ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-10/20 от 21.02.2020 Буйнакского городского суда (Республика Дагестан)

Дело N 5-10/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Буйнакск 21 февраля 2020 года

Судья Буйнакского городского суда Республики Дагестан Аджиева Л.З., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица – муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления №4 города Буйнакска», юридический адрес: 368220, <...>, ИНН <***>,

УСТАНОВИЛ:

30 ноября 2019 года главным специалистом-экспертом УНКСО Минобрнауки Республики Дагестан (далее - также) ФИО1 в отношении юридического лица - муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления №4 города Буйнакска» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч.3ст.19.20 КоАП РФ.

Сотрудниками УНКСО Минобрнауки Республики Дагестан на основании приказа Министерства образования и науки Республики Дагестан N 2163-04/19 от 30 октября 2019 г. «О проведении плановой выездной проверки муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления №4 города Буйнакска» была проведена плановая выездная проверка лицензиата по вопросам соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, соблюдения законодательства РФ в области образования при осуществлении деятельности.

В ходе проверки выявлены нарушения лицензионных требований: в образовательной организации отсутствует Заключение о соответствии объекта обязательным требованиям пожарной безопасности, что нарушает требования п.8 ч.1 ст.46 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и ч.6 п. «з» Положения о лицензировании образовательной деятельности (Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. №966).

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении представитель юридического лица ФИО2 вину признала частично, а именно: что Лицензия на осуществление образовательной деятельности во вверенном дошкольном образовательном учреждении выдана Министерством образования и науки Республики Дагестан 29 мая 2013 года №7031. На момент проверки лицензия была представлена. На момент получения лицензии образовательное учреждение соответствовало требованиям указанным и в п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 и постановлению Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности", в том числе и имелось заключение о соответствии объекта обязательным требованиям пожарной безопасности. ГУ МЧС по РД по г. Буйнакску и Буйнакскому району неоднократно проводило проверки дошкольного образовательного учреждения и вносило соответствующие предписания. Подтверждением вышесказанному является и постановление мирового судьи судебного участка №19 г. Буйнакск от 15 мая 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении №3-139/2018. МКДОУ «Детский сад №4 г. Буйнакск» является казенным учреждением, финансируемым из бюджета, собственных средств не имеет и не имеет права на нецелевое использование бюджетных средств. Учреждение предприняло максимально возможные меры по устранению нарушений, неоднократно обращались к главе ГО «город Буйнакск» о выделении денежных средств для устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности по предписаниям.

Согласно ч. 4. статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта РФ выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно ч. 11. ст. 19 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Таким образом, нарушение может быть идентифицировано как грубое, если оно повлекло за собой вышеприведенные последствия.

Просила прекратить производство по делу в отношении МКДОУ «Детский сад №4 г. Буйнакск».

Выслушав представителя юридического лица, исследовав представленные материалы, прихожу к выводу, что вина МКДОУ «Детский сад №4 г. Буйнакск» в совершении административного правонарушения по ч.3ст.19.20 КоАП РФдоказана.

В силу ч.3 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к данной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу п.40 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ) образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности).

На основании п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности осуществление образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п.4 и пп. «а», «б» и «в(1)» п.5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч.11 ст.19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно п.1 ч.11 ст.19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

По смыслу положений статьи 28 ч.6 п.2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения внеплановой документарной проверки 25 мая 2018 года установлено: отсутствие Заключения о соответствии объекта обязательным требованиям пожарной безопасности.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и виновность МКДОУ «Детский сад №4 г. Буйнакск» в его совершении подтверждены, помимо протокола об административном правонарушении N 296/19 от 30.11.2019, совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: приказом о проведении плановой выездной проверки МКДОУ «Детский сад №4 г. Буйнакска» N2163-04/19 от 30.10.2019; предписанием об устранении выявленных нарушений N 521-21/19 от 30.11.2019.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и части 6 пункта «з» Положения о лицензировании образовательной деятельности (Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966) – необходимо наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах.

Таким образом, МКДОУ «Детский сад №4 г. Буйнакск» при осуществлении образовательной деятельности были нарушены: п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовательной деятельности в Российской Федерации», предписывающий обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; п.«з» ч.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, выразившиеся в отсутствии у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

Действия МКДОУ «Детский сад №4 г. Буйнакск» суд квалифицирует по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Доводы представителя МКДОУ «Детский сад №4 г. Буйнакск» со ссылкой на ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ о том, что в бездействии МКОУ «Детский сад №4 г. Буйнакск» нет вины, невыполнение требований предписания в установленный срок имеют место в связи с отсутствием бюджетного финансирования, при этом приняты все возможные меры к получению денежных средств для выполнения требований пожарной безопасности - не могут быть приняты во внимание в качестве основания для вывода об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, не опровергают установленные по делу фактические обстоятельства и не свидетельствует об отсутствии вины МКОУ «Детский сад №4 г. Буйнакск» в совершенном правонарушении.

МКОУ «Детский сад №4 г. Буйнакск», пользуясь имуществом на законных основаниях, обязано обеспечивать соблюдение в помещении требований пожарной безопасности. Доводы об обратном являются несостоятельными.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что руководителем МКОУ «Детский сад №4 г. Буйнакск» не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для соблюдения требований пожарной безопасности и привлечения необходимых для исполнения требований законодательства денежных средств и, соответственно, оснований для применения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ и освобождения юридического лица от административной ответственности не имеется.

Государственная защита прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется статьями 41, 42, 45 Конституции Российской Федерации и другими законодательными актами.

Наступление административной ответственности не может ставиться в зависимость от наличия у субъекта правонарушения финансовых средств на исполнение обязанностей, возложенных на него законодательством Российской Федерации, иначе такие действия привели бы к нарушению принципов административной ответственности, закрепленных КоАП РФ.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность в соответствии со статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Санкция ч.3 ст.19.20 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает административный штраф на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ч.1 ст.3.12 КоАП РФадминистративное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части названного Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

С учетом обстоятельств дела, учитывая характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие отягчающих обстоятельств, полагаю, что цели административного наказания могут быть достигнуты путем наложения на учреждение административного штрафа.

Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ не имеется.

Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, ст.4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.

В силу ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, а также принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, имущественное и финансовое положение МКДОУ «Детский сад №4 г. Буйнакск», считаю, что назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, его материальное положение.

С учетом конкретных обстоятельств дела, считаю необходимым в отношении МКДОУ «Детский сад №4 г. Буйнакск» назначить административное наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, но не менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц, установленного санкцией указанной статьи, то есть в размере 75 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

признать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №4 города Буйнакска» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.

Административный штраф перечислить по следующим реквизитам: получатель - ИНН - <***>, КПП - 057201001 УФК по РД Министерство образования и науки Республики Дагестан, лицевой счет – <***>) Счет - 40101810600000010021, БИК - 048209001, КБК - 07711607000016000140, ГРКЦ НБ Республика Дагестан Банка России г.Махачкалы, ОКТМО – 82701000 по месту нахождения плательщика (с обязательным указанием наименования плательщика).

Согласно ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 настоящего Кодекса.

Разъяснить, что в силу ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

На постановление может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Дагестан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Аджиева Л.З.