Дело № 5-108/2022 <данные изъяты> П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Володарск 17 мая 2022 года
Судья Володарского районного суда Нижегородской области Ермакова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.1 ч.2 Кодекса об административных правонарушениях в отношении АО «53 Арсенал», <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
15.03.2022г. при проведении внеплановой проверки, на основании Решения Волжско-Окского управления Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ., на опасном производственном объекте АО «53 Арсенал» «Площадка производства (испытаний, расснаряжения, хранения, утилизации) взрывчатых материалов» рег. №, I класса опасности, находящемуся по адресу: <адрес> область, <адрес>, выявлены нарушения требований промышленной безопасности, а именно работники организации: начальник ОТК Бычкова С.С., начальник учетно-операционного отдела Сундеев О.Л., не аттестованы в области промышленной безопасности в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 25.10.2019г. № «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики»; декларация промышленной безопасности «Площадка производства (испытаний, расснаряжения, хранения, утилизации) взрывчатых материалов АО «53 Арсенал» не представлена органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством РФ; не проведена экспертиза промышленной безопасности декларации промышленной безопасности «Площадка производства (испытаний, расснаряжения, хранения, утилизации) взрывчатых материалов АО «53 Арсенал»; не внесены результаты анализа риска аварий на опасном производственном объекте I класса опасности и связанных с ними угроз, условия безопасной эксплуатации ОПО в технологическую (эксплуатационную) документацию; не представлена документация на отдельно стоящее сооружение (здание) (бронекабина) с данными о сроке службы, в котором осуществляется распатронирование выстрелов ПР-103; в технологической документации (технологические регламенты) не предусмотрено соблюдение требований норм и правил безопасности; не проведена экспертиза промышленной безопасности техническим устройствам: станка для распатронирования выстрелов ПР-103, установки вымывания тротила 397.008.000, приспособления для вывинчивания капсюльных втулок, трассерных узлов и пробок 243.000, ранее проведенная экспертиза промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ №№ указанным устройствам не содержат сведения о сроках безопасной эксплуатации.
В судебное заседание представитель АО «53 Арсенал» не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Главный государственный инспектор Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Тованцев С.Н. просил привлечь АО «53 Арсенал» к административной ответственности по ст. 9.1 ч. 2 КоАП РФ.
Выслушав объяснения лиц, принимающих участие при рассмотрении дела, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 9.1 ч. 2 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Плановой выездной проверкой в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на основании решения Волжско-Окского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ. №-рш проведена проверка деятельности АО «53 Арсенал» в сфере оборонно-промышленного комплекса.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
В ходе проверки установлено, что АО «53 Арсенал» осуществляется деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов (далее также - ОПО).
При проведении осмотра ОПО «Площадки производства (испытаний, расснаряжения, хранения, утилизации) взрывчатых материалов» рег. А40-18520-0001, I класса опасности, осмотрены документы и сведения.
В нарушение ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», предусматривающей необходимость работникам, в том числе руководителям организаций, осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности, а также п.19 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии» - работники организации: начальник ОТК Бычкова С.С., начальник учетно-операционного отдела Сундеев О.Л., не аттестованы в области промышленной безопасности в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 25.10.2019г. №1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики».
В нарушение п.п. 6, 7 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ, согласно которой декларацию промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации. (п. 6), декларация промышленной безопасности, представленная в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, вносится в реестр деклараций промышленной безопасности в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующих документов. (п. 7), декларация промышленной безопасности «Площадка производства (испытаний, расснаряжения, хранения, утилизации) взрывчатых материалов АО «53 Арсенал» не представлена органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством РФ.
В нарушение ст. 13 п. 1 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ, согласно которой экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, - в АО «53 Арсенал» не проведена экспертиза промышленной безопасности декларации промышленной безопасности «Площадка производства (испытаний, расснаряжения, хранения, утилизации) взрывчатых материалов.
В нарушение ст.ст.1, 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п.п.6, 13, 14 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии», согласно которых в соответствии с условиями безопасной эксплуатации ОПО должны быть реализованы в технологической (эксплуатационной) документации и изменениях к ней и внесены в декларацию промышленной безопасности ОПО, для вновь проектируемых и реконструируемых объектов - реализованы в проектной документации и изменения к ней; технологические процессы, проводимые на ОПО, следует разрабатывать на основе проектной, конструкторской и технологической документации, федеральных норм и правил, межгосударственных, национальных и отраслевых стандартов и с учетом количества взрывопожароопасных и химически опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на ОПО, а также анализа риска опасностей, возникающих при ведении процесса, условий возникновения и развития возможных аварийных ситуаций; результаты анализа риска, виды опасных воздействий, перечень опасных и особо опасных операций должны быть отражены в технологической и проектной документации, утверждены руководителем организации (или его заместителем) и доведены до всех работников, принимающих участие в технологических процессах; - не внесены результаты анализа риска аварий на опасном производственном объекте I класса опасности и связанных с ними угроз, условия безопасной эксплуатации ОПО в технологическую (эксплуатационную) документацию.
В нарушение ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п.17 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии», согласно которых в организациях, где проводятся работы со взрывоопасными веществами, должна применяться следующая технологическая документация: комплект проектной (исполнительной) документации на здания и сооружения; документация, содержащая расчетные, нормативные и предельные загрузки взрывчатых материалов в производственных и складских зданиях (помещениях); расчеты, обосновывающие нормы нахождения взрывопожароопасных веществ в отдельных производственных помещениях и на рабочих местах; технологические планировки; технологическая документация, содержащая требования, направленные на обеспечение безопасности персонала; - не представлена документация на отдельно стоящее сооружение (здание) (бронекабина) с данными о сроке службы, в котором осуществляется распатронирование выстрелов ПР-103.
В нарушение ст.ст.1, 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п.49 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии», согласно которых в проектной, конструкторской и технологической документации должно быть предусмотрено соблюдение требований норм и правил по охране труда и санитарных норм, промышленной безопасности, защите от статического электричества, охране окружающей среды и иных нормативных правовых документов, - в технологической документации (технологические регламенты) не предусмотрено соблюдение требований норм и правил безопасности.
В нарушение ст.ст.1, 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п.51 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии», согласно которых все производственное оборудование должно содержаться в исправности, чистоте, порядке и соответствовать установленным для него техническим нормам, проходить осмотры, текущие и капитальные ремонты, необходимые испытания (освидетельствоваться) и экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке, - не проведена экспертиза промышленной безопасности техническим устройствам: станка для распатронирования выстрелов ПР-103, установки вымывания тротила 397.008.000, приспособления для вывинчивания капсюльных втулок, трассерных узлов и пробок 243.000, ранее проведенная экспертиза промышленной безопасности от 19.05.2014г. №40ТУ-02291-2014 указанным устройствам не содержат сведения о сроках безопасной эксплуатации.
Согласно статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие, либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.
В силу части 3 статьи 9.1 КоАП грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, является административным правонарушением.
Вина АО «53 Арсенал» в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.; актом плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ-рш/А; протоколом осмотра опасного производственного объекта «Площадка производства (испытаний, расснаряжения, хранения, утилизации) взрывчатых материалов, рег. ДД.ММ.ГГГГ»; решением о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ. №.
На основании представленных материалов судья полагает, что у АО «53 Арсенал» имелась возможность для выполнения требований промышленной безопасности.
Действия АО «53 Арсенал» судья квалифицирует по ст.9.1 ч.2 КоАПРФ как грубое нарушение требований промышленной безопасности.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 4.2, 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Санкцией ч.2 ст.9.1 КоАП РФ предусмотрено наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Исходя из смысла административного законодательства, административное наказание не должно носить карательный характер, обременять правонарушителя в степени, явно противоречащим принципам и целям административного наказания, назначение административного наказания не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства или причинение ему нравственных страданий.
Оснований для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности судья не усматривает.
Назначение наказания в виде штрафа в пределах санкции ч.2 ст.9.1 КоАП РФ не будет отвечать принципу гуманизма и индивидуализации наказания, а также соответствовать задачам законодательства об административных правонарушениях, критериям соразмерности и справедливости совершенного административного правонарушения, степени вины АО «53 Арсенал».
По приведенным основаниям полагаю необходимым применить в рассматриваемом деле положения ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ при определении размера административного штрафа ниже низшего предела с учетом требований ч.2.3 ст.4.1 КоАП РФ об ограничении размера снижения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.9.1 ч.2, ст.ст. 29.7-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «53 Арсенал» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 ч. 2 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Реквизиты для оплаты штрафа: УФК по Нижегородской области (Волжско-Окское Управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору), ИНН 5260170268, КПП 526001001, БИК ТОФК 012202102, ОКТМО 22701000, Банк получателя: Волго-Вятское ГУ Банка России//УФК по Нижегородской области г. Нижний Новгород, счет ЕКС 40102810745370000024, Номер казначейского счета 03100643000000013200, КБК 49811601091010001140, УИН 49852602204314000002.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения отсрочки или срока рассрочки предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья <данные изъяты> ФИО1
<данные изъяты>