ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-10/2016 от 25.01.2016 Рыльского районного суда (Курская область)

Дело № 5-10/2016 (№ 5-177/2015)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Рыльск 25 января 2016 г.

Судья Рыльского районного суда Курской области Костин А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении: перевозчика ФЛП «ФИО1», находящегося по адресу: <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

Перевозчик ФЛП «ФИО1», занимающийся международными перевозками грузов, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем предоставления недействительных документов, при следующих обстоятельствах.

<дата> со стороны Украины в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Крупец Курской таможни под управлением гражданина Украины Горб Ю.В. прибыл автомобиль марки <данные изъяты> Согласно свидетельств о регистрации транспортных средств, данный автомобиль и полуприцеп принадлежат перевозчику Физическое Лицо-Предприниматель «ФИО1» (<адрес>). Водителем Горб Ю.В. при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза должностным лицам таможенного поста МАПП Крупец Курской таможни были представлены следующие товаросопроводительные и коммерческие документы: CMR А от <дата>, СЧЕТ от <дата>, упаковочный лист б/н от <дата>, согласно которым в грузовом отделении полуприцепа перевозится товар: концентрат смазочно-охлаждающей жидкости, масляная смазочно-охлаждающая жидкость, технологическая смазка, общим количеством грузовых мест – 56, общим весом брутто товаров – <данные изъяты> кг. Отправителем товаров является ООО «Баркор-Ойл» (<адрес>), а получателем ООО «Приволжская нефтехимическая компания» (<адрес>). Перевозчиком является ФЛП «ФИО1» (Украина, г. Чернигов). Таможенным досмотром было установлено, что грузовые места представляют собой 15 деревянных паллет, на 14 из которых с помощью пластиковой ленты стянуты металлические бочки двух видов: 50 бочек диаметром <данные изъяты> см, высотой <данные изъяты> см, окрашенные в зеленый цвет с двумя белыми резьбовыми пробками из синтетического материала; 6 бочек диаметром <данные изъяты> см, высотой <данные изъяты> см, окрашенные в синий цвет с одной металлической резьбовой пробкой. На 12 паллетах установлено по 4 бочки первого вида и сверху накрыты паллетами, на 1 паллете установлено 2 бочки первого вида и сверху накрыты паллетом, на 1 паллете установлено 6 бочек второго вида, паллетом не накрыты, но в задней части полуприцепа находится 1 паллет. Размеры паллет: длина от <данные изъяты> см до <данные изъяты> см, ширина от <данные изъяты> до <данные изъяты> см, высота от <данные изъяты> до <данные изъяты> см. На деревянных паллетах имеется маркировка, нанесенная способом выжигания, содержащая цифровую и буквенную информацию на иностранном языке. Таким образом, в ходе таможенного досмотра было установлено, что в грузовом отделении полуприцепа перевозится товар, представляющий собой металлические бочки, содержащие жидкость различной вязкости и цвета с неагрессивным химическим запахом и деревянные паллеты, бывшие в употреблении, общим количеством грузовых мест 15, что на 41 грузовое место меньше, чем заявлено в товаросопроводительных и коммерческих документах. Информация о товаре: деревянные паллеты в количестве <данные изъяты> шт., общим весом брутто <данные изъяты> кг, отсутствовала в CMR А от <дата>, СЧЕТ от <дата>, упаковочный лист б/н от <дата>.

По результатам проведенного административного расследования по делу, <дата> главным государственным таможенным инспектором ОКТТ таможенного поста МАПП Крупец Курской таможни в отношении перевозчика ФЛП «ФИО1» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Определением и.о. заместителя начальника Курской таможни от <дата>, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ в отношении перевозчика ФЛП «ФИО1» для рассмотрения по существу было передано судье Рыльского районного суда Курской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Согласно подп. 21 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту ТК ТС), перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, в пределах таможенной территории Таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств. ТК ТС устанавливает требование о представлении перевозчиком таможенному органу документов при прибытии в пункт пропуска через таможенную границу или иное установленное место.

Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 данного кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров (ч. 1 ст. 158 ТК ТС).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 159 ТК ТС при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик при международной перевозке автомобильным транспортом представляет документы на транспортное средство международной перевозки, транспортные (перевозочные) документы, имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары, а также сведения, в том числе о наименовании, весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов.

Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов, определяет порядок и процедуру перевозки грузов, в частности, она касается перевозки грузов, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одной из Договаривающихся Сторон до таможни места назначения другой Договаривающейся Стороны (статья 2).

Конвенцией МДП установлено, что перевозчик представляет в каждой промежуточной таможне и в таможнях места назначения для таможенного контроля транспортное средство с содержащимся в нем грузом и соответствующие документы на груз (статьи 19, 21 Конвенции). В представляемые документы, в свою очередь, перевозчик вносит сведения о перемещаемом грузе, а также проставляет удостоверительную запись о том, что сведения о грузе точны и полны.

На основании статьи 36 Конвенции МДП, всякое нарушение положений настоящей Конвенции влечет применение к виновному в стране, в которой нарушение было совершено, предусмотренных законодательством этой страны санкций.

Согласно статье 39 Конвенции МДП, факт расхождения между сведениями, приведенными в книжке МДП, и наличием товара, не рассматривается как нарушение, если перевозчик приведет доказательство того, что эти расхождения не являются результатом ошибок, допущенных преднамеренно или по небрежности при погрузке или при составлении книжки МДП.

Статьей 3 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее КДПГ) от 19.05.1956 установлено, что при применении данной Конвенции перевозчик отвечает, как за свои собственные действия и упущения, за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения перевозки, когда эти агенты или лица выполняют возложенные на них обязанности.

Статьями 4-6 и 9 КДПГ предусмотрено, что договор перевозки устанавливается накладной, подписанной отправителем и перевозчиком. В накладной должны быть указаны, помимо прочего, вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза. Накладная служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком.

Статья 8 КДПГ устанавливает, что при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров, внешнее состояние груза и его упаковки.

Исходя из содержания приведенных статей Конвенции, накладная является доказательством условий договора, который составляется сторонами, в том числе перевозчиком, при их непосредственном участии и с отражением в нем известных всем участникам договора условий (что предполагает их предварительную проверку), в частности, о весе груза, о количестве грузовых мест, о наименовании товара.

Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФЛП «ФИО1» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом и своевременно извещенным о дате, месте и времени судебного разбирательства, представил суду заявление, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Главный государственный таможенный инспектор ОКТТ таможенного поста МАПП Крупец Курской таможни ФИО2, составивший протокол об административном правонарушении, будучи надлежащим образом и своевременно извещенным о слушании дела, в судебное заседание не явился.

Исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности подтверждают вину перевозчика – ФЛП «ФИО1» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

При проведении административного расследования по делу, ФЛП ФИО1 не признала факт совершения перевозчиком административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ и пояснила, что она в качестве частного предпринимателя зарегистрирована с <дата>. С правами и обязанностями перевозчика, установленными Таможенным кодексом Таможенного союза Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от <дата> она ознакомлена. Руководство перевозчика ФЛП ФИО1 ознакамливало водителя Горб Ю.В. с обязанностями проверки соответствия транспортным и коммерческим документам товаров во время их погрузки в грузовые отсеки транспортных средств для дальнейшей международной перевозки. В обязанности водителя входит присутствие при погрузке товара в транспортное средство, проведение сверки соответствия фактически загруженного товара с товаром, сведения о котором заявлены в товаросопроводительных документах с целью соблюдения требований таможенного законодательства. В грузовом отсеке полуприцепа марки <данные изъяты>, наименование и количество товаров соответствует информации, указанной в товаросопроводительных документах, перемещался товар: масляная смазочно-охлаждающая жидкость «Асфол-1» (бочки по <данные изъяты> л – 8 шт.), концентрат смазочно-охлаждающей жидкости «ЭкоЗор» (бочки по <данные изъяты> л – 2 шт.), концентрат технологической смазки «Ферробетол-М» (бочки по <данные изъяты> л – 6 шт.), концентрат смазочно-охлаждающей жидкости «Унизор-М» (бочки по <данные изъяты> л – 40 шт.). Бочки были закреплены на деревянные паллеты для надежной перевозки груза в целях безопасности перевозимых товаров. Получатель ООО «Приволжская нефтехимическая компания» (РФ, <...>) паллеты деревянные не заказывал. Перевозчиком ФЛП ФИО1 при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, в таможенный орган МАПП Крупец были предоставлены документы: CMR А от <дата>, СЧЕТ от <дата>, в которых отсутствовала графа с указанием количества и наименования паллет. Перевозчиком «ФЛП ФИО1» никаких данных в графу 18 СМR, предусмотренные пунктом 1 статьи 8 КДПГ не вносились. Считает, что за правильность заполнения и оформления товаросопроводительных документов: CMR А от <дата>, СЧЕТ от <дата>, в которых отсутствуют сведения о паллетах, должны нести ответственность представители грузоотправителя (л.д. 37 – 38).

Однако, вина перевозчика ФЛП «ФИО1» в совершении административного правонарушения, подтверждается совокупностью представленных доказательств по делу.

Товаросопроводительными и коммерческими документами: CMR А от <дата>, СЧЕТ от <дата>, упаковочный лист б/н от <дата>, согласно которым в грузовом отделении полуприцепа перевозится товар: концентрат смазочно-охлаждающей жидкости, масляная смазочно-охлаждающая жидкость, технологическая смазка, общим количеством грузовых мест – 56, общим весом брутто товаров – <данные изъяты> кг. Перевозчиком товара является ФЛП «ФИО1» (Украина, г. Чернигов) (л.д. 26 – 28).

Актом таможенного осмотра от <дата>, согласно которого был осмотрен автомобиль марки <данные изъяты>. В результате сканирования транспортного средства с применением МИДК было получено изображение, из анализа которого возникли основания полагать, что в грузовом отделении автомобиля предположительно находится товар, не заявленный в товаро-сопроводительных документах в соответствии с действующим законодательством таможенного союза (л.д. 6 - 9).

Согласно акту таможенного досмотра от <дата>, к таможенному досмотру представлен товар, выгруженный из грузового отделения автомобиля марки <данные изъяты>, в помещение № 3 ЗТК СВХ ООО ТЛТ «Крупецкий», а именно: 15 деревянных паллет, на 14 из которых с помощью пластиковой ленты стянуты металлические бочки двух видов: 50 бочек диаметром <данные изъяты> см, высотой <данные изъяты> см, окрашенные в зеленый цвет с двумя белыми резьбовыми пробками из синтетического материала; 6 бочек диаметром <данные изъяты> см, высотой <данные изъяты> см, окрашенные в синий цвет с одной металлической резьбовой пробкой. На 12 паллетах установлено по 4 бочки первого вида и сверху накрыты паллетами, на 1 паллете установлено 2 бочки первого вида и сверху накрыты паллетом, на 1 паллете установлено 6 бочек второго вида, паллетом не накрыты, но в задней части полуприцепа находится 1 паллет. Размеры паллет: длина от <данные изъяты> см до <данные изъяты> см, ширина от <данные изъяты> до <данные изъяты> см, высота от <данные изъяты> до <данные изъяты> см. Таможенным досмотром было установлено, что CMR А от <дата>, СЧЕТ от <дата>, упаковочный лист б/н от <дата> не содержат сведений о товаре – деревянных паллетах в количестве 28 шт., общим весом брутто <данные изъяты> кг. (л.д. 11 – 21).

Протоколом изъятия вещей и документов от <дата>, были изъяты паллеты деревянные бывшие в употреблении в количестве 28 шт. общим весом брутто <данные изъяты> кг. (л.д. 51 - 52).

Актом приема – передачи имущества на ответственное хранение от <дата>, согласно которому изъятый по протоколу изъятия вещей и документов от <дата> товар – паллеты деревянные бывшие в употреблении в количестве 28 шт. общим весом брутто <данные изъяты> кг. был помещен на хранение на СВХ ООО «Знамение» (л.д. 53).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, выражается в данном случае в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем предоставления недействительных документов.

Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов не обязывает перевозчика проверять вес брутто товара, принимаемого к перевозке, его наименование, но и не запрещает ему этого делать, при этом не отменяет обязанность перевозчика достоверно заявить вес брутто таможенному органу, наименование товара, которая установлена таможенным законодательством РФ.

Перевозчиком ФЛП «ФИО1» меры к установлению наименования товара, принимаемого к перевозке, приняты не были. Сведений о том, что у представителя перевозчика объективно отсутствовала такая возможность, судом не установлено. Тот факт, что представитель перевозчика не проводил сверку товара, не свидетельствует об отсутствии объективной возможности установления необходимых сведений о товаре.

Обязанность перевозчика предоставлять достоверные сведения о товаре, в том числе о наименовании, весе брутто и количестве грузовых мест не поставлена в зависимость от того, правильно или неправильно они указаны грузоотправителем в товаросопроводительных документах, что предполагает осуществление самостоятельного контроля перевозчиком за достоверностью указанных сведений, представляемых в таможенный орган.

Согласно ст. 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать Конституцию РФ и законы, а, следовательно, и установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей и прав, предусмотренных таможенным законодательством, но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, перевозчик ФЛП «ФИО1» в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе международных норм, имел реальную возможность правильно установить наименование товара (груза) ввозимого в РФ и сообщить таможенному органу достоверные сведения об этом, однако не принял все зависящие от него меры по соблюдению требований закона: не была проверена правильность записей, сделанных в сопроводительных документах на товар, установлено наименование товар, тем самым, перевозчик совершил правонарушение, предусмотренное ст. 16.1 ч.3 КоАП РФ.

Оснований для освобождения перевозчика ФЛП ФИО1 от административной ответственности не имеется.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, данные о лице, в отношении которого ведется производство по делу, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Перевозчик ФЛП ФИО1 оказал содействие органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, что свидетельствует из материалов дела и пояснений представителя перевозчика, ранее к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекался, что в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, является обстоятельствами, смягчающими его административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность перевозчика ООО ФЛП ФИО1, в соответствии ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Учитывая обстоятельства совершенного административного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2 КоАП РФ и отсутствие обстоятельств, отягчающих в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ административную ответственность, а также, принимая во внимание, что ФЛП ФИО1, осуществляет свою деятельность и находится на территории Украины, наказание перевозчику надлежит определить в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья,

П О С Т А Н О В И Л :

Признать перевозчика ФЛП ФИО1, находящегося по адресу: Украина, <...>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения – товара: деревянных паллетов бывших в употреблении в количестве 28 шт., общим весом брутто <данные изъяты> кг., изъятого по протоколу изъятия от <дата>, находящегося на ответственном хранении на СВХ ООО «Знамение», расположенного по адресу: Россия, Курская область, Рыльский район, пос. Сембаза).

Постановление может быть обжаловано в Курский областной суд через Рыльский районный суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судья: