 и 2023 годах из краевого бюджета бюджету муниципального образования Калининский район субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» от ДД.ММ.ГГГГ;

дополнительным соглашением к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в 2021,2022 и 2023 годах из краевого бюджета бюджету муниципального образования Калининский район субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» от ДД.ММ.ГГГГ;

дополнительным соглашением к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в 2021,2022 и 2023 годах из краевого бюджета бюджету муниципального образования Калининский район субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» от ДД.ММ.ГГГГ;

постановление главы МО Калининский район «О предоставлении жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности МО Калининский район, по договору найма специализированных жилых помещений» от ДД.ММ.ГГГГ;

договорами найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24 от ДД.ММ.ГГГГ, а также расчетами стоимости найма жилого помещения, актами приема-передачи жилого помещения по вышеуказанным договорам;

распоряжением И.о. главы МО Калининский район «О назначении ответственного» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Рубцов С.П. назначен ответственным должностным лицом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ.

При назначении административного наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, наличие либо отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных ст.ст.4.2,4.3 КоАП РФ.

В судебном заседании установлено смягчающее административную ответственность обстоятельство - признание вины. При этом судом не установлено отягчающих административную ответственность обстоятельств.

Санкция ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ предусматривает для должностных лиц административное наказание в виде административного штрафа размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Суд приходит к выводу о назначении должностному лицу административного наказания по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, при этом предусмотренных законом оснований для снижения размера штрафа в порядке ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ, либо его замены предупреждением в порядке ст.4.1.1 КоАП РФ, а также для применения положения ст.2.9 КоАП РФ, то есть возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения и ограничиться устным замечанием, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.7-29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать должностное лицо – заместителя главы муниципального образования Калининский район Рубцов С.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженца , зарегистрированного по адресу:, виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000,0 рублей.

Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

На постановление может быть подана жалоба в Краснодарский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья:____________________________

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом по следующим реквизитам: