ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-10/19 от 31.05.2019 Казачинско-ленского районного суда (Иркутская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

п. Магистральный 31 мая 2019 года

Судья Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области Антоневич М.Ф.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера Администрации Магистральнинского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, ранее привлекавшейся к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Главный бухгалтер администрации Магистральнинского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области ФИО1 совершила повторное грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Административное правонарушение имело место по адресу: <адрес> совершено при следующих обстоятельствах:

В период с апреля по декабрь 2018 года в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на счете бюджетного учета 020941560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» не отражены суммы задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а именно - начисленные в результате претензионной работы неустойки в виде пений по 17-и муниципальным контрактам, заключенными между Администрацией Магистральнинского городского поселения и ООО «ВостСибСтрой», ООО «Стройгрупп», на общую сумму 77 843 643,14 рублей, что привело к искажению учетных и отчетных данных по состоянию на 01.01.2019, выразившемуся в занижении остатков по счетам бюджетного учета: 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» на сумму 77 843 643,14 рублей и 040140141 «Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, нарушение условий контрактов (договоров)» - 77 843 643,14 рублей.

Согласно коду строки 250 «Дебиторская задолженность по доходам (020500000, 020900000) графы 16 «консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации и территориального государственного внебюджетного фонда», графы 18 «консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации», графы 26 «бюджеты городских поселений» Баланса исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320) на 1 января 2019 г., сумма доходов отражена в размере 28 143 158,51 рублей, согласно строки 510 «Доходы будущих периодов (040140000)» графы 16 «консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации и территориального государственного внебюджетного фонда», графы 18 «консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации», графы 26 «бюджеты городских поселений» Баланса исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320) на 1 января 2019 г. сумма доходов не отражена, то есть искажение составило более чем 10 процентов (73,4 % и 100 % соответственно).

Ответственность за достоверное предоставление бюджетной отчетности в Финансовое управление администрации Казачинско-Ленского муниципального района несет должностное лицо, то есть заведующий финансово-экономическим отделом – главный бухгалтер администрации Магистральнинского городского поселения ФИО1, ранее она была привлечена к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление мирового судьи судебного участка № 67 Казачинско-Ленского района Иркутской области от 7 сентября 2018 г., вступившее в законную силу 01.11.2018.

Таким образом, заведующей финансово-экономическим отделом - главным бухгалтером администрации Магистральнинского городского поселения ФИО1 не соблюдены требования статьи 264.1 «Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности» Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 10 «Регистры бухгалтерского учета» Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 220 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 г. № 157н, пункта 86 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 декабря 2010 г. № 162н, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.11 КоАП.

Главный бухгалтер администрации Магистральнинского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области ФИО1 просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, вину в совершении административного правонарушения признала полностью, в содеянном раскаялась.

Распоряжением администрации Магистральнинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на должность заведующего финансово-экономическим отделом - главным бухгалтером администрации Магистральнинского городского поселения.

В соответствии с пунктами 2.1 - 4.15 Положения о финансово-эконмическом отделе администрации Магистральнинского городского поселения (приложение № 2 к постановлению администрации Магистральнинского городского поселения от 30 января 2013 г. № 10-п) (далее - Положение), основными задачами финансово-экономического отдела являются: организация работы в финансово-экономическом отделе по ведению бюджетного учета в целях обеспечения надлежащего исполнения сметы расходов на содержание городского поселения и исполнения изложенных полномочий, формирование полной и достоверной информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств городского поселения, формирование бюджетной отчетности; организация работы финансово-экономического отдела по вопросам администрирования доходов.

В соответствии с пунктами 4.1 - 4.20 Положения, финансово-экономический отдел в соответствии с возложенными задачами и в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: осуществляет формирование полной и достоверной информации о финансовой и хозяйственной деятельности городского поселения; работа по ведению бюджетного учета и отчетности осуществляется в соответствии с квартальными планами, утвержденными Главой городского поселения, а также в соответствии с данным Положением.

В соответствии с пунктом 7.2 Положения, заведующий финансово-экономическим отделом несет персональную ответственность перед Главой городского поселения за организацию работы и выполнение задач и функций, определенных Положением.

На основании раздела 4 «Должностные обязанности» Должностной инструкции муниципального служащего, замещающего должность заведующего финансово-экономическим отделом – главного бухгалтера, утвержденной распоряжением администрации Магистральнинского городского поселения от 24.01.2013 № 09/1-ро (далее – Должностная инструкция): организует работу по ведению регистров бухгалтерского учета, исполнению смет расходов, учету имущества, обязательств, основных средств, материально-производственных запасов, исполнения обязательств; обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, исполнения обязательств; обеспечивает составление отчета об исполнении бюджета поселения, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, предоставление их в установленном сроки.

Согласно раздела 5 Должностной инструкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей, муниципальный служащий может привлекаться к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного ответственность за достоверное предоставление бюджетной отчетности в Финансовое управление администрации Казачинско-Ленского муниципального района несет должностное лицо, то есть заведующий финансово-экономическим отделом – главный бухгалтер администрации Магистральнинского городского поселения ФИО1

Квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного часть 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Повторным совершением административного правонарушения, в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 и статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считается совершение административного правонарушения до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления, предшествующего постановлению, которым вновь назначается административное наказание.

В соответствии со статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Частью 2 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, к числу которых относится главный бухгалтер.

Согласно абзаца 2 пункта 2 статьи 264.1 «Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности» Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 «Регистры бухгалтерского учета» Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Согласно пункта 220 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 г. № 157н (далее - Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01декабря 2010 г. № 157н) счет 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам» предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причинного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством Российской Федерацией порядке, по суммам предварительных оплат не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенных (не удержанных из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации, при возникновении страховых случаев, по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 86 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 декабря 2010 г. № 162н регламентировано, что суммы задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, отражаются по дебету счета 020941560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» и кредиту счетов 040110141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, нарушение условий контрактов (договоров)», 040140141 «Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, нарушение условий контрактов (договоров)».

Согласно пункта 11.3 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н, в состав бюджетной отчетности для финансового органа, уполномоченного на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета Российской, включен Баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда.

Пунктом 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено что, действие настоящего Федерального закона распространяется на государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» настоящий Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а так же при составлении бюджетной отчетности.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность (в рассматриваемом случае, согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», - бюджетная отчетность) должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

В соответствии с условиями муниципальных контрактов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В случае просрочки исполнения Застройщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренные муниципальными контрактами, а также иных случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения Застройщиками, обязательств, предусмотренных муниципальными контрактами, Участник долевого строительства направляет Застройщику требование об уплате неустоек (штрафов, пений), а Застройщик обязан уплатить указанные неустойки (штрафы, пени) в течение пяти дней с момента получения указанного требования.

В 2018 году Администрацией Магистральнинского городского поселения в соответствии с пунктом 7.2 муниципальных контрактов в адрес ООО «ВостСибСтрой»и ООО «Стройгрупп» были направлены претензии об уплате неустойки за нарушение сроков исполнения обязательств по передаче объектов долевого строительства – квартир многоквартирного дома.

Согласно положениям части 1 статьи 9 «Первичные учетные документы» Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Частью 2 статьи 9 «Первичные учетные документы» Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ установлены обязательные реквизиты первичного учетного документа, при этом частью 4 данной статьи предусмотрено, что формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 10 «Регистры бухгалтерского учета» Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Согласно пункту 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 г. № 157 субъект учета при формировании учетной политики устанавливает формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, и иные документы бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов.

Главным бухгалтером ФИО1 по состоянию на 01.01.2019 не отражены в бюджетной отчетности пени, предъявленные за неисполнение обязательств на общую сумму 77 843 643,14 рублей. Искажение показателей бюджетной отчетности составило более 10%.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 67 Казачинско-Ленского района Иркутской области от 07.09.2018 г. главный бухгалтер администрации Магистральнинского городского поселения ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения заведующей финансово-экономическим отделом - главным бухгалтером администрации Магистральнинского городского поселения ФИО1 административного правонарушения и ее виновность подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, протоколом об административном правонарушении от 23.04.2019 г., пояснительной запиской ФИО1, копиями претензий, копией должностной инструкции муниципального служащего – главного бухгалтера, копией положения о финансово-экономическом отделе администрации Магистральнинского городского поселения, копией распоряжения администрации Магистральнинского городского поселения, копией постановления мирового судьи судебного участка № 67 Казачинско-Ленского района Иркутской области от 07.09.2018 г., копией акта выездной проверки от 22.03.2219 г., копиями бухгалтерских справок.

Как усматривается из пояснения главного бухгалтера Администрации городского поселения ФИО1 начисленные пени по претензиям не были приняты своевременно к учету в связи с отсутствием специалистов в финансово-экономическом отделе, сложностью учета в программном комплексе и выводом в бухгалтерской отчетности.

Вина главного бухгалтера Администрации Магистральнинского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области ФИО1 в совершении административного правонарушения заключается в том, что у нее имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 2 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным должностным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих наказание, в отношении ФИО1 не установлено.

Смягчает наказание ФИО1 признание вины, раскаяние в совершенном административном правонарушении.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о применении в качестве меры наказания к ФИО1 административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

постановил:

Признать главного бухгалтера Администрации Магистральнинского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения копии постановления в Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области.

Судья М.Ф. Антоневич

Штраф должен быть оплачен в течение 60 дней получателю УФК по Иркутской области

лицевой счет: <***>

ИНН <***> КПП 380801001

счет получателя: № 40101810250048010001

Банк получателя: Отделение по Иркутской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации, г. Иркутск

БИК 042520001

КБК: 100 1 16 90010 01 6000 140

ОКТМО: 25701000001

УИН: 10034730232019304199 (по протоколу от 23.04.2019 г. № 34-23-19/2019-3).

Квитанция об уплате штрафа должна быть передана в Казачинско-Ленский районный суд по адресу: <...>.

В случае неуплаты штрафа в указанный срок, наступает административная ответственность, предусмотренная ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Судья М.Ф. Антоневич